Аналитики сравнивают рынок жилья с норовистым жеребцом, вырвавшимся на волю из стойла в бескрайние прерии.
Жеребца, несомненно, подстегивает рекордно дешевая ипотека. Средний срок нахожденния на рынке до покупки вновь выставленного на продажу дома уменьшился за год на 14 дней, в третью неделю октября 2020 г. в продажных списках риелторов было на 38% меньше домов, чем в то же время год назад. С этим как бы диссонирует хилый спрос на ипотечные ссуды, но противоречие здесь только кажущееся: спрос на жилье сегодня резко превышает предложение, на каждую пару потенциальных покупателей имеется лишь один объект недвижимости, так зачем человеку ссуда, если ее не к чему приложить?
Да, цены постепенно стабилизируются, спрос и предложение придут в некое равновесие, но прежде чем понизится такой показатель, как количество вновь заключенных сделок купли-продажи, пройдет еще как минимум несколько месяцев, предсказывают аналитики. Здесь мы явно наблюдаем феномен вызванного эпидемией отложенного спроса, который наконец реализуется, плюс дефицит пристойного жилья.
И это при том, что ситуация в мегаполисах на обоих побережьях резко контрастирует с общей по стране. Возьмем Нью-Йорк: потенциальные покупатели отдают предпочтение пригородам «Большого яблока», нежели ему самому. Количество купленных в городе кондоминиумов в третьем квартале было на 46% меньше, чем в 2019 г; количество же выставленных на продажу кондос было на 27% больше. Срок нахождения на рынке до продажи достиг 143 дней, это 57-процентное увеличение по сравнению с прошлым годом. Окончательная цена продажи была на 9% ниже первоначально запрошенной против 5% год назад. Единственный сегмент рынка, которым нью-йоркские риелторы более или менее довольны, касается только самого дешевого съемного или продажного жилья.