В том, что помыкание афроамериканцами в Калифорнии продолжается по сей день, комиссия нисколько не сомневается. Дискриминация касается, например, таких сфер, как доступ к услугам медицины или трудоустройство в области высоких технологий. Расовые притеснения, утверждают эксперты, пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье чернокожих. Что тоже заслуживает компенсации.
Все члены комиссии — афроамериканцы, за исключением одного японца Дональда Тамаки, который многое сделал, чтобы склонить администрацию Рейгана к выплате репараций своим кровникам, принудительно интернированным в годы 2-й мировой войны.
Выводы комиссии, надо полагать, будут утвердительными: да, Калифорнии следует погасить исторические долги перед афроамериканцами. Если под заключениями экспертов подпишутся законодательная и исполнительная ветви власти, а суды возражать не будут, то Калифорния станет первым штатом, официально принявшим идею репараций.
В какую форму они будут облечены? Точнее, в какие формы? Прямые платежи, естественно. Но также, вероятно, дотации на жилье физическим лицам и безвозмездные ссуды негритянским бизнесам. Кроме того, разумеется, прекращение практик, которые комиссия сочтет дискриминационными. После чего, среди прочего, процент негров в аналитических подразделениях Facebook и Google автоматически уравняется с их пропорцией в населении. Можете не сомневаться. Иначе просто быть не может. А если не уравняется, то только по причине живучести расовых предрассудков. Искоренение коих потребует принятия дополнительных мер.
Выплате денежной компенсации, и это отрадно, должно будет сопутствовать публичное покаяние белых в своих прегрешениях. Что выразится, в частности, во включении в школьную программу постоянно действующих просветительских мероприятий. Как в Германии после 1945 г.
С предложением учредить комиссию по репарациям вышла в феврале 2020 г. тогдашний член нижней палаты штатного заксобрания, а ныне статс-секретарь Калифорнии Шерли Уэбер. В сентябре того же года на фоне массовых протестов, вызванных гибелью Джорджа Флойда, соответствующий закон подписал губернатор Гэвин Ньюсом.
Более 30 лет члены Конгресса предлагают создать подобную комиссию и на федеральном уровне, но безрезультатно, инициатива ни разу даже не была выставлена на голосование. Ситуация на сей раз может измениться, если калифорнийские деятели выскажутся за репарации.
Калифорния присоединилась к США в 1850 г. как свободный штат, но в течение 14 лет там действовало уложение, предписывавшее властям возвращать беглых рабов хозяевам, проживающим в рабовладельческих штатах.
Три года назад Эванстон в штате Иллинойс стал первым американским городом, решившим выплатить возмещение в размере $10 млн своим нынешним чернокожим жителям, а также потомкам тех, кто некогда проживал в нем. В июне прошлого года желание последовать примеру Эванстона выразили мэры Остина и Лос-Анджелеса.
«В Новом Свете» будет подробно освещать тему репараций. Пока что скажем следующее.
Сия идея исходно стала предметом широкой дискуссии в конце революционных 60-х годов прошлого века. Тогда она выглядела весьма радикальной, лидеры движения негров за гражданские права ее не поддерживали. Отчасти из-за нежелания давать белым возможность дешево замолить историческую вину. Отчасти также из соображений элементарной справедливости. Как заметил соратник Мартина-Лютера Кинга Байерд Растин, «мой прадед пятьдесят лет горбатился на хлопковых полях. Может быть, он и заслуживал какой-то компенсации. Но его давно нет в живых. Мне же никто ничего не должен».
Опросы общественного мнения стабильно показывают, что порядка 80 процентов американцев настроены против репараций, в том числе около половины чернокожего населения. Обама, Хиллари Клинтон, Берни Сандерс никогда за них не ратовали. Чего не скажешь о нынешнем руководстве Демпартии, включая Камалу Харрис, Кори Букера, Джулиана Кастро. Сандерс, кстати, тоже недавно заколебался вместе с линией партии.
Попытки увязать нынешние беды афроамериканцев с их далеким подневольным прошлым в Америке не выдерживают критики. На что постоянно указывали, среди прочих, такие видные негритянские экономисты и социологи, как Томас Соуэл, Уолтер Уильямс, Глен Лоури, Джон Макуортер. В первые годы после отмены рабства негры сокращали социально-экономическое отставание от белых быстрее, чем в нашу эпоху торжествующего прогрессизма. В течение первых ста лет после линкольновской эмансипации негритянские районы не знали такой напасти, как высокая преступность, и не страдали от разнообразных психологических травм, порождаемых ею, несмотря на то, что их обитатели были и много беднее, и ощущали на себе гнет расизма куда острее, чем сегодня.
В 40-е годы XX века количество убийств, совершаемых чернокожими мужчинами, сократилось на 18%, а в следующем десятилетии еще на 21%. За отчетный период данный показатель среди белых мужчин оставался практически неизменным. В первой половине прошлого столетия, как выяснил гарвардский социолог афроамериканец Уильям-Джулиус Вильсон, такие черты современного гетто, как безработица, подростковая беременность, внебрачные дети, безотцовщина, иждивенческое существование на госпособия, были рапространены не столь широко, как в дальнейшем, и уж разительно меньше, чем в катастрофические годы середины 1970-х.
Интересно получается: «тяжелое наследие рабства» и расовая дискриминация как бы пребывали в спячке пару поколений, чтобы затем расцвести во всей красе в середине 1970-х. Или, может быть, имеет смысл поискать иное объяснение, нежели расизм?