МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

Букмекеры проморгали Спилберга

Объявлены первые претенденты на «Оскар»

Год подошел к концу, и, как положено в конце года, все, кто может, начинают подводить итоги. Самое большое раздолье — для индустрии кино, так как писать и спорить о фильмах можно до бесконечности, — все равно истины не существует и даже авторы и создатели фильмов не способны переубедить зрителя, который увидел — или не увидел — в фильме что-то свое.

Кадр из фильма «Купе номер 6». Фото предоставлено съемочной группой.

Но к 25 декабря на экраны должны прорваться картины, которые хотят быть выдвинутыми на соискание «Оскара». А потому можно смело подводить итоги. Следует иметь в виду, что само понятие «кинофильм» стало плавающим и неопределенным — так международные кинофестивали устанавливают границы для новых форм — стримингового кино и телевизионного — и не допускают к конкурсу то, что считают «не кино». Так что зритель волен смотреть, любить и оценивать все что угодно, а Киноакадемия допустит к конкурсу только то, что она считает «кино». Потому — не следует удивляться, если вы что-то видели на экране и вам понравилось, а в списке претендентов на высшую награду Американской киноакадемии этого фильма нет. Следует просто сказать себе, что то, что вы смотрели, было не-кино, и оно было прекрасно. В частности, фильмы производства фабрики «Нетфликс» отличает мастерство, профессионализм и определенная раскованность и лихость, которая свидетельствует о другой мере свободы создателей, не ограниченных метражом, требуемым для кинопроката. А кино, снятое как кино, — с ним сложнее…

Год был тяжким для кинопроизводителей, так как кинопрокат пытался сам вернуться в каменную коробку кинозала и заманить туда зрителя в маске и с прививкой. Таких не набралось в нужном количестве, чтобы поднять индустрию кинопроката. Я сама приходила к дверям Алис Тали Холла, топталась там, смотрела, как лениво мерили входящим температуру на расстоянии, направляя в лоб электронный градусник, похожий на пластмассовый пистолет без дула, — и уходила. Но в дни работы кинофестиваля, преодолевая страх, все же многое посмотрела. А массовый зритель преимущественно смотрел все дома. Потому его список фильмов будет отличаться от списка Киноакадемии. Мой список отличается тоже, но об этом не сейчас. Сейчас — о том, что идет на «Оскар». Редкая удача для читателя — в момент, когда верстался номер, список первых претендентов на соискание «Оскара» был назван 21 декабря 2021 г. вечером в Лос-Анджелесе. Первые десять номинаций передали в прессу «Для немедленного выпуска» в печать.

Документ гласит, что Академия кинематографических искусств и наук объявила шорт-лист 94-й церемонии вручения награды Academy Awards в 10 категориях: документальный фильм, короткометражный документальный фильм, иностранный художественный фильм, макияж и прически, музыка (оригинальная партитура), музыка (оригинальная песня), короткометражный анимационный фильм, Живой короткометражный фильм, звуковые и визуальные спецэффекты.

Можно привести все списки, но проблема в том, что читатель даже не поймет, о чем речь, так как в переводе на русский название зачастую теряет смысл. А то, что документальное кино никто, кроме его создателей и отдельных поклонников, не знает и не смотрит, — горький факт. Горький потому, что документальные фильмы стали много лучше игрового кино. Любого. Говорю это в ясном уме и твердой памяти. Особенно в нынешний период пандемии, которая коснулась всех — и кинопроизводителей тоже, так как они тоже, как неожиданно выяснилось, люди. И боятся заразы. Атмосфера общей травмы коснулась всех, но документальное кино оказалось неповрежденным — оно работало и работает с фактом и документом, который не исказить никакому вирусу. Потому сразу скажу, что если вы хотите посмотреть что-то всерьез — смотрите документальное кино. Этих фильмов нет в списке соискателей, но они доступны — прекрасный многосерийный документальный фильм с понятным названием на любом языке — «Хэмингуэй», и второй — покороче — всего два часа — «Курт Воннегут». Честные проникновенные работы.

Далее привожу список 15 фильмов, отобранных в категории Документальных полнометражных фильмов для 94-й церемонии «Оскар». Поступило на конкурс 138 — сто тридцать восемь! — фильмов. Члены отделения Документального кино еще проголосуют за окончательный список номинантов, который будет короче. А пока фильмы даны прессе в алфавитном порядке по названиям, но на английском. На русском это выглядит иначе. В список вошли:

«Вознесение», «Аттика», «Билли Айлиш: мир немного расплывчатый», «Фая Дайи», «Первая волна», «Беги», «На одном дыхании», «Юля», «Президент», «Шествие», «Спасение», «Просто как вода», «Лето души (...Или когда революцию нельзя было транслировать по телевидению)», «Вельветовое метро», «Пишу огнем».

Понимаю, что никто понятия не имеет, о чем эти фильмы. Я тоже не знаю. Искать в Сети информацию о каждом фильме я отказываюсь. Прежде всего потому, что знаю один фильм — «Беги» — и болею за него. Он номинирован в нескольких категориях, и я бы хотела, чтобы получил награду во всех. Я писала об этом фильме осенью. Он поразительный по форме, так как, будучи документом, выполнен средствами анимации — то есть фильм рисованный. И в кадре помимо нарисованной реальности присутствует много настоящей кинохроники. Это история, рассказанная молодым датским журналистом Йонасом Поэр Расмуссеном о жизни другого молодого человека — юноши «Амина» (вымышленное имя), который с большим трудом, как на кушетке во время сеанса у психоаналитика, вспоминает и воспроизводит детали своего бесконечного бега — начиная от дома в Афганистане, из которого он подростком бежит в Россию, в Москву, а оттуда уже пытается прорваться в Европу. О российском коридоре для беженцев, о проводниках, которые ведут эмигрантов лесами, выводят к Балтийскому морю, сажают в ржавые корабли и выпускают в море — к берегами Швеции, Дании. Благодаря Лукашенко сегодня многое, нарисованное в этом фильме, обрело реальные черты на границе Беларуси и Европы. История беглеца закончилась благополучно: он обосновался в пристойной стране, но глубина травмы поражает и не оставляет надежд на то, что ее можно будет изжить. Фильм поразителен как по форме, так и по тому эмоциональному воздействию, которое он оказывает на зрителя. То, что я плакала, видя на экране хронику Москвы и очередей за хлебом, — пустяк по сравнению с той тишиной, которая стояла в зале, когда фильм смотрела ложа прессы. В могильной тишине, затаив дыхание, со слезами и комком в горле. Так в тишине и расходились. Я не знаю, сколько наград Киноакадемия отведет этой картине, но каждая — данная и не данная — будет свидетельствовать только о членах Академии. «Беги» — первый фильм в истории, который номинирован как лучший полнометражный документальный фильм, лучший иностранный полнометражный фильм и лучший анимационный фильм. И вполне может войти в историю как первый документ, номинированный на «Лучший игровой фильм».

Отдельно претендуют на награду 15 фильмов в категории документальных короткометражек. Эти 15 — из 82 картин, представленных отборочной комиссии.

К этим фильмам относятся: «Агилас», «Звуковой», «Разбитый дом», «Конфиденциальный лагерь: секретные нацисты Америки», «Код: Скрытая любовь Дж. К. Лейендекера», «День гнева»,

«Объект», «Проводи меня домой», «Открытки линчевания: знак великого дня», «Королева баскетбола», «Софи и барон», «Перенимать», «Заражение террора», «Три песни для Беназир», «Когда мы были хулиганами».

Любимая моя категория «Лучший иностранный фильм» в нынешнем году оставляет меня в недоумении, но радует то, что «Беги» находится в этом списке. Тоже пятнадцать картин прошли на второй раунд голосования. Изначально в этой категории были фильмы из 92 стран. Далее члены Академии из всех филиалов должны будут просмотреть эти 15 фильмов и проголосовать. В их числе фильмы перечислены в алфавитном порядке по странам: Австрия, «Великая свобода», Бельгия, “Playground”, Бутан, «Лунана: Як в классе», Дания, «Беги», Финляндия, «Купе № 6», Германия, «Я твой мужчина», Исландия, «Баранина», Иран, «Герой», Италия, «Рука Бога», Япония, «Езда на машине», Косово, «Улей», Мексика, «Молитвы об украденных», Норвегия, «Худший человек в мире», Панама, Plaza Catedral, Испания, «Хороший босс».

Многие из этих фильмов вызывают симпатии зрителя и критики. Русская пресса следит за финским фильмом, так как в «Купе» заняты русские актеры — Динара Друкарова, Юлия Ауг, Юрий Борисов. Там героиня Лора, археолог из Финляндии, весело живет в Москве с конца 1990-х. Ее интерес к мурманским петроглифам невольно понуждает познакомиться с российской реальностью. Она едет поездом Москва — Мурманск, где знакомится в тесном купе с грубоватым шахтером. И неожиданно понимает, как она одинока. Традиционное «роуд муви», как называется жанр, в котором события развиваются в пути, позволяет разным зрителям видеть разное. Кому-то повидать Ленинград, а кому-то обнаружить, что случайный попутчик может оказаться роднее и ближе родных и близких.

Италия надеется на «Оскар», так как автобиографическая драма Паоло Соррентино «Рука бога» во время премьеры на Венецианском кинофестивале получила гран-при жюри, а исполнитель главной роли Филиппо Скотти был удостоен премии Марчелло Мастроянни как «Лучший молодой актер». Сюжет фильма основан на истории юности режиссера и его трагедии, когда подростком он потерял родителей. В кадре Неаполь 1980-х годов и неуклюжий подросток Фабьетто, чья жизнь неожиданно меняется после приезда в Неаполь легендарного футболиста Диего Марадоны.

Официально претенденты на главные «Оскары» будут названы позже. Пока следует довольствоваться прогнозами букмекеров, которые делают ставки. Но и они в этом году проморгали главное событие: в последний момент в гонку вступил Стивен Спилберг со своей новой картиной «Вестсайдская история». Так что всем придется потесниться на скамье претендентов. К своему юбилею (18 декабря ему исполнилось 75 лет) Стивен Спилберг подошел в статусе живого классика, одного из самых известных, уважаемых и авторитетных киномастеров планеты. В истории мирового кино нет другого режиссера, столь же разностороннего и столь же в равной степени успешного в самых разных жанрах. Но никогда он не делал ни римейков, ни мюзиклов. И вот теперь успел до конца года вывести на экран то, что станет шлягером.

Еще не учли картину «Дюна», которую можно принимать, можно не принимать, но студия «Уорнер Бразерз» выдвинула ее по 14 категориям на «Оскар». Надеюсь, что Академия внесет свои коррективы.

А в остальном прогноз выглядит так:

Лучший фильм

1. Белфаст / Belfast. Режиссер Кеннет Брана

2. Власть пса / The Power of the Dog. Режиссер Джейн Кэмпион

3. Король Ричард / King Richard. Режиссер Рейнальдо Маркус Грин

4. Лакричная пицца / Licorice Pizza. Режиссер Пол Томас Андерсон

5. Макбет / The Tragedy of Macbeth. Режиссер Джоэл Коэн

6. Потерянная дочь / The Lost Daughter. Режиссер Мэгги Джилленхол

7. Не смотри вверх / Don’t Look Up. Режиссер Адам МакКей

8. Аллея кошмаров / Nightmare Alley. Режиссер Гильермо дель Торо

Лучший режиссер

1. Джейн Кэмпион (Власть пса)

2. Пол Томас Андерсон (Лакричная пицца)

3. Кеннет Брана (Белфаст)

4. Джоэл Коэн (Макбет)

5. Гильермо дель Торо (Аллея кошмаров)

6. Дени Вильнев (Дюна)

7. Мэгги Джилленхол (Потерянная дочь)

8. Пабло Ларраин (Спенсер)

9. Аарон Соркин (Быть Рикардо)

Лучший актер

1. Уилл Смит (Король Ричард)

2. Дензел Вашингтон (Макбет)

3. Бенедикт Камбербэтч (Власть пса)

4. Леонардо Ди Каприо (Не смотри вверх)

5. Эндрю Гарфилд (Тик-Так… Бум!)

6. Адам Драйвер (Аннетт)

Лучшая актриса

1. Кристен Стюарт (Спенсер)

2. Николь Кидман (Быть Рикардо)

3. Леди Гага (Дом Гуччи)

4. Оливия Колман (Потерянная дочь)

5. Фрэнсис МакДорманд (Макбет)

Номинации на 94-ю церемонию вручения премии «Оскар» будут объявлены во вторник, 8 февраля 2022 года. 94-я церемония вручения премии «Оскар» состоится в воскресенье, 27 марта 2022 года, в Dolby Theater в Голливуде и будет транслироваться в прямом эфире на канале ABC и более чем в 200 странах по всему миру.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах