В проекте участвуют более 150 СМИ, в том числе Washington Post и Miami Herald. Единственный участник от России — интернет-издание «Важные истории», объявленное Минюстом РФ иностранным агентом.
В бумагах, изученных журналистами консорциума, обнаружены данные об офшорном бизнесе более 330 политиков из более чем 90 стран мира. В их числе — 35 бывших и действующих руководителей государств и правительств. Среди стран, чьи политики упоминаются в документах, первое место занимает Украина — 38 человек, в том числе президент Владимир Зеленский. Западная пресса отмечает, что с таким имиджем Украине и ее лидеру будет трудно и впредь утверждать, что страна объявила непримиримую войну коррупции. Улов, касающийся России, сравнительно скромен: 19 человек, в том числе депутаты Федерального собрания и их ближайшие родственники, а также родственники чиновников высшего ранга. Самые заметные лица в российском списке — гендиректор Первого канала Константин Эрнст, предполагаемая мать внебрачной дочери президента Путина Светлана Кривоногих и глава корпорации «Ростех», близкий друг президента Сергей Чемезов. Об Эрнсте сообщается, что он через свой офшор участвует в проекте по сносу старых советских кинотеатров в Москве и строительству на их месте торговых центров. ICIJ не утверждает, что эти операции незаконны, как и не настаивает на том, что квартира Кривоногих в Монако куплена на похищенные средства.
Тем не менее стремительный рост ее благосостояния нуждается в объяснениях. Она выросла в коммуналке в рабочей семье, будучи студенткой, подрабатывала уборщицей. Сегодня Светлана Кривоногих — мультимиллионер, владеющая недвижимостью в Москве и Петербурге и долями в бизнесе друзей президента. Квартира в Монте-Карло, в наипрестижнейшем районе Carré d'Or с видом на бухту, была куплена в 2003 году за 4,1 миллиона долларов. Приобретатель — компания Кривоногих Brockville Development Ltd, зарегистрированная на Британских Виргинских островах.
Что касается Чемезова, то его родственники владеют через офшоры имуществом на 22 миллиарда рублей. При этом Чемезов, человек небедный, заявлял, что падчерица и теща, о которых идет речь, не находятся на его обеспечении и получают доход от собственного бизнеса. Однако размеры этого бизнеса явно несоразмерны заграничным активам, в число которых входят вилла в Испании и суперъяхта.
Из трех перечисленных лиц «Важным историям» удалось получить комментарий одного — Константина Эрнста. Он отказался отвечать на вопросы, связанные с его офшорами, на интересном основании: «Не потому, что я чего-то боюсь, а только потому, что я более чем уверен: вы не независимая расследовательская компания, а организация, получающая указания от американских спецслужб. И это не имеет никакого отношения к независимой журналистике».
В том же смысле высказался и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Мы знаем, откуда они берут информацию, как они берут информацию», — сказал он. «Честно говоря, мы не увидели никаких скрытых богатств ближайшего окружения Путина», — заявил он также. Зато увидели, по его словам, «набор достаточно голословных утверждений», подтасовки и «передергивание». Вся эта сомнительность не дает оснований «для каких-то проверок».
«Важные истории» признают, что офшоры, то есть юрисдикции с мягким налоговым режимом, совершенно легальны. Более того: помимо уклонения от налогообложения и отмывания грязных денег, офшоры используются добропорядочными предпринимателями для защиты своего бизнеса от государственного беспредела — это как раз случай России. Но дело в этике. «Эти документы — неоспоримое свидетельство лицемерия российской власти», — утверждает издание. Они ведь все патриоты, обвиняющие мировую закулису в кознях против России. «Им за миллиарды рублей, выведенные на счета в западных банках, ничего не грозит. Нас за копейку из-за границы могут сначала признать »иноагентами«, а затем посадить в тюрьму», — пишут «Важные истории».
Владимир Путин уже 10 лет говорит о «деофшоризации» российской экономики. Впервые это произошло в декабре 2011 года на форуме «Деловой России». Путин был тогда премьер-министром. «Нам нужно сюда заводить наши активы. Чего бояться-то?» — сказал он. В этот момент в зале, как свидетельствует РИА «Новости», «раздался смех». «Не смешно», — отреагировал Путин и сам засмеялся. Этот смех можно слышать и видеть и на сохранившейся видеозаписи. С тех пор «деофшоризация» стала дежурной темой путинских совещаний. Но все это, получается, только lip service — пустое словоговорение на публику.
Вместе с тем Дмитрий Песков абсолютно прав, когда отмечает, что «для всего мира главная налоговая лакуна — это Соединенные Штаты».
Из «архива Пандоры» явствует, что «налоговый рай» сегодня — это не только Карибские острова, но и Южная Дакота, Невада, Делавэр. Эти штаты из года в год принимали законы об охране финансовой тайны и льготном налогообложении. В результате они стали налоговым убежищем для лидеров коррумпированных режимов и мошенников всего мира. За последнее десятилетие Южная Дакота учетверила активы, находящиеся в доверительном управлении на своей территории: сегодня их общая стоимость достигает 360 миллиардов долларов. А всего на территории США обнаружено таких активов на миллиард. Эти деньги укрываются не только от налоговых властей, но и от кредиторов, и от общественного мнения.
Кроме того, регистрировать и управлять офшорными компаниями по всему миру помогают американские юридические фирмы, прежде всего Baker McKenzie. Ее 4700 юристов работают в 46 странах и приносят доход в 3,1 миллиарда долларов в год. Именно Baker McKenzie помогла продовольственно-табачному гиганту RJR Nabisco регистрировать подставных юридических лиц на Кипре, компании Nike — вывести ее доходы из-под налогообложения на Бермудах, а компании Facebook — в Ирландии. А мы еще удивляемся, что крупнейшие корпорации не платят ни цента налогов. Так налоговое бремя ложится на плечи рядовых американцев.
3 июня этого года президент Байден подписал «Меморандум об установлении борьбы с коррупцией в качестве приоритета национальной безопасности». «Мы будем бороться с налоговыми убежищами и незаконным финансированием, которые способствуют неравенству доходов, финансируют терроризм и порождают пагубное иностранное влияние», — говорится в документе. Пресс-релиз Белого дома гласит, что «администрация Байдена — Харрис взяла на себя обязательство возглавить международные усилия по обеспечению прозрачности в финансовой системе США и международной финансовой системе, в том числе за счет сокращения офшорной финансовой тайны, конфискации украденных активов и затруднения создания завесы анонимности для тех, кто совершает хищения». Федеральным ведомствам дан 200-дневный срок для обзора и составления доклада президенту о надлежащих мерах. Консорциум журналистов-расследователей свой доклад уже опубликовал.