Данные городской приемной комиссии показывают, что этой осенью в классы придет на 28 100 учеников меньше, чем планировал город, причем это не окончательная цифра; согласно самым консервативным прогнозам, в течение учебного года дети будут покидать классы, и школы не досчитаются еще 2 300 человек.
Школьная система Нью-Йорка является крупнейшей среди государственных образовательных систем в стране. До начала пандемии COVID-19 бесплатные городские школы посещало более миллиона детей, но потом начался отток учеников: кого-то из родителей пугала неразбериха с требованиями вакцинации и масок, кого-то не устраивало, что классы перешли на онлайн-обучение. Действительно, практически все частные школы в городе работали в очном режиме в 20/21 учебном году, и только государственные школы большую часть времени оставались закрытыми, в том числе и по требованию учительских профсоюзов. В итоге более 100 тысяч детей ушли из государственных школ в частные или на домашнее обучение. Большую популярность приобрели и образовательные кружки (learning pods): родители, живущие в одном районе, собирали детей в небольшие группы, где занимались с ними по учебным программам.
На решение многих родителей забрать детей из государственных школ повлиял и резко снизившийся уровень образования, особенно после того, как при предыдущей администрации города была введена новая система оценок, при которой дети могут особо и не напрягаться с учебой. Кроме того, продолжается отток учеников из консервативных семей, не оценивших усилившееся в школах слишком «прогрессивное» обучение, посвященное гендерным и расовым проблемам.
В конце января 2021 года DOE Нью-Йорка признал, что набор в учебном году 21/22 составил «примерно 960 000 школьников», что на 4% меньше, чем в прошлом году. В наступающем учебном году 22/23, по прогнозам, в городских школах будет примерно 760 439 учащихся. Это сказывается, само собой, на бюджете: ведь школа получает деньги за каждого ученика.
В феврале мэр Адамс объявил о своем намерении сократить школьный бюджет на 22/23 учебный год на 215 миллионов долларов. Однако городской контролер Брэд Ландер обнаружил, что сокращения в предстоящем учебном году будут гораздо более значительными, и школам будет отправлено на 372 миллиона долларов меньше, чем заявлено официально.
Именно за школьный бюджет схлестнулись между собой городские власти, Объединенная федерация учителей (UFT) города Нью-Йорка и родители-активисты.
Аргументируя тем, что учеников в городских школах будет меньше, глава DOE и мэр Эрик Адамс настаивают на сокращении финансирования образовательных учреждений в следующем году. И это, конечно, логично: зачем выделять деньги на пустые места за партами. С другой стороны, если мы хотим, чтобы уровень образования был выше, чтобы детям была обеспечена возможность получить все необходимые им сервисы, чтобы в школах были оборудованы прекрасные библиотеки, научные лаборатории, физкультурные залы, музыкальные классы – наоборот, нужно увеличивать бюджет! Ведь только в том случае, если государственные школы смогут составить достойную конкуренцию частным учебных заведениям, в них вернутся ученики. Сейчас же школы вынуждены не только отказываться от дополнительных развивающих программ, но и увольнять учителей из-за недостатка финансирования. Более чем в 70% школ города уже прошли сокращения персонала. А если учесть, что многие учителя вышли на пенсию или уволились за время пандемии или из-за отказа от обязательной вакцинации, то в наступающем учебном году наши школы ждет настоящий кадровый кризис.
Глава DOE уверил было, что потерявшие работу преподаватели «останутся в городском резерве и будут иметь право на работу в других школах». Но непонятно, о каких других школах идет речь, если все школы попали под удар сокращения? Майкл Малгрю, президент UFT, назвал эти слова о перемещении учителей между школами «ложным нарративом» и заявил, что у города есть неизрасходованная федеральная помощь в связи с пандемией в размере 4,6 миллиарда долларов.
- Эти средства должны быть использованы для того, чтобы предоставить нашим ученикам необходимые условия обучения, включая меньшие размеры классов, - заявил Малгрю.
Малгрю намекает на принятый в июне этого года законодателями штата закон, который требует от города сократить размеры классов. Согласно закону, предложенному Джоном Лю, сенатором и председателем Комитета образования города Нью-Йорк, в классах от детского сада до 3 класса должно быть не больше 20 учеников, с 4 по 8 классы – не более 23, а в старшей школе – не более 25. До этого количество детей в классах средней школы ограничивалось 33, а старшей – 34.
Городские власти активно противились этому закону, потому что потребуется нанять больше учителей, что обойдется в сотни миллионов долларов. А поскольку денег в бюджете нет, то придется либо сокращать дополнительные образовательные программы (например, музыку или рисование), либо нанимать педагогов с низкой квалификацией. Ну а скорее всего, и то, и другое. Однако время еще есть – пока губернатор штата Кэти Хокул не подписала этот законопроект.
Таким образом, битва за образование продолжается. 18 июля от родителей и педагогов был подан совместный иск в попытке отменить решение городских властей о сокращении школьного бюджета на предстоящий учебный год. В иске, поданном против мэрии Нью-Йорка, Департамента образования и его руководителя Дэвида Бэнкса, утверждается, что власти не соблюдали необходимые процедуры до того, как выборные должностные лица проголосовали за окончательный бюджет, который вступил в силу 1 июля. Истцы просят суд признать принятый бюджет недействительным и потребовать от горсовета пересмотреть его и проголосовать заново. А в ожидании окончательного решения, истцы требуют временного запретительного судебного приказа на осуществление сокращения бюджета, и финансирования школ на уровне прошлого финансового года.
В итоге, после подковерных переговоров и вырвавшихся на публику заявлений, 20 июля стало известно, что мэрия, похоже, согласится вернуть школам 250 миллионов долларов. Это, конечно, намного меньше, чем призывали некоторые члены городского совета, но, как говорится, и то хлеб.