Ее основа - личное собрание савойских правителей, и она по сей день является одним из крупнейших в мире хранилищ книг, рукописей и, в частности, ренессанского рисунка.
Гений Леонардо (1452-1519) - рисовальщика, живописца, ученого и изобретателя, человека, который «хотел все знать», - вот уже более пяти веков возбуждает невероятный интерес, и выставка представляет две главные стороны его творчества. Полутемный (чтобы не повредить хрупкие рисунки) зал разделен на две части. Первая - «Изучая природу» - построена вокруг одного из знаменитых исследований-кодексов Леонардо, «Полет птиц». 36 страниц покрыты записями, сделанными характерным зеркальным письмом. А на полях - рисунки птиц в полете. Леонардо мечтал построить летательный аппарат, и механику полета изучал, наблюдая за птицами... Тут же - группа рисунков, проливающих свет на научный подход Леонардо ко всему, что он делал: чертежи стреляющего механизма, эскизы мужской фигуры - с тщательно выписанными деталями мускулатуры, задние ноги лошадей, насекомые...
Вторая часть - «Создавая искусство» - посвящена собственно художественным произведениям, причем не только Леонардо, но и его учеников, в частности самого талантливого из них - Джованни Антонио Больтраффио (1467-1516).
Главный экспонат здесь - Голова молодой женщины, один из абсолютных шедевров Леонардо-рисовальщика. Как всегда, рисунок был всего лишь эскизом, подготовкой к большому живописному произведению - в данном случае к фигуре Ангела в картине «Мадонна в скалах» (два варианта картины хранятся в Лувре и в Лондонской национальной галерее).
В одной из витрин - собственное сокровище Библиотеки Моргана: Кодекс Гюйгенса. Его бывший владелец, голландский ученый и государственный деятель, секретарь английского короля Вильгельма III Константин Гюйгенс (1628-1697), был уверен, что Кодекс написан Леонардо. Несмотря на то, что он содержит несколько очень точных копий рисунков мастера (ныне утерянных), это именно копия, вероятно, работы североитальянского мастера XVI века Карло Урбино, но копия достаточно ценная.
Если осмотр этой выставки (она находится на втором этаже) вам покажется недостаточным поводом для посещения Библиотеки Моргана, напомню, что там продолжается показ еще нескольких прекрасных выставок. Одна из них посвящена великому романтикуЭдгару Аллану По и влиянию его поэзии и прозы на прозаиков XIX-XX веков, на кино и музыку (в том числе Набокова, Рахманинова и Хичкока). Если вы любите Тьеполо, Гварди, Каналетто, то рисунки этих и нескольких других венецианских мастеров XVIII вв. можно увидеть в зале напротив. В переходе между ними - в отдельной витрине - письма американского прозаика Джерома Сэлинджера. А в маленькой комнате недалеко от входа в Библиотеку представлена история британской Букеровской премии в книжных изданиях. Выставка называется «Букеромания» и посвящена 45-летию премии, изменившей пейзаж не только английской, но и мировой литературы. Когда вы увидите книги, номинированные на премию или получившие ее, вы сами в этом убедитесь.