Росту популярности способствовал коронавирус, свирепствовавший в городе Нью-Йорке. Куомо каждый день появлялся перед камерами. Он выглядел особо энергичным и умелым руководителем на фоне не только президента, но и кандидата в президенты Джо Байдена, которому тогда было нечего делать, только упражняться в риторике. Некоторые колумнисты даже предлагали ему, а не Байдену, избираться в президенты, а младший брат губернатора, обозреватель CNN Крис Куомо спрашивал его в прямом эфире, почему бы ему и впрямь не попытать счастья. Но Эндрю - дисциплинированный член партии и отклонил предложение брата.
Сейчас мы знаем, что впопыхах губернатор наделал много ошибок в борьбе с эпидемией и, судя по всему, умышленно скрыл статистику смертности в домах престарелых. С этим теперь разбираются федеральные власти.
Но ни коррупционный скандал 2014 года, ни просчеты в поединке с ковидом не нанесли репутации Эндрю Куомо такой ущерб, как обвинения в сексуальных домогательствах.
Первое из них появилось в New York Times в декабре прошлого года. Пострадавшей от любвеобильного губернатора назвала себя бывшая сотрудница его администрации Линдси Бойлан. Сейчас она ведет кампанию за избрание на пост президента округа Манхэттен в 2022 году. Можно предположить, что она таким образом решила обратить на себя внимание, ведь в офисе Куомо в Олбани она работала в 2017-2018 годах. По словам Бойлан, губернатор однажды предложил ей сыграть в покер на раздевание, а в другой раз поцеловал ее в губы без ее согласия.
По словам Бойлан, она не собиралась выступать с разоблачениями и сделала это для того, чтобы подтолкнуть к признаниям других женщин, имеющих аналогичный опыт общения с губернатором. И такие женщины появились. В феврале NYT опубликовала признания Шарлотты Беннет. Она рассказала, что домогательства имели место с весны прошлого года, то есть в самый разгар эпидемии. Куомо якобы назойливо интересовался, как она относится к интимной связи с мужчинами старше нее и жаловался, что ему «некого обнять», однако никогда не прикасался к ней. Однажды, желая перевести разговор со скользкой темы, Беннет заговорила с ним о татуировках, и Куомо предложил ей сделать тату на ягодице. Беннет в конце концов пожаловалась шефу аппарата Куомо и получила назначение в другой отдел.
1 марта газета опубликовала новую историю на ту же тему. Третьей жертвой оказалась Анна Рач. Она не работала а администрации штата. Первый и последний раз она встретила Эндрю Куомо в сентябре 2019 года на свадьбе своих друзей. Ей понравился тост, произнесенный губернатором, и когда он проходил мимо нее, она поблагодарила его за теплые слова. Губернатор отреагировал неожиданно: он приобнял ее за талию. Рач сняла его руку со своего тела, и тогда Куомо, заметив, что дама ведет себя «агрессивно», обеими ладонями взял ее за лицо и спросил: «Можно вас поцеловать?». Даму такая бесцеремонность «ошеломила», и она поспешила уклониться от подобного удовольствия.
Куомо отрицает обвинения Линдси Бойлан, говорит, что Шарлотта Беннет превратно истолковала его слова, а по поводу рассказа Анны Рач пока молчит. И немудрено: приятель Рач сфотографировал сцену, и фото опубликовано в NYT. Это тот самый момент, когда губернатор собрался целовать женщину, которую впервые в жизни увидел минуту назад.
За разоблачениями последовали призывы расследовать их. Генеральный прокурор штата Летиция Джеймс заявила о своей готовности заняться этим делом, но для этого губернатор, согласно закону, должен дать ей соответствующее поручение.
Ситуация парадоксальная: губернатор должен поручить прокурору расследовать свое собственное дело. Мало того: согласно тому же закону штата Нью-Йорк, о ходе расследования следует еженедельно докладывать губернатору.
В воскресенье Летиция Джеймс опубликовала заявление о том, что относится к обвинениям против Куомо со всей надлежащей серьезностью, но не может начать расследование без бумаги за подписью губернатора. Причем эта бумага, по ее мнению, должна включать предоставление независимому прокурору права вызывать свидетелей и затребовать документы повесткой.
Офис Куомо ответил пресс-релизом, который содержит обращение к генеральному прокурору и главному судье апелляционного суда штата «совместно выбрать независимого и квалифицированного юриста с частной практикой, не связанного с политическими организациями», чтобы тот провел беспристрастное расследование и опубликовал его результаты. Отдельным заявлением старший советник Куомо по юридическим вопросам Бет Гарви сообщила, что губернатор отказывается от своего права получать еженедельные доклады по делу.
Но Летицию Джеймс это решение не удовлетворило. В своем новом заявлении она говорит, что отказывается от предложения губернатора: «При всем своем глубоком уважении к главному судье Ди Фиоре, я надлежащим образом избранный генеральный прокурор, и именно мне, по закону, следует исполнить эту задачу».
В понедельник Джеймс получила нужный документ и объявила, что приступает к делу. Пока непонятно, будет ли она вызывать Куомо на допрос повесткой, - его канцелярия говорит, что он готов «всецело сотрудничать со спецпрокурором на добровольной основе». Неясно также, будет ли он давать показания под присягой. Но до тех пор, когда такие показания понадобятся, следствие должно подготовиться - изучить, например, его электронную переписку и допросить других сотрудников администрации.
Естественно, сам Эндрю Куомо видит в атаке на него козни республиканцев и правой прессы. Однако ему стоит поискать недоброжелателей среди однопартийцев. Идею независимого расследования одобряет Белый дом. Спикер нижней палаты Нэнси Пелоси назвала обвинения против него «серьезными и заслуживающими доверия». Председатель юридического комитета Палаты представителей Джерри Надлер поддержал позицию Летиции Джеймс. С аналогичными заявлениями выступили члены Конгресса Александрия Окасио-Кортес и Кэтлин Рид. Все трое - члены Палаты от штата Нью-Йорк. Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио сказал, что Куомо должен подать в отставку, если факты подтвердятся. Сенатор штата Нью-Йорк Алессандра Бьяджи не желает дожидаться никакого расследования. «Губернатор Куомо, вы чудовище, - написала она в «Твиттере». - Вам пора уходить. Сейчас». «Губернатор Куомо должен немедленно подать в отставку», - заявила член нижней палаты от 21-го округа Нью-Йорка республиканка Элиза Стефаник.
Обращает на себя внимание, что среди критиков Куомо самые суровые - его возможные конкуренты на губернаторских выборах 2022 года, когда он будет избираться на свой четвертый срок. У мэра де Блазио заканчивается второй (и последний) срок. В губернаторы метит и Бьяджи. Самым сильным соперником Куомо считается Летиция Джеймс, потенциальным - Окасио-Кортес. Наконец, вполне вероятно, что в выборах будет участвовать Элиза Стефаник.
Последний опрос, проведенный в начале февраля, то есть еще до обвинений Беннет и Рач, показал, что позиция Куомо по-прежнему устойчива: за него готовы голосовать почти 66 процентов избирателей штата, за Летицию Джеймс - всего 22,2. Рейтинг Окасио-Кортес чуть выше - 24 против 67. Неожиданно высокий результат показала Стефаник: 37 процентов против 49 при 13,6 еще не определившихся. Однако если Куомо удастся выбить из седла и провалить на демократических праймериз, исход поединка Окасио-Кортес - Стефаник может оказаться непредсказуемым: в этой дуэли у первой 48,1 процента, у второй - 40,3, а 11,6 процента пока не готовы сделать выбор. Есть за что бороться!
Губернатор-республиканец в Нью-Йорке вполне реален: до Куомо этот пост занимал Джордж Патаки, и он тоже не прочь испытать судьбу.
Существует и другая теория заговора, которую огласил на днях конгрессмен-республиканец Девин Нуньес. Он считает, что руководство Демпартии («которая на самом деле социалистическая партия, управляемая политбюро») приступило к зачистке политического поля перед президентскими выборами 2024 года. Оно убирает сильных конкурентов Камалы Харрис и с этой целью «бросает под автобус» Эндрю Куомо и губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома (в Калифорнии идет сбор подписей за его отзыв; вполне реально, что вопрос о доверии к губернатору попадет в избирательный бюллетень 2022 года). «Я уверен, что Куомо и Ньюсом признаны расходным материалом, - сказал Нуньес в интервью Fox News. - Они угрожают системе политбюро, угрожают Харрис». «Это не лишено смысла», - заметила интервьюер Мария Бартиромо.