Имя Льва Парнаса и его делового партнера Игоря Фрумана получило широкую огласку в связи с «Украинагейтом» - фактом давления на правительство Украины с целью получения компромата на Джо Байдена. Добывал компромат личный адвокат Дональда Трампа и его старинный друг Руди Джулиани, а консультировали его, сводили с нужными людьми в Киеве и передавали послания киевским чиновникам от его имени Парнас и Фруман. При этом Джулиани имел полномочия от президента, что Трамп и подтвердил в телефонном разговоре с президентом Украины Владимиром Зеленским. Троица сыграла значительную роль в увольнении посла США в Киеве Мари Йованович, которая по мере сил мешала им.
Джулиани развил тогда бурную деятельность, чуть ли не ежедневно появляясь в эфире Fox News и обещая в ближайшем будущем сенсационные разоблачения коррупции Джо Байдена и его сына Хантера. Его идея заключалась не только в том, чтобы дискредитировать вероятного соперника Дональда Трампа на выборах 2020 года, но и доказать, что обвинения Трампа в сговоре с Кремлем в 2016 году - на самом деле результат сговора демократов с Украиной. «Сговор действительно имел место, - вещал он в одном из интервью, - но не в России, как мы все думали, а в Украине. Именно украинцы состряпали компромат и передали его Национальному комитету Демократической партии, и он был использован с целью помешать избранию Трампа».
Никаких разоблачений он так и не опубликовал. Все эти события стали основанием для первого импичмента Трампа. Нижняя палата утвердила обвинительный вердикт, но Сенат, большинство в котором составляли республиканцы, оправдал президента.
После выборов федеральная прокуратура Южного округа штата Нью-Йорк заинтересовалась этим трио. Парнас и Фруман были арестованы в сентябре прошлого года в вашингтонском международном аэропорту имени Джона Даллеса при попытке покинуть страну. У обоих были на руках билеты на рейс Lufthansa до Франкфурта. Предъявленные им обвинения не имели прямого отношения к «Украинагейту». Но Лев Парнас изъявил полную готовность сотрудничать с властями по этому вопросу. Он, в частности, передал Конгрессу электронную переписку и документы, раскрывающие механизм давления на Украину, заявил о своей готовности дать показания Конгрессу, а также предал огласке видеозапись, которую сделал своим смартфоном Фруман на званом ужине с участием президента. На записи слышно, как Парнас говорит президенту, что «самая большая проблема с Украиной» - это американский посол, а президент приказывает кому-то, кто сидит за столом: «Избавьтесь от нее. Завтра же уберите». В интервью CNN он рассказал, как передавал в Киеве послание высокопоставленному лицу из окружения президента Зеленского (сам Руди тогда воздержался от поездки ввиду негативного пиара): «Я, собственно, сказал ему очень строго и твердо, что Зеленский должен немедленно, в ближайшие 24 часа, объявить, что они открывают расследование в отношении Байдена».
Эти рассказы не слишком помогли Парнасу по делу о незаконном финансировании кампаний. Ему предъявили обвинения в том, что он делал взносы в избирательные кассы республиканских политиков. Сегодня пресса называет двоих: бывшего генерального прокурора Невады Адама Лаксальта, избиравшегося в губернаторы, и члена Ассамблеи Невады Уэсли Данкена, избиравшегося на место Лаксальта. Но ранее в списке фигурировали также лидер меньшинства Палаты представителей Конгресса США Кевин Маккарти и трое кандидатов в конгрессмены: Джефф Дэнем, Дэвид Валадао и Стив Найт. На суде также давал показания бывший шеф аппарата бывшего конгрессмена от Техаса Пита Сешнса. Все, кроме Маккарти, выборы проиграли. Одним из получателей этих средств был также нынешний губернатор Флориды Рон Десантис. Лаксальт заявил на суде, что по рекомендации своего юриста вернул чек на 10 тысяч долларов, полученный от Парнаса и Фрумана (надо полагать, рекомендация объясняется сомнительной славой компаньонов).
Кроме того, Парнас и Фруман перевели 325 тысяч долларов комитету политического действия America First Action, который вел агитацию в пользу Дональда Трампа. Компания Global Energy Producers, со счетов которой поступили средства, была зарегистрирована всего за несколько недель до этой транзакции.
По версии обвинения, которую жюри сочло убедительной, средства эти поступили со счетов, подконтрольных российскому предпринимателю Андрею Муравьеву. Это довольно заметная фигура в российском бизнес-сообществе. В 2011 году его состояние оценивалось в 280 миллионов долларов. В настоящее время он возглавляет инвестиционные фонды Parus Capital и Run Capital, а также является одним из главных инвесторов платформы онлайн-платежей QIWI. После легализации марихуаны он стал вкладывать средства и в этот бизнес в США. Его партнером был Андрей Кукушкин. Взносы в избирательные кампании республиканцев должны были обеспечить им лицензии на производство и торговлю каннабисом в Неваде, Калифорнии, где находится избирательный округ Кевина Маккарти, и других штатах.
Как явствует из материалов дела, Парнас, Фруман, Кукушкин и их четвертый подельник Дэвид Коррэа в сентябре 2018 года встречались в Неваде с российским бизнесменом, имя которого в бумагах не называется, но медиа утверждают, что это Муравьев. После этой встречи Парнас и Фруман получили от него миллион долларов двумя траншами. Направить на подкуп политиков весь миллион получатели не смогли ввиду законодательных ограничений на сумму взноса и потратили остальное на погашение своих долгов и собственные прихоти.
Фруман и Коррэа признали себя виновными. Коррэа приговорен к одному году лишения свободы. Приговор Фруману будет оглашен в январе. Парнас и Кукушкин виновными себя не признают и собираются обжаловать приговор, когда он будет вынесен. Защита Парнаса утверждает, что он «был сбит с толку хитросплетениями правил финансирования кампаний». Защита Кукушкина говорит, что ее клиент хотел лишь заниматься легальной марихуаной и взаимодействовал с Парнасом и Фруманом как с «экспертами, имеющими связи в политических кругах». Парнас и Фруман, надо сказать, умели произвести впечатление - прежде всего своими фотографиями с Трампом и членами его семейства. Одну из них, себя с Иванкой Трамп и Джаредом Кушнером, Парнас послал Кукушкину в ответ на его сомнения, не многовато ли они просят денег за содействие. Кукушкин, говорили адвокаты, - не преступник, а жертва мошенников.
Показания суду дала в числе прочих финансовый эксперт ФБР Кимберли Эспиноза. Она заявила, что не может установить связь счетов, откуда поступили деньги, с Андреем Муравьевым. Однако прокуроры предъявили электронную переписку фигурантов, из которой ясен источник средств.
Теоретически Парнас может быть приговорен к 45 годам тюрьмы, Кукушкин - к 15, но в реальности таких больших сроков никто не ждет. Обвинение просило суд заключить осужденных под стражу, но судья счел эту меру излишней. Оглашение приговора Кукушкину назначено на 16 февраля. Дата приговора Парнасу еще не определена. Помимо шести пунктов обвинения, по которым он признан виновным, существует еще седьмой, в финансовом мошенничестве, - это дело выделено в отдельное производство.