FDA неоднократно обещало «полную прозрачность» в отношении вакцин от COVID-19 и подтверждало приверженность этому принципу при выдаче «Пфайзеру» полного одобрения на вакцину. Прозрачность в отношении этого продукта подразумевает по крайней мере предоставление данных, на которые FDA полагалось при лицензировании этой вакцины. Некоммерческая организация PHMPT («Специалисты в области общественного здравоохранения и медработники за прозрачность»), которая состоит из ученых, врачей и журналистов и создана исключительно для информирования общества, на основании Закона о свободе информации направила в сентябре 2021 года запрос в FDA для получения полных данных о вакцине Pfizer/BioNTech. Однако Управление отказалось публиковать документы о вакцине из-за «риска раскрытия некоторых записей личного характера». После этого начались судебные тяжбы; в ноябре FDA предложило в качестве компромисса публиковать около 500 страниц документов каждый месяц – таким образом, полная информация о вакцине была бы доступна общественности примерно через 55–75 лет. Однако в январе этого года окружной судья Северного округа Техаса Марк Питтман потребовал от FDA немедленно опубликовать около 12 тысяч документов, а затем по 55 000 страниц в месяц до тех пор, пока не будут обнародованы все документы — всего более 300 000 страниц.
В первой «порции» опубликованных документов прежде всего привлекает внимание список побочных реакций, которые были зарегистрированы у добровольцев, участвовавших в клинических испытаниях (как в группе, получившей вакцину, так и в группе, получившей плацебо). В 38-страничном отчете есть приложение со списком, в котором говорится о 1291 побочном эффекте.
В списке: острое повреждение почек, острый вялый миелит, эмболия головного мозга, остановка сердца и сердечная недостаточность, тромбоз желудочков сердца, кардиогенный шок, васкулит центральной нервной системы, тромбоз глубоких вен, геморрагический энцефалит, лобная эпилепсия, пена изо рта, эпилептический психоз, лицевой паралич, дистресс-синдром плода, желудочно-кишечный амилоидоз, тромбоз печеночных сосудов, реактивация опоясывающего герпеса, эмболия яремной вены, поражение печени, мультисистемный воспалительный синдром (MIS-C) у детей, миокардит, панкреатит, пневмония, мертворождение, тахикардия, тромботический инфаркт головного мозга, сахарный диабет и другие заболевания, которые вполне могут составить увесистый том «Медицинской энциклопедии».
Согласно другому опубликованному FDA документу, в период с 1 декабря 2020 года по 28 февраля 2021 года (то есть после начала массовой вакцинации) было зарегистрировано 42 086 жалоб о побочных реакциях. 25 379 случаев были подтверждены врачами и 16 707 – не подтверждены. Учитывая, что пострадавшие могли сообщать сразу о нескольких негативных реакциях, то в общей сложности жаловались на 158 893 «побочки». Больше всего жалоб было получено из США, Великобритании, Италии, Германии, Франции, Португалии и Испании.
Среди других опубликованных документов – подтверждение оплаты почти 2,9 миллиона долларов, поступивших в FDA от Pfizer при подаче документов на рассмотрение медпрепарата, и конфиденциальный доклинический обзор вакцины. Из данных по обзору, например, следует, что не проводилось исследований фармакологической безопасности, поскольку в соответствии с руководством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) от 2005 года они не считаются необходимыми для разработки вакцин. По этой же причине не проводилось доклинических исследований по оценке фармакодинамического взаимодействия лекарственных средств с вакциной – ВОЗ не считает это нужным при выдаче лицензии на вакцины против инфекционных болезней.
На список побочных реакций немедленно обратила внимание Children’s Health Defense, некоммерческая организация, выступающая против обязательной вакцинации и прививания детей от COVID-19. Одновременно выступили так называемые «фактчекеры», в чьи задачи входит объяснить публике, как глубоко она заблуждается (во всем, начиная от политических оценок и заканчивая спорами о вакцинации). Так, общественности разъяснили, что в этом списке не побочные эффекты, вызванные вакциной Pfizer, а просто различные реакции, так называемые «нежелательные явления», которые были у волонтеров. Примерно так же оценивают жалобы, которые поступают в Систему сообщений о побочных эффектах вакцин (VAERS): то, что у привитых возникают какие-то негативные последствия для здоровья, не означает, что это последствия вакцинации. Интересно также, что в документах указано: несмотря на 1291 потенциальную побочную реакцию, какие-либо «новые проблемы с безопасностью или рисками» не выявлены.
Истина же, как всегда, где-то там. У кого-то действительно различные заболевания протекали незаметно и неожиданно обострились, совпав по времени с прививкой. У кого-то негативные реакции были вызваны именно вакциной – как, собственно, и любой медицинский препарат может дать побочный эффект. Но отрицание проблемы не приведет ни к ее исчезновению, ни к более доверительному отношению к вакцинации. А врачи, которые обязаны сообщать о побочных эффектах, зачастую этого не делают из боязни, что их могут обвинить в дезинформации и тем самым поставить под угрозу действие их лицензии.
На фоне этих судебных баталий неожиданным может показаться заявление, которое сделал 12 марта генеральный директор Pfizer Альберт Бурла. Выступая в программе CBS «Face the Nation», он сказал: возможно, ревакцинация от COVID-19 станет ежегодной, как прививка от гриппа.
— Появляются новые варианты вируса, и мы также знаем, что продолжительность защиты [после вакцинации] не очень велика, — вынужден был признать Бурла. – Мы усердно работаем над тем, чтобы создать вакцину, которая не только защитит от всех вариантов, включая «Омикрон», но и будет эффективна как минимум год.
На вопрос телеведущей, потребуется ли четвертая «бустерная» инъекция, Бурла утвердительно ответил: «это необходимо».
На данное время четвертый раунд вакцинации разрешен и всячески поощряется для определенных категорий людей с ослабленным иммунитетом, хотя доктор Энтони Фаучи не исключил, что потенциальная рекомендация еще одного бустера будет одобрена и для всех слоев населения. Пока же Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) придерживается политики «две первичные дозы плюс третий бустер» для всех американцев от 12 лет и «две дозы» для детей от 5 до 12 лет. Однако люди не торопятся делать третью прививку: по данным CDC на 14 марта, третий укол сделали только 44,3% тех, кто имеет на это право.
Понятно, что в свете происходящего военного конфликта и стремительно надвигающегося экономического кризиса людям как-то не до коронавирусной пандемии. Тем более что в США количество инфицированных пока падает. Однако смею спрогнозировать: расслабляться пока рано. В Великобритании, Нидерландах, Германии, Швейцарии, Италии и Китае, наоборот, наблюдается резкий рост заболеваний. А учитывая, что сейчас в Европе происходит настоящая гуманитарная катастрофа и почти три миллиона украинских беженцев вынуждены были покинуть свою родину, эпидемическая обстановка вряд ли будет улучшаться.