Первое досье собрал бывший сотрудник британской разведки Кристофер Стил. Его специальность – Россия и Украина. Он курировал в свое время деятельность Александра Литвиненко и участвовал в расследовании его смерти. Именно Стил первым пришел к выводу, что Литвиненко был отравлен агентами Кремля. Покинув госслужбу, Кристофер Стил создал частное агентство, специализирующееся на сборе и анализе конфиденциальной информации. Его доклады читали в Госдепартаменте и разведсообществе США. В 2010 году агентство Стила расследовало коррупцию в Международной федерации футбола (FIFA). ФБР начало свое расследование FIFA на основании информации Стила, которая полностью подтвердилась. Кристофер Стил считался надежным источником и никогда не был платным информатором ФБР или ЦРУ.
Досье с компроматом на Трампа и его команду Кристофер Стил начал составлять по заказу компании Fusion GPS, которой, в свою очередь, его заказало интернет-издание консервативного толка Washington Free Beacon. Вполне вероятно, что настоящим заказчиком был кто-то из республиканских соперников Дональда Трампа. После того как Трамп обеспечил себе выдвижение кандидатом в президенты, Free Beacon потеряло интерес к расследованию, и Fusion GPS нашла новые источники финансирования работы Стила – Национальный комитет Демократической партии и избирательный штаб Хиллари Клинтон.
Уже после выборов главы спецслужб США довели до сведения избранного президента информацию, собранную Стилом, предупредив его о возможном шантаже. Самым ярким эпизодом досье было описание плотских утех Дональда Трампа в московском отеле. Избранный президент назвал досье Стила "фальшивой новостью", "грязью" и "мусором", а его публикацию – "чем-то, что сделала бы нацистская Германия".
В досье есть информация, впоследствии подтвердившаяся, есть неподтвержденная, но нет опровергнутой. Это так называемые "сырые" разведданные, то есть не перепроверенные или не поддающиеся проверке. Их изучением занимались профильные комитеты обеих палат Конгресса, но и они не смогли найти подтверждений всем содержащимся в досье сведениям. Утверждения Трампа и его сторонников о том, что ФБР использовало досье Стила как "фальшивый" предлог для слежки за сотрудниками его предвыборного штаба, - сильное преувеличение.
Как выяснилось теперь, после избрания Трампа ФБР не прекратило сотрудничество со Стилом. Бюро получило от него несколько донесений, составивших новое досье. Как отмечает Daily Telegraph, ссылаясь на анонимные источники (самого документа журналисты не видели), в работе над вторым досье Стил пользовался услугами иных, чем в первом случае, информаторов. Этот второй отчет содержит дополнительные свидетельства о вмешательстве России в американские выборы 2016 года и утверждение о том, что видеозапись, компрометирующая Трампа и сделанная во время его пребывания в Москве в 2013 году, все-таки существует.
Именно эта запись, по мнению руководителей спецслужб в администрации Обамы, могла стать орудием шантажа. Вспоминаются, например, неоднократные публичные заявления бывшего директора ЦРУ Джона Бреннана о том, что "у русских что-то есть", "что-то, что они могут в любой момент вытащить на свет Божий и осложнить ему жизнь". Бывший директор ФБР Джеймс Коми выражался осторожнее: "Не могу поручиться, что у русских ничего нет".
Именно Джеймсу Коми руководители разведсообщества поручили ознакомить Дональда Трампа, еще до его вступления в должность, с содержанием досье Стила. В досье был и скабрезный эпизод в московском отеле Ritz Carlton, где Трамп будто бы «осквернил» кровать, на которой когда-то спали Барак и Мишель Обамы. По словам Стила, Ritz Carlton известен тем, что нашпигован микрофонами и камерами.
На пятый день после этого разговора досье Стила было опубликовано.
В феврале 2018 года New York Times рассказала захватывающую историю о том, как агенты ЦРУ пытались получить назад похищенное хакерами кибероружие Агентства национальной безопасности (агентство не могло установить, что именно похищено). В качестве бонуса русский посредник предлагал видеокомпромат на Трампа. Однако сделка не состоялась: из 15-секундного ролика, который он продемонстрировал, было непонятно, запечатлен ли на нем Трамп или похожий на него мужчина.
Дан ли второму досье какой-либо ход, из статьи Daily Telegraph неясно. Но теперь с ним, несомненно, захотят ознакомиться в Конгрессе.