Предложения МВБ сводятся, с одной стороны, к отмене иммиграционных указов Трампа, направленных на всемерное ограничение легального въезда в страну, с другой - к снижению и смягчению бюрократических барьеров на пути к обретению легального статуса. Однако решения, принятые властью нынешнего президента, могут быть отменены властью следующего - точно так же, как это происходит сейчас с указами Трампа. Но и временное облегчение правил может коснуться сотен тысяч человек.
Полные данные о легальной иммиграции за прошлый год пока отсутствуют. В 2019 году статус постоянных резидентов США получили 1,032 миллиона человек. В четвертом квартале 2020 года грин-карты получили 130 тысяч человек, в третьем - 79 тысяч. Получается, что в последний год президентства Дональда Трампа легальная иммиграция сократилась почти в два с половиной раза.
Этот результат достигнут при помощи ужесточения правил, вводившихся даже не президентскими указами, а ведомственными инструкциями. Администрация Трампа не смогла добиться в Конгрессе поддержки своего плана отмены визовой лотереи и введения системы «заслуг и достижений» для соискателей грин-карт, поэтому пошла чисто бюрократическим путем. Одно из новшеств - критерий платежеспособности потенциального иммигранта. С ноября 2019 года консульским клеркам надлежало выяснять, не станет ли иностранец после предоставления ему права на постоянное жительство "обузой для общества". Согласно новым правилам, его доход не менее чем на 250 процентов должен был превышать федеральную черту бедности. Кроме того, иммигрант был обязан еще и располагать достаточным доходом для приобретения медицинской страховки. Оба требования касались и участников визовой лотереи.
Положение о черте бедности отменил накануне его вступления в силу федеральный суд в Иллинойсе. Администрация Трампа подала апелляцию, спор дошел до Верховного суда США, который принял решение в пользу правительства.
Администрация Трампа находила все новые возможности ограничить, замедлить и сократить легальную иммиграцию. По мнению NYT, эти препятствия преодолеть было куда труднее, чем пограничную стену. А ведь легальная и нелегальная иммиграции - сообщающиеся сосуды. Чем труднее въехать в страну на законных основаниях, тем больше наплыв в нее нелегалов.
По данным газеты, с 2014 года очередь на получение гражданства выросла на 80 процентов и составляет на сегодняшний день более 900 тысяч человек. Увеличилось время ожидания, подорожал консульский сбор. Так, например, соискателям визы U (жертвам преступлений, совершенных на территории США) ждать приходится вместо пяти месяцев пять лет. Время ожидания рабочей визы увеличилось вдвое.
Дабы разгрузить систему и облегчить доступ к ней, МВБ предлагает максимально перевести всю процедуру онлайн. Проситель, подающий документы удаленно, будет платить меньше, чем явившийся в консульство лично. Виртуально будут проводиться и собеседования. Смягчаются требования к доказательствам, необходимым для получения статуса беженца. Восстанавливается предоставление убежища жертвам домашнего насилия и родственникам жертв преследований у себя на родине со стороны государства или преступных синдикатов. Расширяются возможности иммиграции для представителей ЛГБТ-сообщества, причем не только тех, кто подвергся преследованиям, но и просто проживающих в странах, где не признаются однополые браки.
Впрочем, все это пока лишь проект. Должностные лица Белого дома отказываются комментировать его и отвечают, что таких проектов много и все они находятся в стадии обсуждения.