Первоначальные цифры занятости за январь и февраль пересмотрены в сторону повышения, в марте в экономике было создано 431 тыс. новых рабочих мест. В промышленности, ресторанном бизнесе, розничной торговле. Рост занятости уже 11 месяцев подряд превышает 400 тыс., такого Америка не знала со времени выхода из Большой депрессии в 1939 г.
Безработица за март месяц сократилась с 3,8% до 3,6%. В предпандемическом феврале 2020 г. она находилась на уровне 3,5% — самом низком за полстолетия.
Минтруда приводит еще один показатель оздоровления экономической обстановки: в феврале около 1,2 млн американцев отказывались искать работу из-за опасения заразиться коронавирусом, в марте число таких перестраховщиков понизилось до 900 тыс.
Число американцев дееспособного возраста, реально участвующих в экономической деятельности или активно ищущих работу, выросло в прошлом месяце по сравнению с февралем на 0,1%, с 62,3% до 62,4%. В начале пандемии, в апреле 2020 г., данный показатель упал до 60,2%.
300 тыс. женщин влились в марте в армию труда — не в последнюю очередь благодаря открытию большинства школ и дошкольных учреждений. Тем не менее удельный вес «слабого пола» в трудовых ресурсах по-прежнему ниже, чем в период до пандемии: 58%. Часть детских учреждений остается закрытой, вынуждая женщин сидеть с детьми; удельный вес мужчин, 70%, восстановился полностью.
Bloomberg приводит забавный неполиткорректный факт: в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и еще двадцати мегаполисах Америки женщины до 30 в канун пандемии зарабатывали столько же или даже больше, чем сверстники-мужчины. Это примерно 20% всех американок в названной возрастной категории. Дискриминация мужчин? COVID-19 вряд ли изменил соотношение сил в сегменте высокооплачиваемых, он коснулся их куда меньше, чем в низкооплачиваемых слоях.
Как показывает статистика, 3% пенсионеров вдруг почувствовали в крови «блуд труда» и, что называется, вновь встали к станку. Может быть, потому, что слишком рано вышли на покой, понадеявшись на продолжение стремительного роста ранее приобретенных акций, однако биржа разочаровала. Пенсионеры-возвращенцы тоже вносят свой вклад в улучшение состояния рынка труда.
В марте 2,8 млн человек сообщили, что не работают по причине того, что подхватили ковид или вынуждены заботиться об инфицированных родных и близких. В январе в указанной категории числились 8,8 млн американцев.
При всем при том в экономике в целом на настоящий момент на 1,6 млн меньше рабочих мест, чем в феврале 2020 года, до сих пор не оправились стопроцентно сферы, наиболее сильно задетые ковидом, прежде всего курортно-туристическая. Но в розничной торговле ситуация вернулась к status quo ante.
Голод не тетка: если бы не ускоряющаяся в районе 8 процентов инфляция, реально обесценивающая деньги, дороговизна бензина, еды, съемного жилья плюс иссякающие сбережения, большая масса народа, наверное, не торопилась бы возвращаться на работу. Тормозит тенденцию то, что американцы, понимая, что спрос на рабочую силу сегодня превышает предложение, в рекордном количестве меняют место работы в поисках лучших условий; разница между числом вновь нанятых и числом вакансий достигла почти 5 млн. Треть поменявших работу зарабатывает примерно на 30% больше, чем прежде. На старом месте они бы тоже зарабатывали больше, но не настолько.
Кстати, тот факт, что незамещенных вакансий в настоящее время много больше, чем заполненных, убедила Центральный банк в устойчивости положительного тренда в экономике, и он до конца месяца поднимет свою ключевую ставку в порядке борьбы с инфляцией.