Двух старожилов «русской» криминальной улицы Бруклина снова арестовали

Бандитская история

В прошлую пятницу федеральная прокуратура Южного округа штата Нью-Йорк в Манхэттене сообщила об арестах Бориса Котлярского и Бориса Найфельда, обвиненных в вымогательстве.

Бандитская история

Как изящно сформулировал это преступление следователь ФБР Люк Хардисон в предварительном обвинении (Complaint), Котлярский и Найфельд, «а также другие известные и неизвестные, незаконно и сознательно собрались, сговорились, объединились и согласились вместе и по отдельности совершить вымогательство, которое по определению ст. 18 федерального кодекса состоит в получении денег или имущества другого лица с его согласия, которое было получено незаконным применением или угрозой применения силы».

Тени забытых предков

Услышав имена арестованных, я сразу вспомнил название фильма покойного советского режиссера Сергея Параджанова «Тени забытых предков». О Борисе Котлярском в русскоязычной общине Америки знают меньше, но Борис Найфельд по кличке Биба прочно вошел в историю нашей организованной преступности с первых дней ее активности в США. 68-летний уроженец Гомеля Борис Найфельд появился в США с братом Вениамином в 1970-х годах, и братья быстро инкорпорировались в зарождавшуюся «русскую мафию», став крутыми и дерзкими бандитами. Со временем Веня Найфельд притих, а Биба не унимался и участвовал в нескольких известных разборках, включая убийство в Мюнхене в 1991 году криминального авторитета Фимы Ласкина. В 1994 году Бибу арестовали за участие в крупном деле о контрабанде героина из Таиланда в США через Бельгию и Польша - героин засыпали в катодные трубки телевизоров, причем делали это так умело, что при выборочной проверке на таможне трубки светились.

По делу была арестована куча нашего иммигрантского народа, и по примеру своего итальянского коллеги Сальваторе Гравано из клана Гамбино наш Биба пошел на сотрудничество с прокуратурой, за что получил уже почти отсиженные 5 лет, как было отмечено в приговоре, «по ходатайству прокуратуры в связи со значительным содействием, которое оказал обвиняемый». Главным обвиняемым в героиновом деле был поляк Рычард (Рикардо) Фанчини по кличке Франц, и в 2008 году дело получило новое развитие, уже с контрабандой сигарет. Бориса Найфельда снова арестовали и снова дали 5 лет тюрьмы, из которой он вышел в феврале 2014 года. В 2009 году группа британских тележурналистов сняла для канала National Geographic документальную серию про бандитизм в Америке, и одна серия называлась «Русские бандиты Бруклина» (“Brooklyn’s Russian Gangsters”), где Биба рассказал, каким страшным преступником он был. «Биба хвалится в передаче, что главнее его не было, - написал мне по этому поводу из карцера федеральной тюрьмы другой авторитет «русской мафии» в США Моня Эльсон. - Это даже не только на уши не натянешь, это и на ѕ не поместится. Все, с кем он хавал, точно такие же, как и он. Жизнь показала и доказала, на что он способен: уйти на программу и оттуда хвалиться, что все время хотел убить меня... А как его прятали на даче в Подмосковье от меня, а как он узнал, что я у Севы и собираюсь в Бельгию найти его, то куда он исчез и как исчез, он об этом не говорит. И как сдал меня мусорам».  

О 68-летнем киевлянине Борисе Котлярском я мог бы рассказать намного больше, так как встречался с ним много раз, а за его уголовным делом 15 лет назад следил от начала до конца. «За два года тайной операции ФБР, - написала об этом деле газета «Нью-Йорк пост» 11 декабря 2000 года со ссылкой на обвинительное заключение, - двое оперативников, выдавая себя за связанных с мафией наркоторговцев, обменяли в общей сложности 2,7 млн долларов наличными на чеки, которые им приносил Котлярский и другие». Многие чеки были выписаны медицинскими офисами, клиниками, лечебно-диагностическими центрами, магазинами медицинского оборудования и компаниями по перевозке больных в Бруклине, Квинсе и Манхэттене. Агенты представились людьми, связанными с мафией, у которых скопилась огромная сумма наличных, и ее необходимо обменять на банковские чеки с хорошим процентом прибыли. Из упомянутых 2,7 млн долларов комиссионные составили 211 тысяч. Арестованный вместе с сообщниками 9 декабря 1998 года Котлярский провел в тюрьме три месяца и 10 марта 1999 года был освобожден до приговора под залог в полтора миллиона долларов. 10 апреля 2001 года манхэттенский федеральный судья Джон Кинен отправил Котлярского в тюрьму на 18 месяцев. Три отсиженных месяца пошли ему в зачет, и еще три месяца были сняты за хорошее поведение. В последнем слове Котлярский попросил дать ему возможность сохранить налаженный бизнес в России, где у него была компания пароходных круизов между Москвой и Санкт-Петербургом.

«Постановка» в ее криминальном смысле

Бориса Найфельда арестовали 14 января в 2.25 дня, а Бориса Котлярского через полчаса. Котлярский, явно будучи побогаче, на следующий день пригласил платного адвоката Тони Мирвиса, а Биба, который за многие годы трудов неправедных не нажил никаких палат, под присягой заявил судье-магистрату Джеймсу Фрэнсису о неплатежеспособности, и ему дали казенного адвоката Джонатана Марвинни. В тот же день судья удовлетворил просьбу Найфельда о предоставлении ему медицинской помощи. В кратком пресс-релизе прокуратуры ее глава Прит Бхарара пояснил, что «как предполагается, Борис Котлярский и Борис Найфельд вступили в сговор с целью вымогательства у потерпевшего 125 тыс. долларов, утверждая, что Найфельда наняли убить потерпевшего. Благодаря ФБР и Управлению полиции Нью-Йорк потерпевший невредим, а обвиняемые арестованы. Начальник нью-йоркского отделения ФБР Диего Родригес добавил, что «это еще один пример сотрудничества Бюро и Полиция в борьбе с евразийской организованной преступностью», как после распада СССР стали называть «русскую мафию». Комиссар городской полиции Уильям Брэттон образно заметил, что «казалось бы, эту бандитскую историю могли сделать только в Голливуде, но сегодня в Нью-Йорке этих двоих обвиняют в дерзком вымогательстве». К пресс-релизу прокуратуры было «прикреплено» семистраничное обвинение, которое под присягой представил судье-магистрату Фрэнсису спецагент Хардисон, пояснивший, что служит в Бюро с 2012 года и принимал участие в расследовании данного дела, а также многих дел оргпреступности.

С точки зрения опытных сыщиков и воров, то, в чем обвиняют Котлярского и Найфельда, просто как грабли, и на российском жаргоне называется «постановкой». Как доложил судье Джеймсу Фрэнсису агент ФБР Люк Хардисон, «постановка» заключалась в том, что 31 октября 2015 года Котлярский встретился в бруклинском ресторане с «Потерпевшим» (которого в судебных документах не называют, но известно, что в Ньюарке ему принадлежит компания международных перевозок) и сообщил ему, что некий «русский бизнесмен» предложил Борису Найфельду 100 тыс. долларов за убийство «Потерпевшего» и Найфельд якобы согласился, но заказ можно отменить. Из этого разговора «Потерпевший» понял, что Котлярский предлагает ему договориться  с Найфельдом, чтобы тот не убивал его, и тогда решил, что его лучше защитят полицейские, к которым он и обратился. На моем веку таких «постановок» в бывшем СССР и Нью-Йорке было множество. «Терпилу» брали на испуг и получали с него деньги, хотя в действительности на него никто не покушался, но были и случаи реальной угрозы. В данном случае пока не ясно, был ли заказ реальностью, хотя «Потерпевший» знал «русского бизнесмена».

Вымогательство под контролем наружки ФБР

ФБР занялось расследованием данной «постановки» в ноябре прошлого года и вело его по всем правилам оперативной работы. 3 декабря «Потерпевший», оснащенный потайным диктофоном, и Котлярский встретились в бруклинском ресторане («Ресторан-1»), где Борис повторил, что «Бизнесмен» заказал Найфельду убийство, но обо всем можно договориться, для чего «Потерпевшему» нужно встретиться с Найфельдом. Помимо записей разговоров на встречах, ФБР записывало телефонные разговоры участников «постановки» с 23 декабря 2015 по 13 января 2016. Все разговоры велись по-русски, их переводили и распечатывали. 7 января Котлярский позвонил «Потерпевшему» и сказал, что тот на следующий день может встретиться с Бибой, чтобы «решить проблему», но может сказать, что занят и не прийти. Тогда Котлярский рассказал, что «Бизнесмен» должен заплатить Найфельду за заказное убийство, но если «Потерпевший» договорится с Найфельдом, тот не возьмет эти деньги и предложит заказчику убираться куда подальше. 

8 января Котлярский снова позвонил «Потерпевшему» и сказал, что договорился с Бибой о встрече и тот ждет их в бруклинском ресторане («Ресторан-2»). К делу подключилась наружка ФБР, которая установила, что Котлярский, Найфельд и «Сообщник-1» встретились там и сели за стол, а когда туда вошел «Потерпевший», Котлярский представил его Найфельду, и они отсели с ним за другой стол для беседы, которая, по данным наружного наблюдения, длилась примерно два часа. Найфельд рассказал «Потерпевшему», будто заказчик уж перевел ему 50 тыс. долларов аванса за убийство, но Найфельд якобы сказал «Бизнесмену», что убийц будет двое, поэтому заказ стоит не 100, а 250 тысяч долларов. Первым из ресторана ушел «Потерпевший», за ним Котлярский и Найфельд, которые уехали во внедорожнике с Котлярским за рулем, а «Сообщник-1» уехал в своей машине.

11 января Котлярский и Найфельд, снова в машине Котлярского, приехали в бруклинский «Ресторан-3», где встретились с «Потерпевшим», который тайно записал их беседу. Биба Найфельд сказал ему, что очень хорошо, что Котлярский вовремя вмешался в это дело, и предложил «Потерпевшему» заплатить 125 тыс. долларов за свое спасение, причем 50 тысяч отдать до 15 января. 14 января «Потерпевший» встретился с Найфельдом в «Ресторане-2» и, по указанию агентов ФБР, попросил его предоставить гарантии своей безопасности. Найфельд согласился поговорить с заказчиком убийства, и «Потерпевший» набрал номер «Бизнесмена» на мобильнике Найфельда, который достаточно громко заявил, чтобы тот не трогал «Потерпевшего», а не то ему не поздоровится. Тогда же «Потерпевший» выписал и подписал чек своей корпорации на 50 тыс. долларов без указания получателя и вручил его Борису Найфельду, который вышел из ресторана и был арестован. При аресте, который очевидно прошел достаточно вежливо, Биба нецензурно выругался и порвал чек. Вскоре к «Ресторану-2» подъехал Котлярский, которого тоже арестовали. Обвинение, поддержанное большим жюри, им еще не предъявлено, а до решения суда оба считаются не виновными, хотя содержатся под стражей в манхэттенской федеральной тюрьме МСС. Поскольку заказчика убийства не арестовали вместе с ними, он либо ничего не заказывал, либо сразу согласился сотрудничать с ФБР.

Новости региона

Все новости