В ноябре 2010 года, на следующий день после того, как WikiLeaks разместила в открытом доступе сотни тысяч депеш, которыми обменивались американские дипломаты по всему миру, тогдашний министр Эрик Холдер заявил, что его ведомство возбудило уголовное дело в отношении Ассанжа. Но что ему можно было вменить? Шпионаж? Но он гражданин Австралии. Его нельзя обвинить в измене США. Кражу государственных секретов? Но ее совершила Челси Мэннинг. WikiLeaks в этом деле выступила как орган прессы, чья свобода в США гарантирована Первой поправкой. Согласно неоднократным решениям Верховного суда, орган печати не несет ответственности за разглашение государственных тайн и даже не обязан называть свой источник. Если речь идет о криминальном расследовании, суд может отправить журналиста за решетку за неуважение к суду, и такие прецеденты бывали. Но в данном случае виновник утечки известен.
По этим причинам при Обаме следствие шло ни шатко ни валко. Агентам ФБР никак не удавалось найти доказательства того, что WikiLeaks — не просто публикатор, но и, например, состоит в сговоре с Кремлем. Дальше подозрений дело не шло. Но в мае 2013 года с Гавайев в Гонконг, а оттуда в Москву бежал, прихватив с собой огромный массив секретных данных, бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности Эдвард Сноуден. В полете из Гонконга в Москву его сопровождала сотрудник WikiLeaks Сара Харрисон. Она провела со Сноуденом все 36 дней, пока он сидел в транзитной зоне «Шереметьева», и три месяца прожила с ним в Москве, когда Сноуден получил временный вид на жительство в России.
После того, как Сноуден предал огласке сведения о слежке американских спецслужб за гражданами США, эти спецслужбы стали продавливать изменение юридического статуса WikiLeaks и некоторых журналистов — предлагалось считать их «информационными посредниками». Но такого понятия в законодательстве США нет, и администрация Обамы отклонила эти попытки. Межведомственная дискуссия касалась и вопроса о степени участия в расследовании ЦРУ — ведь сведения, добытые разведкой, нельзя предъявить в суде.
Летом 2016 года произошел взлом серверов Национального комитета Демпартии и штаба Хиллари Клинтон. WikiLeaks разместила на своем сайте большой объем похищенных документов, раскрывающих «маленькие грязные секреты» президентской кампании демократов. Взлом приписывали «русским хакерам». Дональд Трамп ликовал. На предвыборном ралли он восклицал: «Я люблю WikiLeaks!». И обращался к России: «Россия, если ты меня слышишь, найди 30 тысяч потерянных имейлов (удаленных Клинтон. — В. А.)!» В своих речах он без устали ссылался на разоблачения WikiLeaks, по обыкновению привирая.
Эти материалы существенно облегчили ему избрание. Его верный соратник Роджер Стоун искал (возможно, и нашел) контакты с WikiLeaks, чтобы координировать разоблачения. У Ассанжа, который томился в эквадорском посольстве в Лондоне, были причины желать поражения Хиллари. В бытность госсекретарем она называла его предателем, заслуживающим самого сурового наказания, и на совещании с помощниками, будто бы в шутку, предлагала послать в Лондон беспилотник для ликвидации Ассанжа. (Позднее скажут, что это была шутка, как и Трамп — про свой призыв к Москве.)
Для администрации Обамы шок был велик. ЦРУ, теперь уже без тормозов, развернуло наблюдение за Ассанжем и его сотрудниками. Президента Обаму призывали в последние недели его пребывания в Овальном кабинете помиловать Эдварда Сноудена и Джулиана Ассанжа, но он ограничился лишь помилованием их сообщницы Челси Мэннинг.
У Ассанжа были основания надеяться если не на помилование, то на снисхождение Трампа в награду за помощь на выборах. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. В марте 2017 года WikiLeaks начала публикацию досье под общим кодовым названием Vault 7. Это была крупнейшая утечка в истории ЦРУ. Документы рассказывали о глобальной системе электронной слежки посредством удаленного доступа к компьютьерам, мобильным устройствам и «умным» телевизорам.
Это была капля, переполнившая чашу. Спустя три недели после первой публикации материалов Vault 7 директор ЦРУ Майк Помпео вышел на трибуну одного из вашингтонских мозговых центров для заранее запланированного выступления. Но вместо общего обзора угроз он почти всю речь посвятил WikiLeaks. «Пора назвать WikiLeaks тем, чем она на самом деле является, заявил Помпео. — Негосударственной враждебной разведслужбой, часто действующей по наущению таких государств, как Россия».
После этого в администрации Трампа и развернулись события, о которых повествует Yahoo News со ссылкой на более чем 30 анонимных источников из числа бывших должностных лиц США. Помпео рвал и метал. По его поручению в ЦРУ стали разрабатывать планы похищения Ассанжа один другого безумнее. «Ничто не исключается, — напутствовал подчиненных Помпео. — Не ограничивайте себя ни в чем. Мне нужны от вас оперативные идеи. Юристов Вашингтона я беру на себя». Эти планы до такой степени беспокоили юристов Белого дома, что они в доверительном порядке предупредили о них членов комитетов обеих палат Конгресса по делам разведки.
В конце 2017 года появилась информация, что российская разведка планирует вывезти Ассанжа в Россию. Сценарий состоял якобы в том, что правительство Эквадора присвоит ему дипломатический статус и назначит на работу в Москву. В Лэнгли и Белом доме ломали голову, как помешать этому. Один из вариантов заключался в том, чтобы устроить аварию на улице Лондона и похитить Ассанжа, если потребуется — с применением огнестрельного оружия. Другой — прострелить колеса шасси самолета с Ассанжем на борту, не дать ему взлететь (а потом, видимо, брать его штурмом). Британская сторона будто бы обещала свою поддержку. Потом поступили сведения, что Ассанж собирается бежать из посольства в тележке с грязным бельем. Все это стало напоминать комедию из шпионской жизни. «В какой-то момент, — рассказывает один из информаторов Yahoo News, — все человеческие существа в радиусе трех кварталов, будь то дворники, полицейские или охранники посольства, были сотрудниками разведок».
Издание утверждает, что не исключалось и убийство, однако не смогло проверить эти сведения и не знает, обсуждался ли этот сценарий в Белом доме. В заявлении для Yahoo News Трамп отрицает, что такой план рассматривался: «Это абсолютная фальшивка, этого никогда не было».
Джулиан Ассанж в настоящее время содержится в лондонской мужской тюрьме максимально строгого режима Belmarsh. В январе 2021 года он выиграл у правительства США дело об экстрадиции. Суд Олд-Бейли постановил, что Ассанж не может быть выдан США, так как он страдает аутизмом и клинической депрессией и также склонен к суициду. Он останется в заключении до тех пор, пока не будет рассмотрена апелляция. Минюст США подал апелляцию 15 января. Администрация Байдена подтвердила, что намерена добиваться экстрадиции Ассанжа. Слушания по апелляции назначены на 27 октября.