По словам Буха в интервью газете "Известия" в октябре прошлого года, обвинение в краже денег со счетов в американских банках с помощью "трояна" NeverQuest грозило Лисову приговором, который «превысит ожидаемую продолжительность его жизни в тюрьме». По заключенному 22 февраля компромиссу с федеральной прокуратурой Южного округа штата Нью-Йорк в Манхэттене Станислав Лисов признал себя виновным по одному из двух пунктов обвинения и теперь рассчитывает на лишение свободы сроком до 5 лет. Как сообщил адвокат Бух, "данное признание стало результатом продолжительного переговорного процесса с прокуратурой Южного округа штата Нью-Йорк". Адвокат не исключил, что назначенный на 11 часов утра 27 июня 2019 года приговор, который огласит судья Валери Капроне, будет меньше, и с учетом уже отбытого заключения Лисов сможет вернуться на родину.
Станислав Лисов, он же "Блэк"
В пресс-релизе манхэттенской прокуратуры 22 февраля ее глава Джеффри Берман сообщил, что Лисов, он же "Блэк" (“Black”) и "Блэкф (“Blackf”), признал себя виновным в сговоре с целью размещения и использования вредоносной программы NeverQuest, чтобы заражать компьютеры ничего не подозревающих жертв, похищать в Интернете их данные на банковских счетах и с помощью этих данных снимать деньги с этих счетов. Не ново, но подобные аферы наши прокуроры непременно называют дерзкими и хитроумными. "Как он признал сегодня, - заявил Берман, - Станислав Витальевич Лисов использовал вредоносные программы, чтобы заразить компьютеры жертв, получить их учетные данные для входа в интернет-банки и украсть деньги с их счетов. Такой тип киберпреступлений переходит границы, представляет злонамеренную угрозу неприкосновенности частной жизни и наносит обширный финансовый ущерб. За свое дерзкое преступление этот российский хакер ответит перед американским судом".
Непременный участник таких пресс-релизов Уильям Суини, начальник нью-йоркского отделения ФБР, добавил, что "помимо создания и обслуживания ботнета (компьютерной сети с автономным программным обеспечением. - Ред.), зараженного вирусом NeverQuest, россиянин Станислав Лисов собирал личные данные жертв NeverQuest и обсуждал незаконное использование этих данных". В материалах дела сообщалось, что программное обеспечение NeverQuest было разработано Лисовым для получения доступа к персональным компьютерам и компьютерам финансовых учреждений с целью кражи банковских реквизитов, а также информации о картах и финансовых транзакциях владельцев этих карт. Утверждалось также, что Лисов продавал эту информацию на черном рынке киберпреступников. Лисова подозревали в разработке "банковского трояна" NeverQuest, с помощью которого он мог похитить 855 тыс. долларов, а также безуспешно пытался провести другие незаконные финансовые операции на 4,4 млн долларов.
На каждого ботнета есть свой троян
Как утверждало обвинение, Лисов занимался этим с июня 2012-го по январь 2015 года и, среди прочего, "создал инфраструктуру преступного сообщества, включая аренду и оплату компьютерных серверов для обслуживания ботнетов, зараженных вирусом NeverQuest". "Трояном" в наш просвещенный кибервек называют вредоносную программу, проникающую в компьютер под видом легального программного обеспечения, а "Ботнетом" - компьютерную сеть с автономным программным обеспечением. В начале 2017 года сетевое издание IBM X-Force Exchange, которое помогает следить за последними "вызовами и угрозами" безопасности, поставило NeverQuest на второе место в рейтинге самых распространенных троянов. Не знаю, родилась ли в продвинутых кругах поговорка, что на каждого ботнета есть свой троян.
Станислав Евгеньевич Лисов родился и жил в Таганроге, где, по словам его сестры Юлии, в 2009 году окончил Институт компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ (Таганрогский Радиотехнический институт), и "зарабатывал фрилансом, выполнял заказы по изготовлению сайтов, в том числе и от иностранных клиентов". По мнению Юлии, «возможно, Станислав выполнял американский заказ по изготовлению сайтов, после чего оказался в поле зрения спецслужб». Друзья Лисова подтвердили, что Станислав действительно создал интернет-магазин для американского заказчика. В начале 2017 года он с женой Дарьей прилетел в Испанию в отпуск и 13 января был задержан. «Нас задержали в аэропорту Барселоны, когда мы приехали отдать взятую в аренду машину перед тем как улететь в Лион — продолжать наше путешествие и навестить друзей, - рассказала тогда Дарья Лисова в интервью телеканалу RT. - Когда мы выходили из автомобиля, подошли два полицейских, показали значок и сообщили, что задерживают мужа, и начали проверять телефон, планшет, ноутбук».
На следующий день Гражданская гвардия Испании сообщила, что задержанный в Браселоне россиянин Лисов проходит в США подозреваемым по делу о киберпреступлениях, которое расследуется с 2014 года. После ареста в Барселоне Лисова содержали в тюрьме городка Марторель в Каталонии, откуда он обратился к своему президенту Владимиру Путину, и текст его письма был опубликован в середине июля 2017 года российской телекомпанией RT. Станислав Витальевич просил Владимира Владимировича не допустить его экстрадиции в США. "Очень прошу вас о помощи, взять на контроль мою ситуацию и разобраться в несправедливости, с вопиющими фактами беззакония со стороны США к гражданину России. Мое обращение к вам - это моя последняя надежда", - написал Лисов. - Хочу заявить, что не имею отношения к тем преступным делам, в которых меня обвиняют США. У меня есть подозрения, что если попаду на территорию Соединенных Штатов, обвинения могут измениться или будет применено давление/принуждение".
Путин не отозвался, и 1 августа 2017 года Национальная судебная палата Испании приняла решение "удовлетворить экстрадицию российского гражданина Станислава Витальевича Лисова в Соединенные Штаты". Он как мог сопротивлялся этому решению еще год и неделю, но 19 января 2018 года его доставили в Нью-Йорк, где снова арестовали и поместили в манхэттенскую федеральную тюрьму МСС. Там Лисова посетил его американский адвокат Аркадий Бух, назвавший условия содержания Станислава "приемлемыми". В интервью газете «Известия» в конце октября 2018 года Бух сообщил, что "Стас содержится в довольно нормальных условиях. Понятно, что он, например, в течение дня может выходить на улицу только на один час. Тем не менее по сравнению с другими американскими тюрьмами здесь неплохое питание и в целом спокойная обстановка. Многие из заключенных, которые тут отбывают наказание, являются бывшими банкирами, предпринимателями и другими довольно высокопоставленными персонами".
"Ихнего полку прибыло"
Как сообщила в апреле прошлого года московская газета "Коммерсантъ", за последние годы "40 граждан РФ были арестованы за границей по требованию Соединенных Штатов, причем наибольшее количество задержаний пришлось на 2017 год". Самые известные граждане РФ, экстрадированные в США из третьих стран и уже отбывающие у нас тюремные сроки, это 52-летний Виктор Бут, 50-летний Константин Ярошенко и 35-летний Роман Селезнев. Бута арестовали в Таиланде в марте 2008 года, через полтора года экстрадировали в США и в 2012 году приговорили к 25 годам лишения свободы и конфискации имущества на сумму 15 млн долларов за «оказание материальной поддержки террористической организации» и другие преступления. Ярошенко арестовали 28 мая 2010 года в Либерии и через два дня доставили в Нью-Йорк, где обвинили в транспортировке крупной партии кокаина из Латинской Америки в Африку и в сентябре 2011 года приговорили к 20 годам тюрьмы. Селезнева, сына депутата Госдумы от партии ЛДПР, арестовали в 2014 году на Мальдивах, быстро доставили в США, обвинили в киберкраже и в апреле 2017-го приговорили к 27 годам лишения свободы, а в ноябре того же года еще к 14 годам за кибермошенничество, но меньший срок был поглощен большим.
По данным МИД России на 2017 год, по запросам нашего Министерства юстиции российские граждане были задержаны почти в двух десятках стран. Это Венгрия, Греция, Грузия, Доминиканская Республика, Израиль, Индонезия, Испания, Канада, Кипр, Коста-Рика, Латвия, Либерия, Литва, Таиланд, Мальдивская Республика, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Чехия и Шри-Ланка. Это не считая граждан Росии, которых арестовали непосредственно на территории Соединенных Штатов. Российский МИД называет аресты таких россиян «охотой на граждан», «похищениями» и «произволом», а в каждом очередном пресс-релизе наших федеральных прокуратур в связи с их арестами, экстрадицией, обвинением и осуждением утверждается, что у американского правосудия длинные руки, которые достанут преступника в любой точке земного шара. Российский МИД предупредил тех граждан своей страны, у которых «есть основания предполагать наличие претензий со стороны американских правоохранительных органов», перед отъездом за границу «тщательно взвешивать все риски». Если считать граждан России, которых экстрадируют в США для суда, войсковой единицей величиной с полк, то с прибытием к нам Станислава Лисова "ихнего полку прибыло".