В штатах Невада, Орегон и Вашингтон цена перевалила за $4. То же самое на Гавайях. В Нью-Йорке, Иллинойсе, Аризоне и на Аляске средний показатель приближается к четырехдолларовой отметке, водители уже платят $3,80 за галлон. А Калифорния ставит рекорды: $5 долларов не воспринимаются как какая-то невидаль.
Отчего цены растут так стремительно? Сейчас аналитики связывают это с российской агрессией. Спору нет, вторжение русских в Украину и последовавшие за этим санкции потрясли глобальный нефтяной рынок. Согласно US Energy Information Administration, 56% потребительской цены на бензин зависят от оптовой стоимости сырой нефти. А она сейчас подскочила выше $100 за баррель.
Патрик де Хаан, эксперт по ценовой политике в топливной сфере, предупреждает: «Российско-украинская ситуация может ухудшиться в любой момент, и в обозримом будущем это будет удерживать цены на бензин на повышенном уровне».
Мало кто в этом сомневается. Однако нельзя все сваливать на войну. Цены пошли вверх задолго до вторжения. Причины? СOVID, связанная с ним беспрецедентная инфляция, самая высокая за последние 40 лет, нарушение цепочек производственных связей. Политические противники Байдена ставят ему в вину то, что он закрыл трубопровод Кистоун, соединяющий месторождения нефти в Канаде с перерабатывающими заводами в США, и тем самым поставил под удар нефтяную независимость Америки, существовавшую при его предшественнике.
К сожалению, вопрос о Кистоуне, как и многие другие, сильно политизирован: республиканцы, ориентированные в первую очередь на интересы бизнеса, стоят за трубопровод; демократы, провозглашающие приоритетной заботу об окружающей среде, – против.
Байден принимал решение, исходя из предостережений экологов. Были ли они правы или необоснованно раздули тревогу о будущем планеты? Трудно сказать. Даже специалисты не могут прийти к единому мнению. Скорее всего в такой сложной ситуации возникает необходимость чем-то жертвовать – либо бизнесом, либо природой. Но сейчас кровопролитие в Украине, затеянное страной, которая является одним из самых крупных в мире экспортеров нефти, отодвигает на второй план многие другие факторы. Приходится ожидать худшего. Причем бедствия американских потребителей не ограничатся бензином. Рост цен на перевозки приведет к удорожанию продуктов питания. Украина является крупным экспортером продовольственных товаров. На ее долю приходится 16% мирового производства кукурузы, 12 % пшеницы; она продает за рубеж большое количество ячменя и ржи. Сейчас поставки неизбежно сократятся, что приведет к дальнейшему повышению цен на продовольствие, которые и без того в связи с инфляцией выросли в США по сравнению с прошлым годом на 7,4%. Ожидается и дальнейший рост инфляции. Как предсказывают экономисты, до 11,5%.