Загадка «Далласа»

3 апреля 1978 года на телеканале CBS начался показ сериала «Даллас». Он продолжался 13 лет.

Первая, «пилотная» серия этой «мыльной оперы» была рассчитана на пять недель.Первая, «пилотная» серия этой «мыльной оперы» была рассчитана на пять недель.
  

3 апреля 1978 года на телеканале CBS начался показ сериала «Даллас». Он продолжался 13 лет.
 

Никто, в том числе ее создатель Дэвид Джейкобс, не мог предположить, что сериал растянется на 13 лет и станет самым успешным проектом такого рода на американском телевидении.

О чем эта история и почему она покорила сердца миллионов? В сущности, ничего особенного. На ранчо живут семь членов одной семьи - супружеская чета Джок и Элли Юинг, их сыновья Джон Росс (обычно его называют Джей-Ар) и Бобби. Жены сыновей Сью Эллен и Пэмела, а также Люси, дочь «блудного сына» Гэри, который держится от родственников подальше.

Интрига крутится вокруг радостей и бед этого семейства. Ключевая фигура - Джей-Ар. Он правит твердо и безжалостно семейным нефтяным концерном, по-хамски обращается с женой и выказывает почтение лишь родителям, да и то лишь в те редкие минуты, когда считает это необходимым.

Нельзя, правда, сказать, что Джон Росс - главное действующее лицо. Все остальные персонажи не менее важны. Джок, патриарх нефтяного клана, сорок лет назад вместе со своим другом Диггером Барнсом приехал на нефтяные промыслы Техаса, чтобы сколотить состояние. Когда пришел успех, он отделался от друга и учредил компанию Ewing Oil. Потом он отобрал у Диггера его подругу Элли. Та согласилась выйти замуж за магната, но втайне продолжала питать нежные чувства к своему прежнему возлюбленному. Между тем Диггер женился на другой женщине, Ребекке, и у них родились дети - сын Клифф и дочь Пэмела. Волей автора Пэмела выходит замуж за младшего сына Джока - Бобби. Складывается ситуация, подобная той, в какой некогда оказались Ромео и Джульетта. Молодые люди любят друг друга, но принадлежат к враждующим кланам. Классический конфликт чувства и долга. Пэмела разрывается между мужем и отцом и братом Клиффом, который терпеть не может Юингов и борется с Джоном Россом всеми доступными ему средствами. Он политик и юрист, но, поскольку на деловом поприще справиться нелегко, Клифф наносит удар противнику в его собственной спальне: у него роман с женой Джей-Ар - Сью Эллен. Та, с одной стороны, рада наставить рога грубияну-мужу, но с другой - и Клифф ей быстро наскучил. Сью Эллен живет в состоянии постоянного внутреннего разлада, наносит визиты психиатру, регулярно прикладывается к бутылке и хочет избавиться от мужа, но не знает, как.

Еще одна обитательница ранчо - 12-летняя Люси живет своей собственной жизнью. Отец ее, Гэри, в свое время покинул отчий дом, потому что нефтяной бизнес, в котором погрязли его отец и брат Джей-Ар, ему глубоко противен.

 Противен он и матери Люси, которая опечалена тем, что от загрязнения страдают окружающие ранчо девственные земли, а также и тем, что нефть вносит постоянные раздоры в семью. Ранчо управляет ковбой Рэй Кребс, который, как выясняется, является внебрачным сыном старого Джока. Вот такая расстановка сил в начале этого сериала, который растянулся на долгие годы.

В пять недель его создатели, естественно, не уложились. А зрители, захваченные мелодрамой, начали настойчиво требовать продолжения. Любопытно, что первые отзывы критики после того, как «Даллас» появился на канале CBS, были скорее отрицательными. Однако к концу пятой недели программа вошла по рейтингу в первую десятку. Это была первая «мыльная опера», которая, вопреки обыкновению, шла не в дневное время, а в «прайм-тайм». И успех превзошел все ожидания. Сценарист и продюсер Леонард Катцман во время сезона 1978 -1979 года продолжал нагнетать события, так что у зрителей захватывало дух.

Создатели сериала успешно применяли удачно найденный прием - оборвать показ весной на самом интригующем месте, чтобы потом зрители с нетерпением ждали начала следующего цикла. Вот так оказалось, что Сью Эллен забеременела, и от кого - неизвестно. Потом она попала в автомобильную аварию, причем пострадала весьма серьезно, и зритель мучается в догадках: выживет ли она сама и ее будущее дитя?

 Потом приходит очередь терзаться предположениями относительно участи Джона Росса: его находят на полу собственного офиса с огнестрельным ранением. Возникает вопрос:«Кто же стрелял в нефтяного короля»?

В 1980-е годы популярность сериала достигла невиданного уровня. 76% всех телеприемников в Америке были включены, когда показывали «Даллас». Потребление воды в эти часы резко снижалось: люди не покидали гостиных. Даже после 1985 года, когда рейтинг несколько снизился, испытанная тактика продолжала срабатывать, и драма еще долго оставалась в первой десятке.

За то время, пока она шла на «голубом экране», успело вырасти целое поколение. Судьбы актеров зависели от их героев, и наоборот. Когда Джим Дэвис, который исполнял роль Джока Юинга, умер в 1981 году, старого магната отправили в Южную Америку на самолете, который навсегда исчез в джунглях. Барбара Геддис, игравшая Элли, попросила прервать контракт по состоянию здоровья, уже подобрали другую исполнительницу, однако Геддис поняла, что не в силах расстаться с ролью, и вернулась в труппу. В сезоне 1985 - 1986 года Бобби Юинг умер по настоянию актера Патрика Даффи. Потом Даффи передумал, и Бобби воскресили. Дело представили таким образом, что вся эта история со смертью была лишь фантазией Пэмелыѕ

«Даллас» проложил дорогу для других «мыльных опер», которые стали показывать в «прайм-тайм». Появились подражания, некоторые весьма удачные - «Династия», например. Эти два сериала приобрели международную известность. «Даллас» показывали в 57 странах, аудитория составила 300 миллионов зрителей. Когда обе эти мыльные оперы начали завоевывать публику в Западной Европе, местная пресса забила тревогу.

 Министр культуры Франции Жак Ланг на пресс-конференции, на которой присутствовали многие известные в то время интеллектуалы, назвал «Даллас» «символом американского культурного империализма» (ох, уж эти французы!).

Зря он так напустился на эту безобидную мелодраму. Стоило лучше задуматься о причинах ее триумфа. Впрочем, этим потом долгое время занимались социологи. Собственно, никакого особого секрета тут нет. Просто сериал в то время отвечал ожиданиям аудитории. Женщин привлекали перепитии любви и семейных отношений в клане Юингов, а мужчин интересовали острые ситуации, связанные с нефтяным бизнесом, - тут были элементы и вестерна, и криминальной драмы.

Возможно ли сегодня повторение успеха «Далласа»? Попытки сделать это в 90-е годы оказались неудачными. Сейчас на канале TNT идет продолжение «Далласа». Три персонажа перекочевали из оригинального сериала. Остальные - представители нового поколения семьи Юингов. Амбиции и обманы - тоже на новом, более высоком уровне.

 Но прежнего фурора не вызывают. Телевидение не возвращается на круги своя, да и вкусы аудитории изменились. В фаворе реалити-шоу, и дети тех, кто не отрывался от экрана, сопереживая страстям техасских нефтепромышленников, предпочитают смотреть, как люди борются за выживание на необитаемом острове или участвуют в схватке за руку и сердце реальных или мнимых миллионеров. 

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях