Особо тяжелые удары пришлись по предприятиям IT, чей вес в американских биржевых индексах в последнее время значительно вырос. Для сравнения: доля IT в ведущем британском индексе FTSE 100 меньше, чем в американских, в нем по-прежнему доминируют традиционные отрасли и британскую биржу лихорадит не столь сильно, как заокеанскую. Именно лихорадит: несколько дней подряд «быки» (участники рынка, играющие на повышение) в начале сессии страстно пытались отыграться, и всякий раз на исходе торгов были заломаны «медведями» (участниками, играющими на понижение).
Текущие котировки акций отражают ожидания игроков, их прогнозы насчет будущего. Как экономического, так и политического. Что готовит им грядущий день? Еще до июня Центральный банк США дважды повысит свою ключевую ставку в рамках борьбы с инфляцией. И, наверное, дважды во второй половине года. Пусть ненамного, но повысит. Каждое повышение ведет к дорожанию обычного банковского кредита, и чем дороже кредит, тем рискованнее инвестиции, ведь теперь их окупаемость должна быть выше, чтобы покрыть возросшую стоимость заемного капитала. Особенно это касается и без того достаточно рискованных высокотехнологичных фирм. Немудрено, что в такой ситуации привлекательность акций блекнет. Кстати говоря, если уж предприниматели и их инвесторы столь чувствительны к колебаниям банковского процента, то насколько болезненно они должны реагировать — и реагируют — даже на малейшие движения налоговой ставки. Скачок в одну или другую сторону может означать разницу между успехом предприятия и его крахом. Поэтому неубедительны утверждения левых, будто перемещения ставки налога в достаточно широком диапазоне не влияют на предпринимательскую активность. В лучшем случае утверждение верно в отношении уже состоявшегося бизнеса. Но ни в коем случае бизнеса начинающего.
Повышение ключевой ставки ЦБ, в теории, отрицательно влияет на прибыльность корпораций, поскольку ведет к замедлению хозяйственной деятельности. Чем ниже доходы производителя, тем слабее интерес участников рынка к его акциям. В нынешней обстановке на прибылях отрицательно скажется и повышение стоимости рабочей силы, вызванное к жизни околоковидными локдаунами, в первую очередь, и так весьма дорогостоящих айтишников, рост цен на энергоресурсы и прочее сырье. Если раньше авторитетные аналитики из JPMorgan Chase предсказывали почти 6-процентный рост ВВП США в 2022 году, то недавно прогноз был пересмотрен в сторону понижения - 3,7%. Затухает активность в сфере услуг, объем розничных продаж в декабре просел очень основательно. Может быть, это все краткосрочные последствия «Омикрона». А может, и свидетельство угасающего потребительского спроса. Как бы то ни было, бирже от всего этого не здорово. Не будем забывать и о таком тревожном явлении, как возможная война России и Украины.
Биржевые перспективы сегодня не очень радужные и потому, что нынешние котировки, похоже, сильно завышены, вероятно, даже сильнее, если верить нобелиату Роберту Шиллеру из Йельского университета, чем они были в канун грандиозного обвала биржи 1929 г. Сброс акций, заявляет профессор, был предсказуем, прежде всего акций компаний, еще не доказавших свою долгосрочную состоятельность, но успевших подорожать в предположении будущих свершений. Netflix и Zoom, отличившиеся в эпоху ковидной изоляции, теперь дешевеют.
По словам Шиллера, Центральный банк пристально отслеживает происходящее с облигациями предприятий частного сектора, являющимися важным источником их кратковременного и долговременного финансирования, а вот кульбиты, выделываемые акциями, его, по правде, не очень тревожат. В ЦБ, указывает ученый, есть люди, которым вообще любо наблюдать откат котировок, ибо это поспособствует возвращению на рынок труда тех, кто заработал на биржевой игре и досрочно вышел на пенсию, скопив капиталец, еще недавно казавшийся весьма солидным.