Фильм режиссера Юрия Быкова собрал на весенних показах талантливых новичков «Новые режиссеры/Новые фильмы» (New Directors/New Films) хорошую прессу и молву.
И вот следующий шаг. Регулярный прокат. Что с новым российским кино бывает в Америке крайне редко. Мало качественного продукта, да еще годного к конвертации.
Вот уже вторую неделю фильм про упрямого сантехника, бросившего вызов властям некоего провинциального города, показывается в форпосте артхаусного и вообще умного кино в Нью-Йорке – Film Forum на Вест Хаустон-стрит.
Мне уже доводилось сравнивать эту ленту с нашумевшим «Левиафаном» Звягинцева и замечать, что эти два горьких напитка хотя и выносят общий сокрушительный диагноз российскому миропорядку, но добиваются его разными художественными способами.
Кое-кто из моих коллег считают «способ Быкова» ниже уровнем, чем «способ Звягинцева».
У второго, мол, мифология, эпичность, библейские метафоры. У первого – злоба дня, газетная публицистичность, лобовая мораль.
Давайте попробуем обойтись без школьных оценок и судить художника по его собственным законам.
Сюжетостроение «Дурака» мне живо напомнило перестроечные социальные драмы, которые прекрасно для своего времени сочинял Александр Гельман («Премия», «Мы, нижеподписавшиеся»). Он нащупывал эффектный полемический ход, который позволял ему вскрыть самые застарелые и болезненные язвы системы. Когда я сказал об этом Быкову, он указал на более прямую, как он считает, связь - с теперь уже классическим фильмом позднего советского кино драмой «Остановился поезд» Абдрашитова и Миндадзе.
Здесь, в «Дураке» Быкова, молодой герой фильма, трезвый и честный сантехник (что, правда, звучит несколько фантастично) обнаруживает опасную трещину в здании общежития. Он пытается достучаться до высокого начальства, потому что действовать надо немедленно – дом может рухнуть в любую минуту...
Но ни бомжеватое население этой вороньей слободки, ни насквозь коррумпированное начальство города не расположены верить правдолюбу. Более того, когда он начинает надоедать сильным мира того, у них возникает желание избавиться от неудобного парня.
Несколько слов о режиссере, одном из самых ярких новобранцев российского кино нового века. Юрий Быков родился в 1981 году в городе Новомичуринске Рязанской области. Окончил актерский факультет ВГИКа. В 2009 году дебютировал короткометражкой «Начальник», которая получила приз на кинофестивале «Кинотавр» и показывалась в Нью-Йорке на Фестивале российского кино в Трайбеке. Поставил остросоциальные фильмы «Жить» и «Майор». Фильм «Дурак» получил призы на престижном артхаусном фестивале в Локарно. Жесткие, суровые картины.
«Когда погружаешься в социальную тематику, то истории, подобные этой, возникают сами собой, - рассказывал мне Юрий Быков. - Я стараюсь найти проблему, которая касается миллионов. Ни одна моя картина долгого поиска сюжета не имела... Когда мы заканчивали «Майора», мне стало ясно, что главной проблемой России стала израсходованность социального материала, накопленного при советской власти. Все социальные лифты и структуры себя израсходовали. Маленькому человеку приходится бороться с феодальной, по сути, системой».
Вот мнения ведущих американских киноизданий. «Дурак» в полной мере не назовешь притчей, - пишет Питер Дебруж в «Вэрайети», - но он служит своего рода тревожным звонком, причем его адресность не обязательно ограничивается Россией».
«Сокрушительная моральная драма, захватывающий триллер и едкий социополитический портрет России в одном фильме», - заключает Бойд ван Хойдж, обозреватель «Голливуд репортер».
«Длинные планы и вездесущая ручная камера помещают зрителя под перекрестный огонь диалогов, - отмечает Дрю Хант в «Слант мэгезин». – Так режиссер добивается, что обсуждаемые темы сходят с экрана в гущу жизни. «Дурак» - это призыв к действию, причем послание выходит за рамки одной только российской жизни».
После показа в Film Forum фильм «Дурак» выйдет в других городах Америки.