Билль S.1, известный под неофициальным названием "Во имя народа", еще в марте был принят нижней палатой большинством в 10 голосов (220:210). Но в Сенате у демократов призрачное большинство, и республиканцы тогда же назвали билль "мертворожденным". Сенатор от Юты Майк Ли заявил в эфире Fox News, что он "не согласен с каждым словом" законопроекта, включая артикли и предлоги, потому что он "написан самим дьяволом".
В билле около 800 страниц, направленных на максимальное расширение избирательных прав. Он существенно облегчает избирателям регистрацию. Если
закон будет принят, они смогут зарегистрироваться в день голосования. Предоставляя свои личные данные любому ведомству штата - такому как управление автотранспорта, - гражданин тем самым регистрируется автоматически, если не делает специальную оговорку. Билль также обязывает штаты ввести раннее голосование и запрещает требовать уважительных причин для голосования по почте. Меняются также правила финансирования кампаний: в частности, неправительственные организации, занимающиеся политикой, обязаны раскрывать источники своих средств. Этот последний пункт очень похож на нынешнее российское законодательство о нежелательных организациях и иноагентах.
Ставки исключительно высоки. В настоящее время республиканцы контролируют исполнительную власть и обе палаты легислатуры в 22 штатах. В Джорджии, Айове и Флориде уже вступили в силу законы, вводящие более строгие требования к регистрации и процедуре голосования. Аналогичные законопроекты находятся на рассмотрении законодательных собраний в ряде других штатов. Закон "Во имя народа" призван положить конец этой тенденции и сделать постоянными правила 2020 года, принятые в условиях пандемии. По мнению сенатора Теда Круза, демократы стремятся закрепить "мошенническую схему", которая привела к победе Байдена.
Однако принять закон в сложившейся ситуации почти невозможно. Ни один республиканец в Сенате его не поддерживает. Фракция меньшинства угрожает филибастером - применением тактики, при которой законопроект тонет в бесчисленном количестве поправок, не дающих возможности поставить его на голосование. Для прекращения филибастера необходимо 60 голосов, которых у
демократов нет. Существует теоретическая возможность изменить правила филибастера. Для этого достаточно простого большинства, но по меньшей мере один сенатор-демократ, Джо Манчин от Западной Вирджинии, против такого решения вопроса.
В полемике по поводу билля обе стороны ссылаются на Конституцию. По мнению республиканцев, Конгресс в данном случае превышает свои полномочия. Параграф 1 раздела 4 статьи I гласит: "Время, место и порядок избрания Сенаторов и Представителей устанавливаются в каждом штате его Законодательным собранием". Однако фраза, следующая сразу за этой, содержит оговорку: "Но Конгресс может в любое время издать закон, устанавливающий или изменяющий подобного рода правила, за исключением правил о месте выборов Сенаторов". И в прошлом Конгресс не раз пользовался этим правом. Это аргумент сторонников закона.
На заседание комитета по регламенту и процедуре во вторник пришли лидеры обеих фракций. Оба выступили с речами. И оба апеллировали к Конституции. "Сегодня, в XXI веке, мы наблюдаем попытку крупнейшего после Гражданской войны ограничения избирательных прав, - сказал в своем выступлении лидер демократов Чак Шумер. - По всей стране республиканцы больше не желают, чтобы политиков выбирали избиратели. Они хотят, чтобы избирателей выбирали политики". Лидер республиканцев Митч Макконнелл, в свою очередь, назвал эти обвинения "истерическими нападками".
В итоге голоса в комитете разделились ровно пополам по партийной линии: 9 на 9. Чак Шумер тем не менее намерен поставить вопрос на голосование в Палате - процедура дает ему такое право.
Если закон каким-то образом все же будет принят, он сразу столкнется с судебными исками. Еще в марте, сразу после того, как билль приняла нижняя палата, 20 генеральных прокуроров штатов заявили, что будут оспаривать закон в судебном порядке. При этом они смогут опереться на решение Верховного суда США 2013 года. В мнении большинства, написанном ныне покойным судьей Антонином Скалиа, сказано: «Конституция «наделяет Конгресс властью решать, как должны быть организованы федеральные выборы, но не кто может голосовать на них». Вероятность, что Верховный суд в своем нынешнем составе пересмотрит это решение, практически равна нулю.