Джозеф Кеннеди — бывший школьный тренер по футболу в Бремертоне, штат Вашингтон. Он много лет практиковал общую молитву после каждого матча, в которой участвовали игроки обеих команд. Отказ от молитвы мог повлечь за собой отстранение от следующей игры. Членство в школьной футбольной команде — предмет гордости как родителей, так и учеников и большой плюс при поступлении в колледж. Немногие игроки отказывались от молитвы во имя собственных религиозных убеждений. Но по меньшей мере один из родителей пожаловался школьной администрации на то, что его сын был вынужден молиться, хотя он атеист.
Совет школьного округа запретил Кеннеди устраивать общую молитву на футбольном поле. Тогда он стал удаляться на 50 ярдов от поля и там молиться в одиночестве, но на виду у игроков и зрителей. Вероятно, он хороший тренер, потому что школьные власти пытались решить проблему миром. Но Кеннеди ни на какие компромиссы не пошел, и совет отправил его в неоплачиваемый бессрочный отпуск. Тренер вчинил иск округу.
Тяжба получила широкую огласку. Кеннеди утверждает, что школьная администрация нарушила его право на свободу вероисповедания, гарантированную Первой поправкой. Округ тоже обвиняет его в нарушении Первой поправки, отделяющей церковь от государства. В том-то и дело, что поправка гласит и то, и другое: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание». Отцам-основателям здесь все было ясно, но за 231 год существования поправки это положение обросло множеством толкований.
Молитва в основном запрещена в публичных школах США решениями Верховного суда с 1962 года. Однако ученики могут молиться в частном порядке и вступать в религиозные клубы во внеурочные часы, если их к этому не принуждают. В 1992 году суд постановил, что и добровольные школьные молитвы противоречат Конституции, поскольку сопровождаются формами скрытого давления: ученик, отказавшийся молиться, чувствует себя изгоем по отношению к другим и как инакомыслящий подвергается нападкам со стороны одноклассников, согласившихся участвовать в общей молитве. Рассматривая дело «Ли против Вейсмана», суд решил тогда, что такое положение ставит школьника «перед дилеммой участия или протеста» и что при этом он испытывает «социальное давление», исходящее от ровесников.
Но суд нынешнего состава вполне способен пересмотреть прежние решения. Консервативное большинство составляет в нем шесть человек, либералов всего трое. Из реплик и вопросов судей эксперты усматривают, что четверо из них — Кларенс Томас, Сэмюэл Алито, Нил Горсач и Бретт Кавано — склоняются к пересмотру действующих положений. Для того, чтобы иск Кеннеди был отвергнут, неодходимо, чтобы к либералам примкнули председатель суда Джон Робертс и судья Эми Кони Барретт. В случае Робертса это возможно, в случае Барретт — сомнительно.
Прогноз заключается в том, что запрет принуждения к молитве, всего вероятнее, устоит, но будет ослаблен оговорками.
Между тем в России месяц назад высокопоставленный государственный чиновник предложил ввести школьную молитву в обязательную практику. Это сделал помощник президента РФ Владимир Мединский на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению. При этом он сослался на американский опыт.
«Во всех государственных и частных школах США на протяжении последних 150 лет, — сказал он, — учебный день начинается с короткой молитвы во славу Америки, ее символов и флага, написанной американскими общественными деятелями во второй половине XIX века, с той поры не менявшейся, и только в некоторых штатах отдельными законами штата разрешено школьникам не произносить эти слова вслух, если они противоречат их какой-то там толерантности. Но присутствовать при этом они обязаны, и это — 150 лет».
Утверждения Мединского просто не соответствуют действительности. Он путает молитву с клятвой верности флагу США, но и эту клятву ученик имеет право не произносить. Обязательной ее сделали Конгресс и президент Рузвельт в 1942 году, но уже в 1943-м Верховный суд признал этот закон нарушающим Первую поправку. Иск президенту и Конгрессу вчинили тогда семьи, принадлежащие к церкви Свидетелей Иеговы, отстаивающие свою религиозную независимость и принцип «Богу — Богово, а кесарю — кесарево». Это и есть разделение церкви и государства, ведь государство любит творить кумира из флага или иных своих символов. Получается, что именно глубоко и искренне верующие люди должны настаивать на светском характере школьного образования.
Но никто не возразил Мединскому. Он поставил вопрос на голосование, и комиссия большинством голосов решила направить предложение министру просвещения Сергею Кравцову. Некоторые внимательные зрители обратили внимание на то, что несколько членов комиссии рук не подняли. Сергей Кравцов в особом религиозном рвении не замечен. До своего назначения министром — он возглавлял тогда Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки — он говорил, что вероисповедание — «личное дело каждого человека». И добавлял: «У нас светское государство». В прошлом году, уже в должности министра, он вместе с патриархом Кириллом провел в храме Христа Спасителя встречу с педагогами, преподающими основы религиозных культур в средних школах России. Патриарх тогда сетовал на «отсутствие у большинства педагогов, преподающих основы православной культуры, достаточной компетенции» и просил допустить РПЦ к их подготовке. Согласился ли на это министр, не сообщалось.Пресс-служба Минпросвещения заявила в понедельник, что ведомство обсудит идею Мединского с экспертным сообществом. С 1 сентября этого года в российских школах каждая учебная неделя, как заявил недавно Кравцов, будет начинаться церемонией поднятия флага и исполнения государственного гимна РФ.
Решение по иску Кеннеди ожидается в середине июня.