Практически ни у кого не вызывала сомнений победа демократа Эрика Адамса в Нью-Йорке. В последнем опросе он опережал своего соперника республиканца Кертиса Сливу на 35,5 процентных пункта (60,6: 25,1). Единственный боро, в котором Слива выигрывал у Адамса — консервативный Стейтен-Айленд (61:28). Трудно было ожидать другого результата в городе, где среди зарегистрированных избирателей демократов в семь раз больше, чем республиканцев.
В своей кампании Слива называл Адамса «вторым изданием Билла де Блазио» (а Адамс Сливу — «мини-Трампом») и упирал на безопасность. Он никогда не снимает свой красный берет, тем самым напоминая о своей роли в создании отряда добровольных стражей порядка в метро Guardian Angels. В отличие от Адамса, который намерен урезать бюджет городской полиции за счет сокращения оплаты сверхурочных, Слива обещал нанять 3000 полицейских дополнительно. Адамс за обязательные прививки работников городских служб и посетителей ресторанов — Слива против. Адамс за велосипедные дорожки — Слива против. Вместе с тем оба говорили, что отменят непопулярное решение де Блазио о закрытии школьных программ для одаренных детей.
По словам жителей Бруклина, Адамс практически не вел кампанию в боро, президентом которого он является. Русскоязычные избиратели относятся к нему по большей части скептически, но это отношение не помешало Адамсу обогнать Сливу в Бруклине на 51,6 пункта — это больше, чем в любом другом боро Нью-Йорка. Адамса, в прошлом полицейского, не поддержал профсоюз офицеров полиции. Он же, в свою очередь, вернул пожертвования четырем полицейским, обвиненным в злоупотреблении властью и необоснованном применении силы.
В списке приоритетов избирателей на первом месте значится преступность, на втором — бездомные, на третьем — занятость. В настоящее время уровень безработицы в штате Нью-Йорк составляет 7,6 процента, что выше средней цифры по стране — 5,4. Это четвертый худший показатель в США после Небраски, Юты и Южной Дакоты. Безработица в городе Нью-Йорке еще хуже — 9,8 процента. Причина прежняя — пандемия. Служащие по-прежнему работают по большей части на дому, а значит, не тратят деньги на дорогу, ланч и покупки в городских магазинах. Сидят дома и туристы, приносившие Нью-Йорку стабильный доход. В 2020 году число визитеров сократилось на 57 процентов (с 66,6 до 22,3 миллиона человек). Число рабочих мест в туристическом бизнесе сократилось на 31,4 процента. Отельный бизнес потерял 46 процентов рабочих мест. Доходы 75 процентов нью-йоркских ресторанов и баров сократились более чем наполовину. В итоге город недосчитался налогов на сумму 1,2 миллиарда долларов. Нью-йоркская индустрия развлечений потеряла две трети рабочих мест.
Справиться с этими проблемами ни тому, ни другому кандидату не под силу. Как бы то ни было, чуда не произошло. Даже 16 приемных кошек, живущих в доме Сливы, ему не помогли. После обработки 78 процентов бюллетеней выяснилось, что Адамс может считать себя избранным: он набрал 66,5 процента голосов, тогда как Слива — 28,8.
А вот на выборах в городской совет от 48-го округа (южный Бруклин включая Брайтон-Бич, Манхэттен-Бич, Шипсхэд-Бей и Хоумкрест), где доля белого населения составляет 71 процент, а республиканцев среди зарегистрированных избирателей 24 процента против 45 демократов, поединок оказался куда более интересным. Это место освободилось после того, как городской совет исключил из своих рядов Хаима Дойча, который в апреле признал себя виновным в налоговом мошенничестве. От демократов в финал вышел Стивен Саперстин. На выборах в горсовет Нью-Йорка 2017 года он избирался от 46-го округа как республиканец и проиграл. Его соперницей в этом году была 37-летний юрист, уроженка Украины Инна Верникова. Она, наоборот, прежде была демократкой, а теперь республиканка.
Верникова вела очень активную кампанию и не скрывала своих симпатий к Трампу. Более того: Дональд Трамп-младший записал для нее автоматизированный телефонный звонок. «Критически важно, чтобы мы избрали в городской совет Нью-Йорка Инну Верникову, — говорит на записи Трамп-сын, — потому что Инна выступает за полное финансирование полиции, рабочие места, сильную экономику и за то, чтобы интересы нашей страны были на первом месте». Верникова в своем посте в «Твиттере» написала, что для нее «великая честь» получить такую поддержку.
В итоге после подсчета 87 процентов голосов она опережала своего соперника почти на 30 процентных пунктов — 65:35, или 10 768 голосов против 5870. «Я очень взволнована, — заявила она в интервью New York Post. — Победа на выборах показывает, что людям надоела прогрессистская политика, разрушившая наш город и округ».
В общей сложности республиканцы выиграли четыре места в городском совете в Бруклине, Квинсе и Стейтен-Айленде. В 38-м округе (Квинс) Джоан Ариола выиграла у прогрессистки Фелиши Сингх, поддержанной Александрией Окасио-Кортес. 50-й округ (Стейтен-Айленд) проголосовал за республиканца Дэвида Карра (61%), оставив демократа Сола Олбанса, прежде бывшего членом совета от Бруклина, с 32 процентами. Карр ранее был шефом аппарата Стива Маттео, который уходит на покой, и теперь занял его место. В 19-м округе (северо-восток Квинса) избрана республиканка Вики Паладино. Член совета демократ Тони Авела проиграл ей со счетом 43:50. Еще в одном округе, 43-м (Бей-Ридж, Дайкер-Хайтс, Бат-Бич и Бенсонхерст в северо-западном Бруклине), разница между кандидатами составила всего 21 голос. Их демократ Джастин Бреннан, надеявшийся стать новым спикером совета, после подсчета 95 процентов бюллетеней проигрывал республиканцу Брайану Фоксу.
Выборы президентов боро не принесли сюрпризов: в четырех президентами избраны демократы, в пятом, Стейтен-Айленде, — республиканец. В этом последнем случае на место уходящего в отставку Джеймса Оддо претендовал демократ Марк Мерфи, но не смог составить достойную конкуренцию республиканцу Вито Фоселле и проиграл со счетом 31,54: 60,71.
В день выборов обнаружилась немаловажная для русскоязычных избирателей проблема. Марк Трейгер, член горсовета от 47-го округа (Кони-Айленд, Бенсонхерст, Си-Гейт и Грейвсенд), посетил ряд участков и увидел, что на многих из них отсутствуют переводчики. В результате избиратели не могут получить ответов на элементарные вопросы. Трейгер подчеркнул, что деньги на эту цель выделены — задачу провалила избирательная комиссия штата. Сам Трейгер не избирался (он уходит в отставку) и поддерживал в качестве своего преемника уроженца Беларуси Ари Кагана, с которым соперничал родившийся на территории округа республиканец Марк Шушкевич. В среду утром называть победителя на этих выборах было преждевременно.
Помимо выборов должностных лиц избиратели штата Нью-Йорк голосовали тем же бюллетенем на референдуме по поправкам к Конституции штата. Из пяти поправок приняты две: о том, что все жители штата имеют право на чистый воздух, чистую воду и здоровую окружающую среду и о повышении потолка претензий по гражданскому иску с 25 до 50 тысяч долларов. Все три поправки, имеющие отношение к выборам, отклонены. Прежде всего это поправка об изменении границ избирательных округов на основании последней переписи населения. Большинство избирателей штата проголосовали также против отмены нынешнего крайнего срока регистрации - не позже чем за 10 дней до дня выборов. Отвергнута и поправка, отменяющая требование уважительной причины для получения бюллетеня для заочного голосования.
В другом крупном городе штата Нью-Йорк, Баффало, нынешний мэр Байрон Браун проиграл демократические праймериз. Тем не менее он участвует в выборах как «вписанный кандидат». Это значит, что его имени нет в бюллетене, но избиратель вправе его туда вписать. Победитель праймериз Индия Уолтон, дипломированная медсестра, функционер профсоюза медработников, член организации «Демократические социалисты Америки» и политический активист с большим стажем, принадлежит к прогрессивному крылу Демократической партии. Она обещала сделать Баффало городом-убежищем для нелегальных иммигрантов и сократить финансирование полиции.
Ее кандидатуру поддержали оба сенатора от Нью-Йорка, Чак Шумер и Кирстен Джиллибранд, сенаторы Берни Сандерс и Элизабет Уоррен, а в нижней палате — представители Нью-Йорка Джамааль Боуман и Александрия Окасио-Кортес. Однако губернатор штата Кэти Хокул, уроженка Баффало, демонстративно отказалась это сделать. В последнем опросе Браун опережал Уолтон со счетом 54:36. Он в конечном счете и победил, набрав 59 процентов голосов. Результат Уолтон — 41 процент. Но о победе Брауна пока говорить рано, хоть он и провозгласил себя победителем: голоса, поданные по почте, и голоса военнослужащих начнут считать только 17 ноября.
В Бостоне вакансия образовалась после того, как президент Байден назначил мэра Марти Уолша, имевшего право избираться на третий срок, министром труда. По итогам праймериз лидировали Мишель Ву и Аннисса Эссайби-Джордж, обе — члены городского совета и обе внепартийные кандидаты. Ву — дочь иммигрантов с Тайваня. Ее профессором в Гарвардской школе права была Элизабет Уоррен. Ву намерена продвигать прогрессистскую повестку.
Аннисса Эссайби-Джордж считается умеренным кандидатом. Она дочь польки и тунисца, воспитана в католической вере, хотя ее отец — мусульманин. Голосование принесло убедительную победу Мишель Ву: она получила 63,6 процента против 36,4, поданных за Эссайби-Джордж. Впервые в истории мэром Бостона стала небелая женщина. Прежде этот пост занимали только белые мужчины.
Интересная ситуация сложилась в Сиэтле. Действующий мэр Дженни Дуркан еще в декабре решила не бороться за переизбрание на второй срок (часть избирателей сочла ее позицию во время прошлогодних беспорядков чрезмерно жесткой и пыталась инициировать ее отзыв, но Верховный суд штата отклонил петицию как необоснованную). В результате за пост боролись бывший глава городского совета афроамериканец Брюс Харрелл и нынешний Лорена Гонсалес. Он — умеренный, она — прогрессистка. Отрыв Харрела от Гонсалес составлял перед голосованием 12 процентных пунктов, но 16 процентов избирателей еще не сделали свой выбор. Гонсалес так и не удалось вырваться вперед: она проиграла Харреллу, собрав 35,1 процента голосов против 64,9 у Харрелла.
Мэр Атланты Кейша Лэнс-Боттомс в мае неожиданно заявила, что не будет избираться на второй срок. На эту вакансию претендовали президент горсовета Фелиша Мур и член совета Андре Диккенс, оба демократы. До своей нынешней должности Фелиша Мур 20 лет была членом горсовета. В своей кампании она делала акцент на безопасности, прозрачности правительства и ответственной бюджетной политике. У Мур в последнем опросе был 31 процент голосов, у Диккенса — 22. На третьем месте с 17 процентами значился бывший мэр Атланты Касим Рид. В таком порядке они и пришли к финишу: Мур — 40,8, Диккенс — 23, Рид — 22,4. Однако борьба не окончена. По закону победитель должен набрать более половины голосов избирателей. Кандидатам предстоит 30 ноября второй тур, но пока неясно, кто будет соперником Мур. Это первые выборы, проходящие по новому закону, принятому подконтрольной республиканцам легислатурой, который демократы считают дискриминационным.
В Кливленде, как и в Бостоне, выборы проходят на внепартийной основе. Нынешний мэр Фрэнк Джексон мог избираться на пятый срок, но предпочел уйти на покой. В последних опросах вперед вырвался общественник Джастин Бибб, за ним поспешал президент горсовета Кевин Келли. У первого было 34 процента, у второго — 25, но 40 процентов избирателей сказали, что еще не определились с выбором. Разница между ними примерно такая же, как и в других городах и штатах, где доминируют демократы: один — белый, пожилой и умеренный, другой — молодой, бойкий афроамериканец-прогрессист. Выборы выиграл Бибб: у него 63 процента голосов, у Келли — 37.
Наконец, в Майами переизбирается действующий мэр республиканец Фрэнсис Суарес. Это его второй срок. На выборах 2017 года он получил 86 процентов голосов. Его отец был мэром Майами четыре срока. У Суареса было пятеро соперников, но ни один из них не смог составить ему достойную конкуренцию. Он получил 78,7 процента голосов, его ближайший соперник Максвелл Мартинес — 11,5.
По результатам мэрских выборов сложно сделать однозначный вывод. В общенациональном контексте (победа республиканцев на губернаторских выборах в Вирджинии и исключительно упорная борьба в Нью-Джерси) маятник определенно качнулся вправо. Но это еще не приговор демократам. Боссы Демократической партии сознают, что ее прогрессистское крыло отпугивает многих избирателей, но кое-где и привлекает, и ради этих тактических побед партия жертвует своей идентичностью. С другой стороны, наступление республиканцев нельзя назвать стремительным или решающим.