Отличная страшилка и как раз накануне самого главного праздника всех поклонников «ужастиков» - Хэллоуина! Именно эту страшилку и воплотили в жизнь жители городка Салем, что недалеко от Бостона, штат Массачусетс. И именно сюда стоит отправиться, если вы хотите почувстовать себя героем настоящей хэллоуинской истории.
Одно из первых поселений на территории Новой Англии, Салем был основан рыбаками в 1626 году. Жители городка славились своими пуританскими нравами, что и послужило причиной одного из самых известных в Америке судебных процессов – “охотой на ведьм” – через несколько десятилетий после основания поселения. Будучи людьми крайне религиозными и малообразованными, любые бедствия пуритане считали происками дьявола – будь то неурожаи, эпидемии, вооруженные столкновения с индейскими племенами. За колдовство и прислуживание дьяволу в 1641 году в Новом Свете была законодательно установлена смертная казнь.
Логово ведьм
Зимой 1692 года в Салеме тяжело заболела одна богобоязненная старушка. Поначалу жители городка отнеслись к бедняжке с сочувствием – возраст, здоровье уже не то... Пока не начала заговариваться соседка, ухаживавшая за больной. А потом в истерику неожиданно стали впадать дочь и племянница местного пастора, Элизабет Перрис и Абигайль Уильямс, а также их подружка Анна Путнам. Девочки не только заговаривались, как их пожилые соседки, но и бились в падучей, прятались от любых звуков под лавки, мучились от корчей. В мгновения просветления они пожаловались, что пасторская кухарка, рабыня по имени Титуба, рассказывала им сказки про ведьм. 8 февраля 1692 года доктор Уильям Григгс компетентно заявил, что все заболевшие явились жертвами колдуньи. Тем более, что Титубу привезли из Барбадоса, а каждому приличному пуританину в те времена было понятно, что там живут одни дикари.
Тем временем количество околдованных девочек увеличивалось – уже семеро подростков жаловались пастору на те же симптомы и рассказывали про Титубу. Было решено, учитывая размах колдовства, что Титуба действовала не одна, что в Салеме существует настоящее логово дьявольских слуг.
И вот 1 марта 1692 года в деле, как сейчас говорится, появились первые арестованные: та самая кухарка Титуба и в недобрый час попросившаяся на ночлег в дом пастора нищенка Сара Гуд. Заодно прихватили вдову Сару Осборн, которая осмелилась вести судебную тяжбу с семьей Путнамов (ясное дело, ведьма!), несколько ее подруг, сестер подруг, мужей подруг, а также соседей. Была арестована даже 4-летняя дочка Сары Гуд Дороти, которая просто хотела к маме и поэтому согласилась со всем, что ей рассказывали взрослые.
Судья подошел к расследованию «непредвзято». Например, Саре Гуд велели посмотреть на обвинявших ее девочек. Под взглядом «ведьмы» те тут же начали кричать и биться в корчах, что послужило убедительным доказательством виновности «ведьмы». Обвиняемая Марта Кори заявила, что все происходящее – не суд, а фарс. Такое отношение к уважаемому правосудию, как известно, недопустимо, само собой, это злостное и самое черное колдовство! Одного предполагаемого колдуна, который отказывался признаваться в связях с дьяволом, подвергли пытке – на грудь 80-летнему фермеру Жилю Кори положили плиту с тяжелыми камнями. Через два дня он к общему удовлетворению скончался, чем и подтвердил правоту следствия. Дело принимало серьезный оборот. Испугавшись, некоторые девочки попытались отказаться от обвинений, но их тут же самих начали подозревать в сговоре с дьяволом – дескать, пытаются отвести глаза, хотят помиловать ведьм. Под нажимом судьи перепуганные подростки не только подтвердили, но заодно обвинили еще несколько десятков человек в колдовстве.
В конце апреля 12-летняя Анна Путнам добавила к своим обвинительным показаниям ужасающие подробности: дескать, в видениях к ней являлся призрак священника Джорджа Бэрроуза, который ее душил и запугивал. Пастор Бэрроуз был весьма уважаемым человеком, у которого, однако, были разногласия с другим местным пастором, Сэмюэлом Пэррисом. По странному стечению обстоятельств мистер Пэррис был отцом и дядей двух главных свидетельниц обвинения. И вскоре задержанные, которых к тому времени было уже около 30 человек, стали давать признательные показания: о том, как летали на шабаши, возглавляемые Бэрроузом, как он заставлял их присягать дьяволу и наводил порчу. Джорджа Бэрроуза «назначили» главарем салемского «гнезда ведьм».
В общем, доказательств было собрано предостаточно, и судьи вынесли колдунам смертный приговор. Всего повесили 19 человек. Сохранилась легенда, согласно которой перед казнью Сара Гуд сказала священнику Николасу Ноесу: «Ты лжешь, я не больше ведьма, чем ты колдун. Отбери у меня жизнь – и тогда Господь напоит тебя кровью». Через 25 лет Ноес умер от кровоизлияния в мозг – и это тоже стало неоспоримым свидетельством обвинения.
Бывший пастор Бэрроуз, тоже приговоренный к казни, перед виселицей прилюдно прочитал молитву, ни разу не запнувшись. Тогда считалось, что слуги темных сил не могут столь свободно прочитать святые слова, но очевидное доказательство его невиновности судей не смутило: жителям, вступившимся за Бэрроуза, было объявлено, что это очередная «сатанинская хитрость».
Войдя в раж «охоты на ведьм», салемцы развернулись не на шутку и даже передали несколько дел в Верховный суд штата. К их удивлению, независимые судьи объявили о помиловании уцелевших «колдунов», а в дальнейшем и вовсе заявили об отсутствии состава преступления.
Всего за время общей «ведьмовской» истерии посадили 150 человек, осудили 31 «колдуна», повесили 19, одного задавили камнями, двое умерли в тюрьме от болезней, кухарку Титубу и ее мужа продали в рабство. 4-летняя Дороти Гуд провела в тюрьме восемь месяцев. В 1697 году судьи признали свою ошибку, а в 1702 году решение суда было признано незаконным.
Американский писатель Натаниэль Готорн, уроженец Салема, создавая свой знаменитый роман “Алая буква”, вдохновлялся как раз этой, наверное, самой масштабной истерией в истории штата и страны.
Что же это было?
До сих пор, несколько веков спустя, историки спорят, пытаясь разумно аргументировать, что же на самом деле послужило причиной всего произошедшего.
14 лет спустя Анна Путнам написала: «Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году. В том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и безо всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках, навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови. Честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что всё сказанное или сделанное мною тогд, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения. По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения».
Возможно, девочки-подростки обладали хорошим воображением, а таинственные истории о колдунах и ведьмах, рассказанные кухаркой, лишь подхлестнули его. Возможно, это было подростковое желание обратить на себя внимание. Одно из объяснений с научной точки зрения – девочки не просто впадали в истерику, а были под воздействием спорыньи. Хлеб из злаков, пораженных спорыньей, как известно, вызывает эрготизм, что в народе называется “злые корчи”. Потом, кстати, химики выделили из нее используемый гинекологами алкалоид, получивший название лизергиновой кислоты. Швейцарец Альберт Хофман, сотрудник фармацевтической компании “Сандос”, в 1939 году синтезировал на ее основе диэтиламид, знаменитый препарат ЛСД, действие которого испытал на себе и назвал его “психоделиком” (от греч. “делос” – ясный, видение). Об ЛСД в XVII веке, конечно же, никто не слышал. И такие случаи – когда люди ели зараженный спорыньей хлеб, потом говорили о своих видениях и их признавали виновными в сговоре с нечистой силой – были вполне обычным делом.
- Алкалоиды спорыньи вызывают неврологические (слабость, головокружение, нарушение координации, судороги) и психопатологические (галлюцинации, бред, приступы страха, тревогу) симптомы, - говорит врач-гинеколог Виктор Гордин. – Их действие известно с древних времен. Индейцы применяли это как средство, вызывающее галлюцинации и в то же время целебное от подагры и лихорадки. Пуритане же такое воздействие приписывали исключительно дьявольским проискам. Кстати, в современной медицине по строгим показаниям применяются микродозы химически чистых алкалоидов, а вот передозировка крайне опасна.
Город, в котором всегда Хэллоуин
Еще пару веков Салем существовал, забыв об этой жуткой истории, за счет своего морского порта. Потом стали развиваться соседние города, и Салем вспомнил об этих несчастных. Так что теперь ни за что погубленные души в прямом смысле кормят весь город. Одних музеев “салемских ведьм” здесь десяток, не говоря уже о театральных представлениях, которые постоянно устраиваются в местных колледжах. Также можно посетить тюремный музей, посмотреть на оригинальные документы процесса и орудия пыток. Одно из самых необычных предложений – побывать на процессе над «ведьмами» в качестве члена жюри присяжных. Вам предложат выслушать аргументы защиты и свидетельства обвинения, чтобы вы сами приняли решение относительно судьбы подсудимых.
В городе работают около ста официально зарегистрированных ведьм и колдунов, которые без зазрения совести пользуются славой ни за что ни про что казненных людей. Нынче общество толерантно, и за такие мелочи, как вызов духов и общение с дьяволом, не сажает. Наоборот, современные колдуны с гордостью подчеркивают, что научились мастерству от мамы-бабушки-прабабушки, ибо тяга человечества к усовершенствованию своего будущего вечна. В салемских «магических» салонах представлены товары на любой вкус – от ароматических масел и приворотных зелий до сувенирных статуэток греческих и египетских богов, от магических кристаллов до папирусных манускриптов с «заговорами». А за рядом тяжелых бархатных штор сидят «гадалки» с картами Таро и хрустальными шарами. Коридор с кабинетиками всегда забит желающими погадать и издали напоминает купейный вагон. Здесь же можно купить литературу любой направленности, от Библии до книг последователей неозяыческой религии виккан и трактата по демонологии «Молот ведьм». Салемские аптеки торгуют абсолютно легальными травяными чаями, рекламируя их как «стопроцентный ведьминский травяной сбор».
Впрочем, скептикам здесь не место – просто потому, что на вас однозначно повлияет темная и магическая атмосфера города. Так что если вы захотите попробовать себя в роли ведьмы – то и это здесь доступно. В костюмированной фотостудии, расположенной в центре Салема, вам предложат наряды на любой вкус и размер; сфотографируют и с хрустальным шаром, и с котлом с черепами и ядами, и верхом на метле. Даже городская архитектура настроит вас на нужный лад. В Салеме сохранилось большое число старинных зданий колониальной и раннефедеральной эпохи. Здание, в котором проходил судебный процесс (так называемый “Дом ведьм”), было построено в 1670 году, прославленный Готорном “Дом о семи шпилях” датируется 1668 годом, сам дом, где родился писатель, – 1740-м. Самый старый в Америке дом, занимаемый одной и той же семьей, “Дом Пикеринга”, также находится в Салеме и был построен в 1651 году. Кстати, Салем – город, в котором множество пешеходных зон. Можно бродить по центру, не опасаясь проезжающих мимо машин, а система общественного транспорта очень удобная и легко доставит вас из одного музея в другой, если вдруг надоест ходить пешком.
Несмотря на магическую, колдовскую атмосферу, здесь совсем не страшно и сюда можно и нужно приехать всей семьей вместе с детьми. Им наверняка понравится гулять по главной улице и бесплатно фотографироваться с актерами, загримированными под супергероев, членов семейки Адамс и героев мультфильмов про монстров. Некоторые музеи, посвященные процессам над ведьмами, также считаются подходящими для детей.
А еще в Салеме можно пройти мастер-класс по созданию настоящего колдовского «фонарика Джека»: вырезать на тыквенной кожуре рожицу, а затем внутрь высушенного овоща поставить фонарик или свечку. Традиция эта пришла из ирландского фольклора: легенда гласит, что некий пьяница Джек при жизни обманул самого дьявола. После смерти Джека выгнали за это из ада, а в рай его не взяли за грехи. Джек был обречен на вечные скитания во тьме, а на освещение дороги у него был лишь один уголек, который он положил в пустую репку, чтобы горел дольше. Поскольку репка в Америке не очень популярна, то ее заменила тыква. В октябре такими разукрашенными тыквами заполнены все магазины, но только салемские умельцы продают свои декорированные «фонарики» как «настоящие колдовские».
Поэтому если и есть такой город в Америке, который надо обязательно посетить в октябре - ноябре, то это, конечно, Салем. Впрочем, погрузиться в мистическую атмосферу можно и после Хэллоуина, тем более, что перед праздником цены на гостиницы растут, как будто местные ведьмы их заговорили.