Одолев океан, а до этого — море бедствий... не имели они здесь ни друзей, чтобы их встретить, ни постоялых дворов, где подкрепили бы изнуренные тела, ни домов, а тем более городов, где могли бы укрыться и искать помощи... Что увидели мы, кроме наводящей ужас мрачной пустыни, полной диких зверей и диких людей? И сколь много их там было, мы не знали... Лето уже миновало, и все предстало нам оголенное непогодой; вся местность, заросшая лесом, являла вид дикий и неприветный. Позади простирался грозный океан, который пересекли мы и который теперь неодолимой преградою отделял нас от цивилизованных стран».
Так описывал прибытие в Америку отцов-пилигримов на корабле «Мэйфлауэр» в ноябре 1620 года будущий губернатор Нового Плимута Уильям Брэдфорд. Им предстояла ужасная, исключительно суровая зима, которую половина из них не пережила. Они провели ее на борту «Мэйфлауэра», страдая от холода и голода. Всю зиму с первопоселенцами оставался индеец Тисквонтум (краткая форма — Сквонто) из ныне исчезнувшего племени патуксетов.
Сквонто самому пришлось претерпеть немало. Он был захвачен в плен работорговцем из экспедиции Джона Смита, основателя первой английской колонии в Новом Свете — Джеймстауна. Сквонто прожил несколько лет в Лондоне, а затем в составе экспедиции высадился на Ньюфаундленде и самостоятельно добрался до Новой Англии, где обитало его племя. Но его родное селение к этому времени исчезло — патуксетов и другие племена из конфедерации вампаноагов выкосила жестокая эпидемия (согласно новейшим данным, это была эпидемия лептоспироза). Так Сквонто прибился к пилигримам. Его соплеменники делились с ними едой.
Оставшиеся в живых взялись весной за сельскохозяйственные орудия и строительные инструменты. Урожай оказался неожиданно обильным, и Брэдфорд решил устроить пир, на который были приглашены и 90 индейцев во главе с вождем вампаноагов Массасойтом. Праздник начался молитвой во главу Господа и продолжался три дня. Ели дикую индейку, утку, гуся, оленину, рыбу, моллюсков и овощи. Трапеза чередовалась со спортивными состязаниями и военными упражнениями.
Так в американском календаре появился День благодарения. Но событие 1621 года было далеко не первым праздником благодарения на американской земле. Еще в мае 1541 года его отпраздновал на территории нынешнего Техаса испанский конкистадор Франсиско Васкес де Коронадо со своим полуторатысячным отрядом. Он был губернатором Новой Галисии (северо-запад Мексики) и страстно желал найти семь золотых городов, о которых повествовала древняя легенда. Будто бы в VIII веке во время арабского завоевания Вестготского королевства на Пиренеях семь вестготских епископов бежали через Атлантику на остров, где основали семь городов, в которых с тех пор хранятся сокровища вестготов.
Сначала считалось, что золотые города расположены на одном из Азорских островов. Когда на Азорах сокровищ не обнаружилось, молва перенесла их на американский континент. В июле 1540 года Васкес де Коронадо со своим войском добрался до страны Сибола (территория нынешнего штата Нью-Мексико), которую он считал месторасположением семи городов. Населявшие Сиболу индейцы зуни из группы пуэбло покориться не захотели и были разгромлены. Никаких богатств во взятом городе не оказалось. Но испанцам тогда было не до золота. «Здесь мы нашли то, что ценили дороже золота или серебра в тот момент, а именно: много кукурузы, бобов и цыплят, которые были больше тех, что разводят в Новой Испании, соль, лучше и белее которой я не видел в своей жизни», — писал впоследствии Франсиско. Зимовали испанцы в верховьях Рио-Гранде. По случаю успешной зимовки они и устроили праздник.
Через два десятка лет после Франсиско День благодарения справили во Флориде французские гугеноты во главе с Жаном Риболем. Они прибыли в Новый Свет на двух кораблях в 1562 году. Сначала поселились на острове Пэррис в Южной Каролине, затем перебрались во Флориду и близ нынешнего Джексонвилля основали форт Кэролайн. В празднике активное участие приняли туземцы племени тимукуа. Праздновали в складчину. Тимукуа сервировали свое главное лакомство — копченого крокодила.
В сентябре 1565 года в тех местах бросил якорь адмирал Педро Менендес де Авилес, будущий первый испанский губернатор Флориды, имевший повеление короля истреблять еретиков. Отец Франсиско Лопес отслужил мессу на том месте, где был основан Сент-Огастен, а затем испанцы устроили пир, на который получили приглашение и любопытствующие туземцы тимукуа. Провизию испанцы привезли с собой. Подкрепившись и не теряя времени, Менендес захватил форт Кэролайн и расправился с гугенотами. Федеральным праздником День благодарения стал в 1863 году, когда президент Линкольн издал прокламацию, в которой назначил его на четвертый четверг ноября. В 1939 году Франклин Рузвельт передвинул праздник на неделю раньше с тем, чтобы отделить «черную пятницу» от рождественских распродаж и тем самым увеличить экономический эффект. Но народ отреагировал без энтузиазма, новый праздник прозвали Frankgiving. В 1942 году Конгресс принял закон, вернувший День благодарения на последний четверг ноября. Рузвельт подписал его.
Теперь празднику грозит новая опасность. Как сообщает Fox News, ассоциация выпускников шести американских университетов призывают Америку переименовать День благодарения в День скорби по индейцам, истребленным в ходе колонизации. На вебинаре, проведенном ассоциацией, выступил профессор истории и антропологии Университета Южной Калифорнии Питер Менчал. Он занимается историей доколониальной и колониальной Северной Америки. В своем выступлении он назвал мифом историю о совместном празднике отцов-пилигримов и вампаноагов. Во всяком случае, никакого мира между пришельцами и аборигенами не наступило.