Сколько нужно антител, чтобы защититься от COVID-19

Профессор Анча Баранова о том, стоит ли торопиться с ревакцинацией и ждать ли нам специальную вакцину против «Омикрон»-варианта

Все больше людей задумываются о том, действительно ли им нужно ревакцинироваться, и все чаще из уст ученых звучит этот загадочный термин «антитела».

Профессор Анча Баранова о том, стоит ли торопиться с ревакцинацией и ждать ли нам специальную вакцину против «Омикрон»-варианта
Фото: Pixabay.

Именно постепенным снижением уровня антител производители вакцин аргументируют необходимость сделать очередной укол — в то время как ученые заявляют, что необходимый для защиты человека от заражения уровень этих антител до сих пор не установлен.

Проблема заключается и в том, что до недавнего времени количество антител к SARS-CoV-2 измеряли в разных единицах. И вполне вероятно, что значение 20, полученное в одной лаборатории, было выше 450, полученных в другой. Общая система подсчета антител нужна была и для того, чтобы понимать уровень защищенности в разных странах. Поэтому в ноябре прошлого года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ввела международный стандарт единиц измерения антител к SARS-CoV-2 — BAU/мл (binding antibody units). Но Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) по-прежнему настоятельно не рекомендует делать анализ на антитела, а вместо этого идти на ревакцинацию по перефразированному принципу героя из «Трех мушкетеров»: «Я колюсь просто потому, что колюсь».

Тем не менее некоторые врачи считают, что необходимо все же понимать уровень антител перед тем, как получать еще одну прививку. Профессор Дорри Сегев из медицинской школы Джонса Хопкинса в Балтиморе опубликовал ряд статей об уровне антител после вакцинации двумя и тремя дозами пациентов, перенесших трансплантацию органов (эти люди в первую очередь являются той самой группой риска, которую необходимо защитить от вируса. — Ред.) Сегев тесно сотрудничал с лабораторией LabCorp, проследил некоторые тенденции в результатах и интерпретировал их.

Если уровень антител находится в диапазоне до 250 или от 250 до 500 ед/мл, то следует ревакцинироваться. Если уровень от 500 до 1000, вы входите в группу риска и/или подвергаетесь риску заражения, не соблюдаете меры предосторожности, то тоже имеет смысл сделать бустер, в ином случае можно подождать месяц-другой. Если у вас больше 1000 ед/мл и вы не подвержены высокому риску, то, возможно, торопиться с ревакцинацией не стоит. Но при этом верхней границы, чтобы четко сказать, что вы защищены и вирус вам не грозит, нет — и это следует принимать во внимание.

Клеточный иммунитет — ответные действия В-клеток и Т-клеток — является еще одним элементом нашего защитного «пазла», но тесты на антитела не дают никакой информации о нем. Тем не менее в конечном счете именно титры антител по-прежнему являются так называемым «золотым стандартом», как это всегда было и для других инфекционных заболеваний.

Мы попросили прокомментировать для наших читателей данные о необходимом уровне антител доктора биологических наук, профессора Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона (Вирджиния) Анчу БАРАНОВУ:

— Хоть у нас CDC и не рекомендует проверяться, но мое мнение с ним расходится, я думаю, что это нужно делать. Есть разные системы, например, «Рош Диагностикс» и «Эбботт», результат первой переводится делением BAU/мл на 0,972, а второй — умножением на 0,142. В LabCorp используется система Elecsys «Рош», она, правда, больше 2500 не меряет, но это очень и очень хороший уровень защиты. Конечно, эта верхняя граница может быть и больше. Например, после бустера вы можете получить 2500 с плюсом. В принципе я согласна с выводами, которые сделала команда профессора Сегева.

— На днях было опубликовано исследование из Израиля, показывающее, что четвертая доза вакцины повышает уровень антител, но, вероятно, этого недостаточно для предотвращения прорывных инфекций, вызванных «Омикроном». То есть имеющиеся сейчас вакцины первого поколения помогут перенести болезнь не столь тяжело.

— Да, вариант «Омикрон» заражает и тех, у кого количество антител даже выше. Так что нужно обязательно подчеркнуть: мы говорим не о защите от заражения, а о защите от тяжелой формы заболевания и о том, когда следует ревакцинироваться. У нас есть официальное руководство, которое говорит: «Идите и делайте бустер». То есть, с одной стороны, есть указания. А с другой — личные стратегии. Если кто-то сомневается, например, потому что он тяжело перенес вторую прививку, то самое время принять решение, опираясь на какие-то знания. Вы можете проверить уровень антител, взвесить все риски заражения для вас лично и сделать свой выбор.

— В данной ситуации, когда болеют даже те, кто привит двумя-тремя-четырьмя прививками, разве решение о бустере не должно приниматься каждым человеком индивидуально, учитывая рекомендацию его личного врача?

— Конечно, я с вами полностью согласна. Смотрите, в декабре у меня был уровень 700, я подождала немного и сейчас сделала бустер — мне выходить на следующей неделе на очные занятия в университет. Если бы волны «Омикрона» не было и мне не нужно было бы преподавать в классе, я бы еще месяц подождала. Так что я взвесила все «за» и «против», и советую другим тоже исходить из здравого смысла. Но — еще раз подчеркиваю — все сказанное является исключительно моим личным мнением, и я ни в коем случае не хочу подменять официальные рекомендации CDC.

— Текущие рекомендации CDC все же довольно неоднозначны. Если раньше они рекомендовали переболевшим подождать месяца три прежде чем делать прививку, то теперь на ревакцинацию зовут сразу, как только прошли симптомы заболевания и закончился 5-дневный карантин. Как это вписывается в научные рамки?

— Мы полностью сейчас от биологии оторвались. Сейчас у нас принимаются решения не с точки зрения научных данных, а просто исходя из экономическо-социальных и политических соображений. Все. Сначала сократили карантин для заболевших. Но при этом в Калифорнии, например, если в госпитале нехватка рабочих рук, то могут вызвать на работу даже больных медработников с положительным тестом — температуры нет, все, иди работай. Вы же понимаете, что наши госпитали опять превратятся в эпицентр заболеваний, в рассадник инфекции, и туда лучше не попадать, конечно. При этом через три дня после этого решения CDC вышла статья из Японии, в которой подтвердилось, что инфицированные люди могут быть переносчиками «Омикрона» в течение 10 дней. Это катастрофа полнейшая, на самом деле. Где здесь наука биология вообще? Не смешите меня. Но в то же время экономическая наука говорит нам о том, что если люди не вернутся на работу, то случится коллапс и мы все пострадаем гораздо больше, чем от вируса.

— А что биология говорит о естественном иммунитете у переболевших? Когда мы с вами общались в прошлый раз, вы говорили, что человек после болезни и двух прививок практически неуязвим, как рыцарь в золотых доспехах. А если переболел не до, а после прививок?

— Если он переболел «Дельтой», это, возможно, говорит о том, что у него не настолько хорошо работает иммунная система.

— А если «Омикроном»? Ведь сейчас болеют очень много привитых, мы же не можем говорить о том, что у них у всех плохой иммунитет. Может быть, проблема в вакцине?

— Не надо ругать вакцины. Они свою задачу по-прежнему — пусть и частично — выполняют. Посмотрите, по всем данным привитые болеют значительно легче и меньше нуждаются в госпитализации. Дело в том, что кросс-иммунитет никто не отменял. Если вы никогда не прививались и не болели ковидом, а теперь вдруг получили «Омикрон», то шансов попасть в больницу в тяжелом состоянии у вас будет гораздо больше. А если вы привиты и заболели, то намного ниже. Это подтверждает статистика.

Ведь в чем смысл бустера? Вирус напал, он начал клетки памяти пробуждать, а нам нужно 2-3 дня, чтобы они «раскачались», повысились антитела до нужного уровня. И здесь идет соревнование: вирус гонит свою массу, и клетки памяти тоже разогреваются. Если вирус быстрее, то мы заболеваем с симптомами. А если клетки памяти быстрее, то человек переносит бессимптомно. Вирус научился быстрее размножаться, и за счет этого клетки памяти не успевают. Выходит, для того, чтобы с вирусом сразиться, у вас боеприпасы — антитела — должны быть наготове. Вот такая гонка вооружений.

Но вот смотрите: вирус гриппа меняется. И известно, что вакцина от гриппа часто «промахивается», не попадая в тот штамм, который лидирует в этом сезоне. И эти вакцины первого поколения — они были созданы в ответ на предыдущие штаммы SARS-CoV-2.

— Тогда в чем смысл ревакцинироваться ими? Это же как прошлогодний снег. Pfizer и Moderna пообещали уже к марту выпустить новую вакцину, сделанную специально против «Омикрона». Может, стоит подождать с бустером и уколоться уже ею?

— Это хороший вопрос. Вы же понимаете, что это объясняется исключительно экономическими причинами. Действительно, компании заявили об этом еще в начале декабря. Вот этот молекулярно-биологический этап — изменить вакцину и проверить ее на животных — занимает чуть больше месяца. И у меня нет никаких сомнений, что вакцина против «Омикрона» уже наверняка стоит в холодильниках и у Pfizer, и у Moderna, и у других производителей. Теперь нужно проверить на людях, нужно проверить ее безопасность. А это деньги — всем правит не биология, а экономика. Pfizer, например, потратил сотни миллионов долларов на создание варианта против штамма «Альфа», но он ушел, все. Поэтому, например, сейчас на сайте, где регистрируются все текущие клинические испытания, нет никакой информации о начале исследований новых вариантов вакцин.

Исследования дорогие, производство дорогое. Но ведь есть вероятность такого сценария, что сейчас волна пройдет и «Омикрон» не будет уже через месяц, появится новый вариант коронавируса. Имеет смысл посмотреть, по какому сценарию будет развиваться ситуация, и ближе к февралю это станет ясно.

Да и тот же «Омикрон» — уже известно, что есть вариант BA.1, который сейчас гуляет у нас, и есть его же вариант BA.2, который ходит по Скандинавии. По патогенным свойствам они не различаются, но с антигенной точки зрения они различаются на 10 мутаций. От какого из этих вариантов делать вакцину?

Есть, конечно, еще шанс, что завтра прилетят инопланетяне, раздадут всем волшебную таблетку и вирус вообще исчезнет. Но мы же не будем на это надеяться, придется справляться своими силами. И пока первые вакцины помогают защититься от тяжелого течения заболевания, будем использовать их. И надеяться на появление вакцин следующего поколения.

— 18 января Всемирная организация здравоохранения заявила, что нет научных подтверждений тому, что здоровые люди с низким уровнем риска нуждаются в третьем и четвертом уколе.

— Едете вы по дороге и видите знак «Осторожно, лоси». Вы можете лося не увидеть, а можете с ним столкнуться — гарантий нет. И тогда, конечно, лучше по этой дороге ехать не на тойоте, а на форде F-150. Вот смотрите, что мы знаем про ковид? Мы знаем, что у многих, даже переболевших легко, случается постковид. У людей сильно страдают когнитивные функции, проблемы с физическим состоянием, замедлилась скорость реакции, проблемы со свертываемостью крови. Коронавирус не проходит бесследно. Поэтому вопрос первичной вакцинации, я считаю, вообще не должен возникать — она необходима в том числе и крепким, полностью здоровым людям.

Что же касается бустеров, то нужно сравнить, как переносят заболевание «Омикрон»-вариантом те, кто недавно ревакцинировался, и те, кто не делал бустер. Эти группы должны быть набраны если не вчера, то сейчас. Но у нас таких исследований нет, все упирается в финансирование.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 21 января 2022

Заголовок в газете: Сколько нужно антител, чтобы защититься от COVID-19

Новости региона

Все новости