Тирания бросила очередной вызов демократии, и я уверен, что демократии победят, повторял докладчик. Международное сообщество на нашей стороне.
Незадолго до выступления Байден говорил по телефону с Владимиром Зеленским, в Конгресс была приглашена посол Украины в Вашингтоне Оксана Маркарова, она сидела в одной ложе с первой леди. Байден сначала выразил восхищение мужеством украинского народа, сопротивляющегося агрессору, но затем не преминул подчеркнуть, что воевать с Россией на стороне мужественного народа Америка не будет. При этом глава государства предупредил соотечественников о дальнейшем росте цен на энергоносители как следствии войны Украины и России и санкций, наложенных странами мира на возмутителя международного спокойствия.
Лишь в редчайших случаях доклад о положении страны начинается с внешней политики, нынешний и был таковым. И не только потому, что в центре Европы идет война, но и потому, что широковещательные декларации президента о противостоянии тирании и демократии и неизбежном триумфе последней имели шанс на положительный отклик представителей обеих партий. Когда докладчик говорил о внешней политике, аплодировал весь зал. И это при том, что он практически обошел молчанием Китай и грядущее ядерное соглашение с Ираном. Когда же оратор перешел на внутреннюю политику, ладоши сдвинула только «демократическая» половина. Не могли же республиканцы рукоплескать решениям Белого дома, которые ослабили энергетическую независимость Америки и тем самым усилили влияние кремлевского тирана на пике его амбициозных замыслов. Верхом иллюзий можно назвать уверенность Байдена в том, что меры, которые предпримет его администрация, остановят рост цен, создадут предпосылки к тому, чтобы американские корпорации не удирали за рубеж, или приведут к реформе иммиграционной политики в условиях беспрецедентного притока в страну незаконных мигрантов.
Несколько республиканцев в знак протеста против масочно-ковидных строгостей вообще не пришли на выступление президента. Как оказалось, их волнения были напрасны: в отличие от прошлого года, ношение масок не было обязательным.
Особое внимание в своей речи, учитывая приближающиеся выборы в Конгресс, Байден уделил принятию Конгрессом его законопроекта модернизации объектов инфраструктуры и назначению в коллегию Верховного суда первой женщины-афроамериканки. И то, и другое, предположительно, должно воодушевить электорат Демпартии. Коснувшись проблемы роста преступности, Байден сделал вид, что демократы никогда не пропагандировали идею «обезденеживания» полиции. Ни словом не обмолвился глава государства о фиаско, которое потерпела его социально-экологическая инициатива Build Back Better.
С ответным словом от GOP выступила восходящая республиканская звезда губернатор Айовы Ким Рейнольдс. Она подвергла администрацию резкой критике за безответственные бюджетные траты, приведшие к разгону инфляции, неадекватно суровые карантинные меры и за разброд и шатание во внешней политике, стимулирующие аппетит агрессоров.
Отклик оппозиции на речь президента — явление обычное. Совершенно беспрецедентным было второе ответное слово, произнесенное однопартийцем Байдена Рашидой Тлаиб. Убежденная социалистка — если не круче - и антисионистка критиковала президента слева, как бы от лица фракции демократов-афроамериканцев. Критиковала за недостаточный радикализм. Не поскупилась она и на поношения тех демократов, которых пугает левацкий курс Белого дома, в первую очередь сенатора Джо Манчина. Неудивительно, что посланец Западной Вирджинии предпринял демарш, мягко говоря, вызывающий: вместо того, чтобы сесть со своими во время выступления главы государства, он взял да и пересел в часть зала, закрепленную за республиканцами. Манчин в последние дни обрушился на Байдена и однопартийцев в Сенате за нежелание бойкотировать российскую нефть.
Опросы общественного мнения, проведенные в канун выступления, подтвердили низкий рейтинг одобрения политики Байдена; его экономические мероприятия поддерживают всего 37% американцев.