Иск эмигранта к Первому каналу

Гольдфарб на полпути к успеху

На днях Джон Кронан, уже четвертый по счету манхэттенский федеральный судья, занимающийся иском микробиолога и публициста Александра Гольдфарба к двум российским телекомпаниям, окончательно отклонил ходатайство Первого канала о закрытии дела, и оно наконец начнет рассматриваться по существу.

Гольдфарб на полпути к успеху
Александр Гольдфарб, Марина Литвиненко и адвокат Бертран Селлиер у суда после подачи иска. Сентябрь 2018 г. Фото: Владимир Козловский.

В сентябре 2018 года Гольдфарб возбудил в манхэттенском федеральном суде иск о защите чести и достоинства против Первого канала и телекомпании RT-America. Гражданские иски могут тянуться в США годами, а этот грозил продолжаться дольше большинства, поскольку чернокожая Дебора Бэттс, первая гласная лесбиянка среди федеральных судей Америки, почти год не удосуживалась составить ответ на ходатайства россиян, призвавших ее закрыть дело по отсутствию юрисдикции, а потом вообще умерла.

Сменившая ее судья Вэлери Капрони известна своей оперативностью и в начале марта 2020 года разразилась 20-страничным решением по ходатайству ответчиков, бывшим для них неутешительным: она начисто отказала Первому каналу и назначила дополнительное разбирательство в отношении RT, которое могло растянуться надолго и стоило бы дополнительных средств. Гольдфарб счел за благо не распылять средства и силы и добровольно снял иск против RT.

В отличие от ответчиков, истец в средствах стеснен и был вынужден обратиться к краудфандингу, который помог ему оплатить стоимость тяжбы. Из небольших пожертвований, список которых можно найти на сайте litvinenkoisk.com, сложилось менее 40 тысяч долларов. Остальное добавили крупные доноры, предпочитающие остаться безымянными.

1 ноября 2006 года в Лондоне был отравлен радиоактивным изотопом полоний-210 друг Гольдфарба бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко, который скончался 23 ноября в больнице в возрасте 44 лет.

Британское расследование пришло к заключению, что убийство было совершено россиянами Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном. Материалы расследования за небольшими изъятиями вывешены в Интернете.

Истец называет клеветническими ряд заявлений Вальтера Литвиненко, отца покойного, прозвучавших в четырех программах Первого канала и одной передаче RT.

Например, рассказывая 20 марта 2018 года в программе «Пусть говорят» о своем визите в лондонскую больницу, в которой умирал его сын, Литвиненко-старший заявил: «Заходим (в палату), а там Гольдфарба жена сидит, молоденькая девочка, на кровати сидит, рыдает, плачет, «Walter, Walter, Alex kill Alexander!». Кто по-английски понимает, тот знает, что я сказал. Алекс – это Гольдфарб. Она прямо в открытую мне сказала, что Гольдфарб убил. «Walter, Walter» – это я, Вальтер».

«Вы считаете, что вашего сына убил соратник Бориса Березовского?» - спросил ведущий.

«Гольдфарб! – подтвердил Вальтер. - Когда Саша был в госпитале, он трижды мотался в Соединенные Штаты! Вот, я прихожу к этому, Ахмеду (Закаеву, чеченскому политику)... Ахмед мне говорит: «Слушай, да он, это самое, цэрэушник, этот Алекс!».

В последующих программах повторяется утверждение, что истец связан с ЦРУ, и многозначительно отмечается, что «28-летняя жена» Гольдфарба умерла через месяц после Литвиненко. На самом деле, говорится в исковом заявлении, Светлане Гольдфарб был в тот момент 51 год, и скончалась она три с половиной года спустя от рака груди. Я могу подтвердить это, поскольку знал бывшую рижанку Светлану (в девичестве Городничую) с конца 1970-х годов и свел ее с Гольдфарбом в «Русском самоваре».

Она не могла обращаться к Вальтеру Литвиненко по-английски, которым он не владел, отмечается в исковом заявлении.

Как заметил Гольдфарб на пресс-конференции, проходившей у здания суда после подачи иска, в мире у ЦРУ немало недоброжелателей, и утверждения о причастности к этому ведомству, которую он категорически отрицает, могут подвергнуть его жизнь опасности. Как сообщил мне Гольдфарб, весной 2018 года к нему наведались из ФБР, где отнеслись к этой опасности серьезно.

В передачах Первого канала Гольдфарб также обвинялся в том, что занимался в США незаконным промыслом, помогая российскому криминальному элементу получать американское убежище, и якобы склонил вдову Литвиненко Марину к даче ложных показаний в ходе расследования убийства ее мужа, проводившегося лондонским судьей сэром Робертом Оуэном.

В преамбуле к своему ответу судья Капрони отметила, что на протяжении шести лет после кончины сына Вальтер Литвиненко публично обвинял в убийстве Александра президента РФ Владимира Путина. Однако 2 февраля 2012 года Первый канал и RT внезапно показали интервью с Литвиненко-старшим, который называл сына изменником родины и просил у Путина прощения и позволения вернуться в Россию.

31 мая 2012 года RT передал интервью с Вальтером, в котором тот обвинил Гольдфарба и Бориса Березовского в убийстве сына. Как отметила Капрони, в день отравления Литвиненко Гольдфарб находился в Нью-Йорке и прибыл в Лондон две недели спустя.

В марте 2018 года в Англии были отравлены бывший сотрудник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь. В связи с этим СМИ снова заговорили о смерти Литвиненко. В марте и апреле 2018 года Первый канал транслировал четыре передачи, в которых его журналисты обвиняли Гольдфарба в убийстве Литвиненко и своей собственной жены. В них фигурировали интервью с Вальтером и Андреем Луговым, которые обвиняли Гольдфарба в убийстве Литвиненко и в переводе стрелок на Лугового.

Передача «Пусть говорят», в которой Литвиненко-старший выступил с утверждениями, сделавшимися предметом настоящего иска, транслировалась Первым каналом 31 марта 2018 года. Накануне канал несколько раз договаривался с Гольдфарбом об интервью, в том числе в квартире автора этих строк, но неизменно их отменял. 23 марта 2018 года нью-йоркский корреспондент Первого канала Жанна Агалакова наконец взяла у истца интервью в манхэттенской студии канала.

Гольдфарб отвергал в нем обвинения в убийстве Литвиненко, отмечал, что британское расследование назвало убийцами Лугового и Ковтуна, и опровергал утверждения Вальтера Литвиненко о том, что Светлана Гольдфарб погибла от руки истца.

«Хотя Агалакова заявила истцу, что отправит запись в Москву для немедленной трансляции, - писала судья, - интервью так никогда и не передавалось».

Кроме того, на взгляд судьи, тот факт, что Гольдфарб продемонстрировал в своем интервью безосновательность утверждений, которые он называет клеветническими, свидетельствует о том, что ответчики «заранее были осведомлены о ложности контента своих передач».

Переходя к доводам ответчиков, Капрони отвергла большинство из них. В частности, их защитники доказывали, что иск Гольдфарба, официально проживающего в Нью-Джерси, не должен рассматриваться в федеральном суде Нью-Йорка. В ответ Капрони цитировала прецедентное судебное решение, согласно которому в таких случаях американский гражданин волен пользоваться любым федеральным судом США.

Ответчики доказывали, что иск Гольдфарба следует рассматривать не в США, а в России. Судья писала, что находит Россию «неадекватной альтернативной площадкой», поскольку истец небезосновательно опасается, что там его могут посадить или «причинить ему физический вред». В подтверждение этих опасений Капрони цитировала показания бывшего сотрудника КГБ Юрия Швеца, который получил политическое убежище в США и выступал «в многочисленных федеральных и иммиграционных судах».

По словам Капрони, хотя Первый канал базируется в России, он транслирует передачи по всей Америке и к тому же интервьюировал истца в Нью-Йорке «в рамках своего производственного процесса».

Кроме того, отметила судья, Гольдфарб потерпел репутационный ущерб в основном на территории США, где поэтому следует рассматривать его иск.

Из этого решения судьи складывалось впечатление, что доводы истца казались Капрони более основательными. Первый канал немедленно опротестовал его. Ответил ему на этот раз уже судья Кронан, огласивший свое 23-страничное решение на прошлой неделе. Оно пересказывает и подтверждает ответ, который больше года назад дала на прошение Первого канала судья Капрони, и, по словам Гольдфарба, знаменует начало рассмотрения иска по существу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 23 апреля 2021

Заголовок в газете: Иск эмигранта к Первому каналу

Новости региона

Все новости