Генри Фонда в жизни и в кино

16 мая 1905 года родился американский киноактер Генри Фонда

Как, вероятно, ни один другой голливудский актер своей эпохи, он идеально укладывался в стандарт «стопроцентного» американца, эдакого хорошего, честного, мужественного парня. Может быть, именно потому так обожали его зрители, что он позволял им увидеть себя такими, какими им хотелось бы быть. 

16 мая 1905 года родился американский киноактер Генри Фонда
Генри Фонда

Режиссер Джошуа Логан писал, что Фонда вобрал в свой экранный образ всех героев Марка Твена, Брет Гарта, Джеймса Фенимора Купера, Готорна и Ирвинга. За свою долгую - более полувека - карьеру в театре и кино Генри Фонда сыграл свыше сотни ролей. Многие до сих пор еще помнятся тем, кто имел удовольствие видеть его в таких фильмах, как «Юный мистер Линкольн», «Гроздья гнева», «Моя дорогая Клементина», «Двенадцать разгневанных мужчин» и др.

Он родился в провинции, в Небраске, в небольшом городе Гранд-Айленд. Но у простого американского парня были весьма непростые генеалогические корни: его предки по отцовской линии происходили из генуэзцев, переселившихся в далеком XV веке в Нидерланды. В 1642 году часть голландских Фонда вместе с другими голландскими колонистами поселились в Америке и даже основали существующий и поныне городок Фонда в центральном Нью-Йорке.

Дед со стороны матери увлекался искусством, и, видимо, от него Генри унаследовал свое артистическое дарование. Актером, впрочем, поначалу он стать не собирался. Когда ему было десять лет, местная газета в Небраске опубликовала его новеллу «Мышь», победившую на конкурсе. Юный Фонда уверовал в свой литературный талант и в Миннесотском университете избрал главным предметом журналистику.

Первое время он, как и подобает положительному герою, прилежно занимался и подрабатывал где мог - в спортзалах, в телефонной компании. Однако усердия хватило не надолго: на втором курсе он оставил университет.

О сценической карьере Генри не задумывался, тем более, что был в ту пору застенчив. Решающую роль в его выборе сыграла настойчивость Дороти Брандо, матери будущей знаменитости Марлона Брандо. Дороти была другом семьи Фонда и своим человеком в театральном мире. И настояла, чтобы молодого Генри попробовали на ведущую роль в пьесе Филиппа Барри «Я и ты», которая ставилась в местном театре в Омахе, штат Небраска. Проба прошла успешно, и двадцатилетний Фонда начал свой долгий путь в сценическом искусстве.

(Любопытно, что через пару лет он играл в одном спектакле со своей благодетельницей Дороти, столь точно угадавшей его призвание, - то была пьеса Юджина О’Нила «За горизонтом»).

Многое в своей жизни он делал как бы нехотя, вопреки первоначальным намерениям. Потом, правда, оказывалось, что судьба, казалось бы помимо его воли, вела его правильным путем. Хотел стать литератором - попал на сцену, и выяснилось, что это занятие ему по душе, точно так же получилось и с кино.

Когда актера уговорили приехать в Голливуд и встретиться с продюсером Уолтером Вэнгером, он, уже очарованный театром, не желая расставаться со сценой, заломил немыслимую, как ему казалось, цену - 1000 долларов в неделю, в надежде, что соглашение сорвется. Вышло иначе. Вэнгер не повел и бровью, и контракт на две картины в год был подписан немедленно. Так он стартовал в кинематографии, не подозревая, какую длинную дистанцию предстоит пройти.

В 1939 году состоялось знакомство с Джоном Фордом, которое стало началом многолетнего плодотворного сотрудничества. Форд выбрал Фонду на роль Томаса Джоуда в экранной версии «Гроздьев гнева» по роману Стейнбека - фильм, который стал классикой и принес актеру признание на кинематографическом Олимпе. В 1940 году он получил за эту роль номинацию на «Оскар» в категории «Лучший актер».

Много лет спустя в монографии «Семьдесят лет кино» критик Питер Кауи писал: «Именно Фонда с его кошачьей походкой и пронзительным взглядом лучше всего воплотил черты Рядового человека, который страдает с достоинством и лишь иногда взрывается, возмущенный притеснениями».

Актер снялся во многих других лентах Форда, которые умножили его популярность: «Беглец» по роману Грэма Грина «Власть и слава», «Форт Апачи», «Моя дорогая Клементина». Впрочем, не менее успешно Фонда работал и с другими режиссерами - с Кингом Видором (Пьер Безухов в «Войне и мире»), с Альфредом Хичкоком («Не тот человек»).

В одном из своих шедевров - «Двенадцать разгневанных мужчин» Фонда был продюсером вместе с автором сценария, писателем Реджинальдом Россом. Эта лента, в 1957 году представленная на международный кинофестиваль в Берлине, получила главный приз - «Золотого Медведя». Увы, кассовый успех картины оказался несравненно более скромным.

Творческий потенциал актера был, казалось, беспределен. Съемки не мешали ему делать заметные работы во многих громких бродвейских спектаклях, из которых, может быть, наиболее памятным был «Мистер Робертс».

Фонда играл в этой постановке 1700 раз и, по его собственному признанию, «никогда не уставал».

Те, кто с ним встречались, не могли противостоять его обаянию. Высокий - более шести футов роста, голубоглазый, с темными седеющими волосами, юношески стройный, он производил неизгладимое впечатление.

При всем напряженном режиме у него еще хватало желания и времени заниматься живописью и скульптурой, фотографировать, делать модели аэропланов и выращивать экологически чистые овощи.

В семейной жизни, однако, Фонда был, судя по всему, весьма нелегким человеком. Ни одного благополучного брака. С первой женой, актрисой Маргарет Салливен, развод менее чем через год. Со второй, Фрэнсис Броко, дамой из нью-йоркского высшего общества, прожито 14 лет. Она стала матерью будущих актеров Джейн и Питера Фонда. Фрэнсис страдала душевным недугом и покончила с собой в день собственного 42-летия. Третий брак с Сьюзен Бланшар, приемной дочерью композитора Хаммерстайна, окончился разводом.

Недолговечным оказался и следующий союз - с итальянкой, графиней Франчетти.

Фонда очень гордился своими детьми - Джейн, которая стала кинозвездой и активисткой антивоенного движения, и Питером, тоже известным киноактером и режиссером.

Питер Фонда вспоминал с горечью:

«Экранный Генри Фонда, которого все любят, был совсем не тот Генри Фонда, который сидел дома за обеденным столом. Отец мог в автобусе часами болтать с незнакомыми людьми. Но со своими домашними он не знал, куда себя девать. И чем больше мы от него требовали, тем больше он замыкался в себе».

Однако Питер пытался понять сложную натуру отца. В фильме «Золото Ули» Фонда-младший играет роль человека, который напоминает ему его родителя. И в конце концов приходит к выводу, в котором есть намек на прощение: «Мой опыт с отцом позволил мне понять характер этого персонажа. Я знаю, каков он, и я знаю, что в глубине своего сердца этот парень - добрый малый».

Режиссер Джошуа Логан писал, что Фонда вобрал в свой экранный образ всех героев Марка Твена, Брет Гарта, Джеймса Фенимора Купера, Готорна и Ирвинга. За свою долгую - более полувека - карьеру в театре и кино Генри Фонда сыграл свыше сотни ролей. Многие до сих пор еще помнятся тем, кто имел удовольствие видеть его в таких фильмах, как «Юный мистер Линкольн», «Гроздья гнева», «Моя дорогая Клементина», «Двенадцать разгневанных мужчин» и др.

Он родился в провинции, в Небраске, в небольшом городе Гранд-Айленд. Но у простого американского парня были весьма непростые генеалогические корни: его предки по отцовской линии происходили из генуэзцев, переселившихся в далеком XV веке в Нидерланды. В 1642 году часть голландских Фонда вместе с другими голландскими колонистами поселились в Америке и даже основали существующий и поныне городок Фонда в центральном Нью-Йорке.

Дед со стороны матери увлекался искусством, и, видимо, от него Генри унаследовал свое артистическое дарование. Актером, впрочем, поначалу он стать не собирался. Когда ему было десять лет, местная газета в Небраске опубликовала его новеллу «Мышь», победившую на конкурсе. Юный Фонда уверовал в свой литературный талант и в Миннесотском университете избрал главным предметом журналистику.

Первое время он, как и подобает положительному герою, прилежно занимался и подрабатывал где мог - в спортзалах, в телефонной компании. Однако усердия хватило не надолго: на втором курсе он оставил университет.

О сценической карьере Генри не задумывался, тем более, что был в ту пору застенчив. Решающую роль в его выборе сыграла настойчивость Дороти Брандо, матери будущей знаменитости Марлона Брандо. Дороти была другом семьи Фонда и своим человеком в театральном мире. И настояла, чтобы молодого Генри попробовали на ведущую роль в пьесе Филиппа Барри «Я и ты», которая ставилась в местном театре в Омахе, штат Небраска. Проба прошла успешно, и двадцатилетний Фонда начал свой долгий путь в сценическом искусстве.

(Любопытно, что через пару лет он играл в одном спектакле со своей благодетельницей Дороти, столь точно угадавшей его призвание, - то была пьеса Юджина О’Нила «За горизонтом»).

Многое в своей жизни он делал как бы нехотя, вопреки первоначальным намерениям. Потом, правда, оказывалось, что судьба, казалось бы помимо его воли, вела его правильным путем. Хотел стать литератором - попал на сцену, и выяснилось, что это занятие ему по душе, точно так же получилось и с кино.

Когда актера уговорили приехать в Голливуд и встретиться с продюсером Уолтером Вэнгером, он, уже очарованный театром, не желая расставаться со сценой, заломил немыслимую, как ему казалось, цену - 1000 долларов в неделю, в надежде, что соглашение сорвется. Вышло иначе. Вэнгер не повел и бровью, и контракт на две картины в год был подписан немедленно. Так он стартовал в кинематографии, не подозревая, какую длинную дистанцию предстоит пройти.

В 1939 году состоялось знакомство с Джоном Фордом, которое стало началом многолетнего плодотворного сотрудничества. Форд выбрал Фонду на роль Томаса Джоуда в экранной версии «Гроздьев гнева» по роману Стейнбека - фильм, который стал классикой и принес актеру признание на кинематографическом Олимпе. В 1940 году он получил за эту роль номинацию на «Оскар» в категории «Лучший актер».

Много лет спустя в монографии «Семьдесят лет кино» критик Питер Кауи писал: «Именно Фонда с его кошачьей походкой и пронзительным взглядом лучше всего воплотил черты Рядового человека, который страдает с достоинством и лишь иногда взрывается, возмущенный притеснениями».

Актер снялся во многих других лентах Форда, которые умножили его популярность: «Беглец» по роману Грэма Грина «Власть и слава», «Форт Апачи», «Моя дорогая Клементина». Впрочем, не менее успешно Фонда работал и с другими режиссерами - с Кингом Видором (Пьер Безухов в «Войне и мире»), с Альфредом Хичкоком («Не тот человек»).

В одном из своих шедевров - «Двенадцать разгневанных мужчин» Фонда был продюсером вместе с автором сценария, писателем Реджинальдом Россом. Эта лента, в 1957 году представленная на международный кинофестиваль в Берлине, получила главный приз - «Золотого Медведя». Увы, кассовый успех картины оказался несравненно более скромным.

Творческий потенциал актера был, казалось, беспределен. Съемки не мешали ему делать заметные работы во многих громких бродвейских спектаклях, из которых, может быть, наиболее памятным был «Мистер Робертс».

Фонда играл в этой постановке 1700 раз и, по его собственному признанию, «никогда не уставал».

Те, кто с ним встречались, не могли противостоять его обаянию. Высокий - более шести футов роста, голубоглазый, с темными седеющими волосами, юношески стройный, он производил неизгладимое впечатление.

При всем напряженном режиме у него еще хватало желания и времени заниматься живописью и скульптурой, фотографировать, делать модели аэропланов и выращивать экологически чистые овощи.

В семейной жизни, однако, Фонда был, судя по всему, весьма нелегким человеком. Ни одного благополучного брака. С первой женой, актрисой Маргарет Салливен, развод менее чем через год. Со второй, Фрэнсис Броко, дамой из нью-йоркского высшего общества, прожито 14 лет. Она стала матерью будущих актеров Джейн и Питера Фонда. Фрэнсис страдала душевным недугом и покончила с собой в день собственного 42-летия. Третий брак с Сьюзен Бланшар, приемной дочерью композитора Хаммерстайна, окончился разводом.

Недолговечным оказался и следующий союз - с итальянкой, графиней Франчетти.

Фонда очень гордился своими детьми - Джейн, которая стала кинозвездой и активисткой антивоенного движения, и Питером, тоже известным киноактером и режиссером.

Питер Фонда вспоминал с горечью:

«Экранный Генри Фонда, которого все любят, был совсем не тот Генри Фонда, который сидел дома за обеденным столом. Отец мог в автобусе часами болтать с незнакомыми людьми. Но со своими домашними он не знал, куда себя девать. И чем больше мы от него требовали, тем больше он замыкался в себе».

Однако Питер пытался понять сложную натуру отца. В фильме «Золото Ули» Фонда-младший играет роль человека, который напоминает ему его родителя. И в конце концов приходит к выводу, в котором есть намек на прощение: «Мой опыт с отцом позволил мне понять характер этого персонажа. Я знаю, каков он, и я знаю, что в глубине своего сердца этот парень - добрый малый». 

Новости региона

Все новости