Истман придерживался мнения, что по Конституции вице-президент Майк Пенс мог остановить сертификацию результатов выборов-2020 несмотря на то, что основной документ, по мнению большинства правоведов, определяет его роль в сертификации как чисто церемониальную. Члены комиссии утверждают, что Трамп и его соратники, основываясь на несостоятельной теории Истмана, нарушили закон в попытке аннулировать итоги президентских выборов. Заключение может быть передано в Генпрокуратуру, которая на его основе вправе возбудить уголовное дело против Трампа за неправомерное давление на избиркомы отдельных штатов, препятствование проведению официальной процедуры и за распространение дезинформации о мошенничестве, якобы имевшем место при голосовании, с целью обмана американского народа.
Ни один из президентов США не подвергался уголовному преследованию за действия, совершенные во время пребывания в должности. Однозначного мнения о том, может ли президент по Конституции вообще подвергнуться такому преследованию, на сегодня нет. Учитывая, что Трамп с известной вероятностью будет снова баллотироваться в президенты в 2024 г., это означает, что согласие байденовской Генпрокуратуры завести на него дело вопреки очевидному конфликту интересов явится беспримерной политизацией судебно-следственной системы.
Как бы ни развивался далее сюжет на данном направлении, Генпрокуратура тихо копает под Трампа с другой стороны. На днях член руководства консервативной организации Oath Keepers Джошуа Джеймс признал себя виновным в причастности к мятежному сговору, вылившемуся в штурм здания Капитолия, а также в препятствовании проведению официальной процедуры и срыве подсчета голосов выборщиков. Как нетрудно убедиться, те же самые прегрешения комиссия Конгресса вменяет самому Трампу. С той лишь весьма существенной разницей, что Генпрокуратура, в отличие от Конгресса, обязана хотя бы внешне соблюдать юридические приличия, и поэтому имя Трампа нигде в деле Джеймса явным образом не фигурирует. По одной простой причине: обвинение Трампа в причастности к мятежному сговору предполагает доказательства его намерения вступить в войну либо совершить иной враждебный насильственный акт против Соединенных Штатов. На сегодняшний день вряд ли какой-либо суд признает наличие у Трампа сознательного намерения причинить вред Америке как государству. Как бы Трамп ни заблуждался, он был уверен, что действует во благо Америке. Соучастие в мятеже на него не повесишь.