В помещении Института Гарримана (420 W. 118 St.) открылась фотовыставка «Память о времени и месте», подготовленная в содружестве с COJECO и Колумбийским университетом и представляющая трех талантливых женщин-фотографов - Светлану Дидоренко, Юлию Левит и Джоан Рот (по 5 августа).
В манхэттенской галерее Sylvia Wald/Po Kim (417 Lafayette St., 4th Floor) только по 28 июня можно увидеть поразительную выставку Филипа Гроссмана «500,000 Voices of Chernobyl»: 42 фотографии и два видео, сделанные во время недавних поездок американского фотографа в Чернобыльскую зону.
17 июня в другой манхэттенской галерее - Gilbert Albert (43 W. 57 St.) - откроется первая в Америке ретроспектива коллажей, картин, рисунков Сергея Параджанова, посвященная 90-летию со дня рождения мастера.
А только что открывшаяся в Челси (524 W. 19 St.) галерея «Shchukin» знакомит публику с творчеством 58-летнего московского художника дагестанского происхождения Аладдина Гарунова, сопоставляющего в своих оригинальных работах мир развитого, рвущегося в будущее Запада и патриархального Востока, многозначно «сталкивая» разные техники и материалы - от живых, теплых меха и ковров до индустриальных синтетики, резины, меди.
Владельцы новой галереи, Марина и Николай Щукины - разумеется, вместе с Русско-Американским Фондом - «отвечают» и за центральную выставку программы 2014 года: From Primitivism to Propaganda: Russia’s Modern Masters, которая сейчас украшает - и это не преувеличение - действительно украшает - стены National Arts Club (15 Gramercy Park).
Это 35 работ на бумаге - рисунков, коллажей, акварелей, созданных между 1900 и 1930 гг. как ведущими русскими авангардистами - такими как Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Николай Суэтин, Павел Челищев, Алексей Крученых, так и менее известными - вроде киевлянки Розалии Рабинович или Василия Боброва - ученика и секретаря Кандинского. Большинство работ никогда не выставлялось на Западе. Все - небольшая, но очень важная часть коллекции Марины и Николая Щукиных.
Те, кто жил в Москве в конце 80-х, возможно, помнят их галерею, которая открылась тогда в Москве на волне бурного перестроечного интереса к современным неофициальным русским художникам и успеха легендарного аукциона «Сотбис». Но собирать произведения искусства Николай Щукин начал задолго до этого.
Потомок сибирской ветви рода Щукиных (из трех ветвей самой прославленной стала, благодаря коллекционеру Сергею Щукину, московская), выпускник факультета психологии МГУ, Николай относит первые «вспышки» коллекционной болезни к середине 70-х. Через несколько лет он уже серьезно занялся собирательством, разыскивая и покупая отдельные работы по всему Советскому Союзу или - если везло - целые серии, как случилось с большой группой образцов русского авангарда разных лет, некогда принадлежавших художнику и историку искусства Николаю Петровичу Гордееву, который в течение многих лет, проведенных волею судеб в Тбилиси, был другом и летописцем тбилисских футуристов.
Московская галерея уже не функционирует - увы, русский рынок современного искусства довольно слаб. Но Щукины разрабатывают и осуществляют в Москве отдельные выставочные проекты. В 2013 году они открыли галерею в Париже и вот только что - в Челси, причем список представляемых в этих галереях художников включает не только русские имена.
Так нынешней весной в парижской галерее прошла выставка работ выходца из Южной Кореи, живущего ныне во Франции, Чхе Сонпхиля «Безымянная земля» (Nameless land). А одной из сенсаций художественного мира стала покупка Щукиными 18 работ из серии «USA - Viewpoints of Millions» американского художника-концептуалиста Дэвида Датуны. Именно эта серия принесла ему международную известность.
Выставку «От примитивизма до пропаганды» курировал Мэтью Дратт, один из ведущих специалистов по искусству 20-го века и современности, бывший куратор музея Гуггенхайма и главный куратор Коллекции Менил в Хьюстоне, ныне - независимый консультант, помогающий Щукиным в работе с их коллекцией. Как пишет он в каталоге, «выставка предлагает (...) свежий взгляд на самый плодотворный творческий период в российском искусстве в канун Октябрьской революции, во время ее и после».
И даже тех, кого не надо убеждать в богатстве русского авангарда первых трех десятилетий 20-го века, ждут открытия. Вот, скажем, Владимир Бехтеев (1878 - 1971), с 1902 года и до Первой мировой войны живший в Мюнхене, входивший в круг Кандинского и Явленского, участник первых выставок московского «Бубнового валета» и мюнхенского «Синего всадника». После революции, живя в «новой России», где он стал главным художником Первого госцирка, Бехтеев постепенно смягчил свой авангардный пыл, но три его рисунка 20-х годов на выставке демонстрируют виртуозную игру с геометрическими формами.
Имена Михаила Ларионова или Алексея Крученых известны куда лучше, но интересно сопоставление лубочных «солдатских» рисунков Ларионова времен его военной службы с его же абстрактными коллажами: форма иная, но легкость и юмор остались. А Крученых, более известный как автор «Победы над солнцем» и других футуристических текстов, представлен несколькими остроумными коллажами, виртозно вкрапляющими слова, буквы, фразы.
Группа композиций Николая Суэтина сильно напоминает супрематические композиции его учителя Малевича. А вот имя и разнообразные по стилю работы Кирилла Зданевича окажутся для многих приятной неожиданностью. Возможно, самым большим открытием для многих станет графика Розалии Рабинович (1895 - 1988).
Ученица Экстер, Осмеркина и Фалька, она в конце 20-х годов была членом РОСТа, позже прославилась как автор плакатов для советского павильона на Парижской международной выставке 1937 года. Ее яркие, динамичные, изобретательные работы - иллюстрация мастерского приложения авангардного стиля к требованиям социалистической пропаганды.
Если вы не успеете увидеть выставку в National Arts Club, через несколько недель вас ждет ее расширенный вариант в галерее «Щукин» в Челси.