Между тем Министерство юстиции США сталкивается с большими проблемами в расследовании этих событий. В настоящее время обвинения предъявлены примерно 230 лицам. Ожидается, что общее число уголовных дел составит от 400 до 500, хотя толпа, рвавшаяся в Капитолий, насчитывала тысячи человек. Однако большинство будет наказано за мелкие правонарушения. В серьезных преступлениях пока подозреваются единицы. Наиболее тяжкие обвинения, включающие заговор с целью сорвать сертификацию результатов президентских выборов, предъявлены пока лишь девяти членам полувоенной организации «Хранители клятвы» (Oath Keepers).
Но и в этом случае доказать в суде, что заговорщики планировали силовой захват Капитолия, будет сложно. Дональд Трамп в одном из своих посланий, призывая сторонников приехать 6 января в Вашингтон, выразился так: «Будьте там. Оттянемся по полной!» (Be there. Will be wild!). Эта фраза неоднократно цитировалась на слушаниях по импичменту, но что конкретно она означает? «Дикими» в таком контексте бывают и барбекю, и школьные вечеринки, и концерты поп-звезд, где люди бесятся от избытка эмоций. Именно этими словами вожаки «Хранителей» созывали своих активистов для поездки в столицу. Но никто из них не писал в соцсетях о планируемом штурме Капитолия или госперевороте.
Минюст мобилизовал значительные ресурсы на поиск свидетелей и доказательств по всей стране. Помочь расследованию могли бы признательные показания бунтовщиков в обмен на смягчение участи, но пока почти никто из них желания сотрудничать со следствием не проявляет. Более того: линия защиты многих состоит в том, что полиция Капитолия отнюдь не препятствовала вторжению. Обвиняемые утверждают, что у них создалось впечатление, что полиция «на нашей стороне».
Даже такая, казалось бы, очевидная вещь, как дело Ричарда Барнетта, которого мы все видели сидящим в кабинете Нэнси Пелоси с ногами на столе, сталкивается с препятствиями. Своей вины он не признает. Суд в Арканзасе освободил его под залог в 5000 долларов (это при том, что по предъявленным ему обвинениям он может быть оштрафован на 355 тысяч и приговорен к 11 с половиной годам лишения свободы), но федеральные прокуроры быстро обжаловали это решение и добились его экстрадиции в Вашингтон, где ведется следствие.
Что касается поведения капитолийской полиции, то мы и впрямь видели не только ее героическое сопротивление нападавшим, но и то, как полицейские спокойно наблюдают за разгуливающими по зданию мятежниками, а некоторые и вовсе братаются с ними, делают совместные селфи и надевают кепки MAGA. Шестеро из них временно отстранены от исполнения обязанностей с удержанием зарплаты, действия еще 29 человек расследуются.
Но и это еще не все. Энрике Таррио, лидер организации «Гордые парни» (Proud Boys), самой активной в последнее время военизированной ультраправой группировки, оказался полицейским осведомителем. В 2014 году он заключил сделку со следствием по делу о мошенничестве и с тех пор, как сообщается, помог раскрыть целый ряд уголовных дел. Таррио это яростно отрицает, но если информация подтвердится, получится, что в Proud Boys он либо играл роль агента-провокатора, либо действовал по указаниям некой «пятой колонны» в ФБР.
Непонятна причина смерти полицейского Брайана Сикника, у гроба которого стояли лидеры Конгресса и которого похоронили со всеми возможными почестями. 6 января он находился на службе в Капитолии, был госпитализирован и на другой день вечером скончался. Но от чего скончался? В пресс-релизе капитолийской полиции сказано: «от травм, полученных при несении службы». Были сообщения, что его ударили огнетушителем по голове. Они не подтвердились. Медицинское заключение о причине смерти не опубликовано, но CNN со ссылкой на свой источник утверждает, что травм на теле не обнаружено. Теория провокации очень популярна в правоконсервативных кругах, но серьезных подтвержений этой версии пока нет.
Наконец, нам очень мало известно о причинах задержки решения о направлении в Капитолий Национальной гвардии и о том, почему вообще руководство полиции не придало значения предупреждениям о возможных беспорядках. Сообщалось, что гвардию направил вице-президент Пенс, но у него просто нет таких полномочий.
Ко всему прочему профсоюз капитолийской полиции выразил недоверие своему бывшему и нынешнему руководству, включая исполняющую обязанности шефа Йогананду Питтман, занявшую этот пост через двое суток после нападения толпы на Капитолий.
Ответы если не на все, то на часть этих вопросов надеялись получить сенаторы во вторник на слушании, где показания давал предшественник Питтман Стивен Санд, бывшие приставы верхней и нижней палат Майкл Стенджер и Пол Ирвинг (все трое вышли в отставку сразу после 6 января) и шеф вашингтонской полиции Роберт Конти.
Стивен Санд заявил, в частности, что за свою 30-летнюю карьеру ни разу не видел ничего подобного событиям 6 января. Да, подтвердил он, предупреждения поступали, но в них говорилось, что протестные акции трампистов будут аналогичны тем, что имели место в Вашингтоне в ноябре и декабре. Вероятность насильственных действий оценивалась как низкая. К этому полиция Капитолия и готовилась. «Мятежа тысяч вооруженных, агрессивных и организованных людей, стремящихся ворваться в здание любой ценой», никто не ждал.
Но ведь было и донесение отделения ФБР в Норфолке, Вирджиния, в котором в деталях сообщалось о том, что правые экстремисты затевают нечто небывалое. Штаб-квартира бюро получила его 5 января и сразу же переслала другим правоохранительным органам, включая полицию Капитолия. Но Стивен Санд утверждает, что увидел меморандум уже после беспорядков 6 января. Получивший его дежурный офицер по какой-то причине не доложил начальству.
Тем не менее Санд, по его словам, обсуждал возможный вызов подкрепления за несколько дней до 6 января. Пристав нижней палаты Пол Ирвинг будто бы ответил ему, что присутствие Национальной гвардии на подступах к Капитолию создаст нежелательную «картинку». Ирвинг отрицает это. Он назвал слова Санда «категорически ложными». «Мы сообща решили, что оценка ситуации не требует присутствия войск», - сказал он. Представители Пентагона ранее заявляли, что предлагали капитолийской полиции Национальную гвардию, но получили ответ, что полиция считает эту меру излишней.