Драфт 2015 года проходил 25 июня в спортивном комплексе “Барклайс-центр” в Бруклине. Под четвертым номером своего игрока выбирали “Нью-Йорк Никс”. Согласно традициям драфта, представитель команды передает имя игрока комиссару НБА, который и объявляет имя счастливчика. “Нью-Йорк Никс” под номером четыре выбирают...” - дальше последовала обычная в таких случаях пауза для увеличения привлечения внимания к происходящему, но как потом говорил комиссар НБА Адам Сильвер, он сделал паузу не для рекламы, а так как не мог сразу прочитать фамилию новичка.
Кто это?
“Кристапс Порзингис, Латвия”, - прозвучало из уст комиссара, и на арену поднялся высокий парень в костюме темно-бордового (!) цвета, который был бы более привычен на выходце из Гарлема, нежели чем на представителе европейской страны.
Фанаты “Никс”, а их было немало в тот вечер в “Барклайс-центре” встретили выбор команды многоголосым “бууууууу”, считая, что менеджмент во главе с президентом клуба по баскетбольным операциям великим Филом Джексоном опять ошибся и вместо хорошего, добротного защитника из числа выпускников или студентов американских колледжей выбрал неизвестно кого. Да, у парня хорший рост - 221 см или 7-3, как принято в американском исчислении. Но что еще? В общем, очередной мыльный пузырь.
Настроение нью-йоркским болельщикам немного поднял хозяин “Даллас Маверикс” Марк Кюбан, который предложил “Никс” обменять латвийца, давая в замен двух неплохих игроков плюс возможность выбора на драфте. “Вы ничего не понимаете в баскетболе, если свистите в его адрес. Мы бы отдали все, что могли, чтобы заполучить его. Его рост 7 футов и 3 дюйма. Но дело не только в росте. Таких как он в НБА было совсем немного - Ларри Берд, Дирк Новицки и пожалуй все”. Сравнение с двумя белыми суперзвездами НБА охладили головы нью-йоркских фанатов, и они кинулись в недра Интернета, чтобы понять, что за “золотую рыбу” выбрал их менеджмент.
И вот, что они нашли: Кристапс Порзингис - родился 2 августа 1995 года в городе Лиепая, Латвия. Воспитанник молодёжной команды “Лиепаяс Лаувас”. В 2010 году подписал контракт с испанским клубом “Севилья” и через два года дебютировал в чемпионате Испании в матчах за основную команду, где набирал в среднем по 9 очков за игру. В сезоне 2014-2015 был признан восходящей звездой Кубка Европы по баскетболу. 28 апреля 2014 года Порзингис заявился на драфт НБА, но незадолго до дня выбора снял свою кандидатуру.
Поехали...
Было ясно, что клуб собирается делать на латвийского форварда серьезную ставку. 30 июля 2015 Порзингис подписал с “Никс” стандартный трехлетний контракт новичка, согласно которому из-за высокого номера драфта он будет получать каждый год более чем 4 миллиона долларов. Но ведь не раз и не два бывало, что новички, на которых возлагают надежды, оказываются настоящим разочарованием. Но Кристапс буквально с первого матча влюбил в себя привередливую нью-йоркскую публику. В том самом первом матче против “Милуоки Бакс” он, нисколько не тушуясь, набрал 16 очков и сделал 5 подборов. А через неделю в битве против великих “Сперс” из Сан-Антонио сделал свой первый дабл-дабл: 13 очков и 14 подборов. А еще через пару недель и вовсе сумел набрать 29 (!) очков и 11 подборов.
Сырое мясо, рыбьи головы и афроприческа
Естественно, что такой дебют не мог пройти мимо прессы, и акулы пера буквально накинулись на баскетболиста. А вот тут их ждало некое разочарование. Нет, Кристапс не отказывался от бесед, но отвечал на все вопросы довольно односложно. Тогда в ход пошли легкие вымыслы: например, одно из изданий написало, что снайперские качества Порзингиса связаны с тем, что он тренируется в зале ночами (!) при выключенном (!) свете, другое, что для поддержания формы он питается сырым мясом и рыбьими головами, третье, что его семья, с которой проживает в пригороде Нью-Йорка, несмотря на хорошие финансовые возможности купила себе машину 60-х годов.
Конечно, это все подогревало интерес к игроку, тем более, что играл латвиец отлично, но публика хотела знать правду. Удача улыбнулась газете “New York Post” и журналу “GQ”, которым удалось-таки разговорить Кристапса.
- Испытали ли какое-то особое удовлетворение, разом заставив умолкнуть всех критиков?
- Не то слово. Я знал, что рано или поздно фанаты проникнутся ко мне уважением. Честно говоря, не ожидал, что это произойдёт в столь короткий срок. В голове не укладывается, как резко поменялось отношение к моей персоне в последнее время.
- Откуда у парня из Латвии на голове взялись афрокосички?
- История такая. У меня два брата - Янис и Мартинс. Однажды мы втроём заключили пари - кто дольше сможет не стричь волосы. Отсчёт пошёл. Только через пару месяцев братья сдались. Я же был слишком мал, чтобы принять решение по новой причёске. Поэтому просто решил отращивать дальше. Потом, уже точно не помню как, пришла идея заплести афрокосички. А дальше вошло в привычку, из года в год их носил. Я слыл большим модником. Потом начал смотреть НБА, ну, вы помните: знаменитые косички Кармело Энтони, Аллена Айверсона. Эти парни только укрепили мои предпочтения в причёске.
- Имели представление об американской культуре до переезда?
- Какое-то, безусловно, имел. Знакомство началось с кинофильмов. Я и английский-то начал учить за просмотром американских лент и сериалов. Было забавно. Смотришь в первый раз - и не понимаешь ни слова. Потом пересматриваешь и с каждым разом узнаёшь всё больше и больше. Так я и выучил английский. Ещё люблю американскую музыку. Да, плюс ко всему в последние пару лет играл бок о бок с американцами в Испании и многое у них перенял.
- Назовите ваши любимые кинофильмы.
- У меня три фильма, которые я засмотрел до дыр и буквально выучил наизусть: комедия 1995 года “Пятница” с Айс Кьюбом и Крисом Такером, комедия 2010 года “Ужин с придурками” со Стивом Кэрролом и Полом Раддом и “Джон Уик” с Киану Ривзом.
- Как отнеслись к тому, что вас воспевают латвийские рэпперы?
- Первый трек был очень даже ничего. Я включал его в раздевалке, реакция партнёров по “Никс” была в духе: “Чувак, звучит круто. Мы ни черта не понимаем, а всё-таки круто”. В этом огромный плюс песен на латвийском. Американцы их не понимают. Стоит признать, что над текстами музыкантам предстоит хорошенько поработать. Знаю, это пародийная песня, но бит в ней просто отличный. Второй трек ребята написали с целью поддержать меня в качестве кандидата на Матч звёзд в Торонто, своего рода песня поддержки. Она мне понравилась больше, хотя бы похожа на настоящую.
- Каково выступать в одной команде со своим кумиром Кармело Энтони?
- Вы не поверите, он не просто одноклубник - мечта! Мело мне как старший брат. Всегда готов помочь. Повеселиться от души тоже. Он - мой наставник на площадке и за её пределами, о большем боюсь и заикнуться.
- Говорят, вы живёте вместе с родителями и братьями в Уайт-Плэйнс (административный центр округа Вестчестер в 50 км от Нью-Йорка).
- Да, это так. Не представляю, как бы я в одиночку выжил в мегаполисе, где ко мне приковано неприлично много пытливых взглядов. Уже знаю пару мест в городе, где можно от них укрыться, но всё же чаще всего предпочитаю проводить свободное время с семьёй. Люблю своих братьев, с ними жизнь - непрекращающийся праздник.
- А как же личная жизнь?
- Я в НБА первый год, какая уж тут личная жизнь. Надо пахать, пахать и еще раз пахать. Да и к тому же на девушку нужно тратить много времени. Так что пока никаких серьёзных отношений у меня нет. В данный момент больше сфокусирован на баскетболе. Как освоюсь - рассмотрю варианты.
- В интервью Sports Illustrated вы рассказали, что давно смотрите баскетбольные видео на канале Dawkins на You Tube. Как ощущения от трансформации: раньше вы были зрителем этих роликов, а теперь стали их героем?
- Чувства специфические. Когда-то я наслаждался просмотрами этих обзоров, мечтая однажды добиться такого же величия. И вот я здесь. Ладно, кого я обманываю, я их до сих пор смотрю регулярно. Это как наркотик. Снимаю шляпу перед парнем, который ведёт канал. Он помог мне улучшить игру чуть ли не больше всех остальных вместе взятых.
- “Никс” выглядят готовыми навести шороха в плей-офф. На что рассчитываете лично вы во второй части сезона?
- Наша основная задача - пробиться в плей-офф. Мы можем добиться поставленной цели, если обойдёмся без серьёзных травм и будем пахать в обороне. Но каждый должен начать с себя. Я, пожалуй, так и поступлю, ведь я в команде новичок, если смогу стать стабильнее - все вздохнут с облегчением. Вот вам и моя личная задача на эту часть сезона.
- Что стало наибольшим сюрпризом для вас в Штатах?
- Наверное, эмоциональность людей, то, как они воспринимают баскетбол в том числе. По большому счёту, я играю примерно так же, как и годом ранее в Испании. Только там всем было плевать. Ну, играю - и хорошо. Здесь же люди сполна оценили мои таланты и поддерживают меня персонально, а это очень мотивирует.
- За полгода вашего пребывания в “Никс” болельщики и журналисты придумали вам массу прозвищ: Zinger, KP6, Unicorn, Godzingis, Porzingood. У вас самого есть предпочтения на этот счёт?
- Зингер мне не по душе. Я за простоту. Кей Пи? Да, Кей Пи мне тоже нравится. А за Зингера я должен сказать спасибо американскому тренеру в Испании, хотя оно не сразу закрепилось. Здесь меня называли и так, и эдак. Но чаще кличут Кей Пи.
P.S. За 14 туров до конца регулярного сезона “Никс” занимают тринадцатое место, отставая от вожделенного восьмого, дающего право играть в плей-офф, на пять побед. Но вина Кристапса в не совсем удачном выступлении команды минимальна. 14 очков и более 7 подборов за каждую игру, 5-е место в списке лучших блокировщиков Лиги, трижды - в ноябре, декабре и январе он признавался лучшим новичком месяца. И как итог, его игровая майка уступает по продажам только майкам Стивена Карри, Леброна Джеймса и Коби Брайанта. Неплохая компания для 20-летнего парня, не правда ли?