В далеком-далеком 1905-м…
Australian Open открывает многомесячный теннисный тур, являясь первым турниром "Большого шлема", и в то же время, по всеобщему мнению, является лучшим турниром среди своих знаменитых теннисных собратьев по организации, инфраструктуре и атмосфере.
Чемпионат Австралии впервые прошел в 1905 году. Это самый молодой турнир из "Больших шлемов", и исторически он всегда отставал от "Уимблдона", "Ролан Гаррос" и US Open: не хватало престижа, звездной мощи и стабильности. За 70 первых лет Australian Open сменил пять мест в Австралии и два – в Новой Зеландии, проходил зимой, весной и летом и не привлекал ведущих игроков мира. Причина такой «незвездности» была крайне проста - удаленность Австралии: ведь добираться туда морем нужно было чуть ли не месяц, и поэтому многие игроки турнир игнорировали.
Интересно, что в 60-70-е годы, когда в Австралию уже можно было спокойно добраться на самолете, турнир опять же не вызывал большого интереса у звезд тех лет. Во-первых, он проходил в рождественские недели, во-вторых, разыгрывавшиеся там очки и деньги не оправдывали долгую дорогу. И в-третьих, буквально через неделю в Нью-Йорке, в знаменитом Madison Square Garden проходил мужской итоговый турнир, участникам которого платили намного больше - до 500 000 долларов на восемь одиночников и четыре пары.
Australian Open начал перерождаться во второй половине 80-х: сначала в теннисном календаре за ним эксклюзивно закрепили вторую половину января, потом увеличили сетку до 128 человек, как и полагается "Шлему". Затем перенесли турнир из пригорода Мельбурна в специализированный спортивный комплекс, который был расположен чуть ли не в центре города и где построили десяток кортов разных размеров.
В первый же год посещаемость турнира выросла почти вдвое – со 140 до 266 тысяч человек. Организаторы решили не останавливаться, и в нулевые к 15-тысячной арене имени Рода Лэйвера добавилась 10-тысячная арена Hisense и 7-тысячная арена имени Маргарет Корт. Причем у каждого из этих кортов есть раздвижная крыша, в то время как на трех остальных "Шлемах" площадок с крышами всего две. В результате всевозможных реконструкций (а бюджет работ достигал почти миллиарда долларов) возник целый национальный теннисный центр на 20 с лишним кортов, которым турнир вполне официально может гордиться.
А если учесть, что Australian Open наконец уравняли по рейтинговым очкам с другими "Шлемами" и на порядок подняли призовые, которые увеличиваются каждый год минимум на десять процентов (в этот раз там разыграют почти 43 миллиона долларов), то становится понятно, почему звезды на турнир стали "слетаться" целыми стаями.
"Australian Open пришел к успеху своим путем, не как другие "Шлемы", – рассказывал в интервью прессе Роджер Федерер. – Они осознали, как важно наладить хороший контакт с игроками, и это принесло результат. Игроки постоянно рассказывают в прессе, как к нам тут хорошо относятся, как нам нравится сюда возвращаться. Австралия и так отличное место, а с такой работой организаторов – так вообще".
И это был не дежурный комплимент: ведь турнир стал покрывать даже транспортные расходы — так, в прошлом году игрокам давали по 2 500 долларов на билеты в Австралию, а на самом Australian Open всю еду в ресторане для игроков сделали бесплатной. Плюс всевозможная развлекательная программа для игроков и членов их команд в виде билетов в зоопарк, музеи, на башню Эврика и прочие знаковые места города.
Все это, естественно, привело к огромному зрительскому интересу, и оргкомитет с гордостью рассказывает, что число зрителей, посетивших турнир в последние годы, превышает 700 000 человек.
Эх, Америка, Америка…
В американских теннисных кругах турнир ждали с нетерпением, особенно женские соревнования. Во-первых, должна была вернуться на корт после рождения ребенка великая Серена Уильямс, а во-вторых, на ожидания повлияло великолепное выступление американок на Открытом чемпионате США, который они превратили в "закрытый" чемпионат — в полуфиналах и, естественно, в финале играли только гражданки США.
Однако реальность оказалась куда печальнее — во-первых, не приехала Серена. После родов у нее возникли осложнения, и в итоге она сама, семья и ее команда приняли решение о пропуске турнира. А во-вторых, мечты об американском доминировании развеялись уже в первый день — из 15 вышедших на корт спортсменок проиграли 12 (!). Причем в числе проигравших были сразу три самые рейтинговые теннисистки США, четыре месяца назад на US Open игравшие в полуфинале. Это чемпионка US Open Слоун Стивенс, а также две полуфиналистки - Винус Уильямс и Коко Вандевей. Причем все трое проиграли теннисисткам, находящимся по рейтингу намного ниже, чем они. Четвертая звездная американка Мэдисон Киз, которая была финалисткой US Open-2017 и полуфиналисткой Australian Open-15, свой первый матч выиграла и довольно уверенно двигалась дальше по турнирной сетке, но нарвалась в четвертьфинале на немку Анджелик Кербер — 1:6, 2:6.
Немка два года назад показывала феноменальный теннис — победы на Australian Open и US Open, финал на Уимблдоне, но в прошлом году на нее обрушились травмы, и она стартовала в нынешнем сезоне с далекого 21-го места в рейтинге.
Финал "неудачниц"…
На этот раз Кербер показала всем, что период травм и неудач остался в прошлом и она готова повторить свой успех двухлетней давности. Но в полуфинале ее ждала первая ракетка турнира румынка Симона Халеп.
Вот за такие матчи фанаты этого вида спорта и любят теннис. Обе девушки бились, что называется, до последней капельки крови: Халеп даже вызывала врача на корт, и итог матча до последней секунды не мог бы предсказать никакой Нострадамус, так как ситуация в матче менялась с огромной скоростью.
В итоге Халеп буквально "зубами" выдрала победу у Кербер — 6:3, 4:6, 9:7, и вышла в финал, где ее ждала датчанка Каролин Возняцки.
Финал тут же прозвали "финалом неудачниц", что было некой правдой. Обе теннисистки, и Халеп, и Возняцки, по многу недель носили титулы первых ракеток мира, выигрывали множество турниров разного уровня (Каролин - 26, Симона - 17), но ни разу не выигрывали турниры "Большого шлема", хотя каждая по два раза играла в финале: Халеп — на "Роллан Гаррос" (2014 и 2017), а Возняцки — на US Open (2009 и 2014).
Так что каждая теперь имела шанс выкинуть прочь прилипший к ней знак неудачницы и понимала, что другого шанса у нее вполне может и не быть.
Это был великолепный матч, в котором датчанка была чуть сильнее: 7–6 (7–2), 3–6, 6–4. Потом, естественно, нормальные женские истерики и водопады слез: у одной от радости, у второй – от поражения и боли. Ведь все две недели Симона играла с травмированным голеностопом, который очень жестко подвернула еще в матче в первом круге.
Но при всем уважении к румынке всеобщее внимание было приковано к датчанке, которая сумела наконец-то выиграть главный трофей своей жизни. Хотя очень многие считают, что свой главный приз Каролин выиграла чуть раньше: 2 ноября стало известно о её помолвке с экс-баскетболистом НБА Дэвидом Ли. Встречаются влюблённые уже около года: в феврале 2017-го Каролин официально объявила о своём романе. И хотя говорится, что много счастья в одни руки не попадает, Каролин, похоже, решила эту поговорку исправить. Тем более, что уж слишком много неприятностей - и спортивных, и личных - обрушивалось на нее в последние годы, и она вполне достойна того счастья, которое получила.
У мужчин все грустно…
На самом деле не все так грустно, но скажем так: грустновато. А как еще можно говорить о турнире, где победителем стал 36-летний теннисист?
Да, Федерер — великий, и даже величайший: 6-я победа на Australian Open, и 20-я (!) победа в турнирах "Большого шлема". Он первый мужчина в истории тенниса с 20 титулами. До него это делали только три женщины: немка Штеффи Граф - 22 победы, Серена Уильямс - 23 и австралийка Маргарет Корт - 24.
Финал Australian Open был для Роджера 30-м на турнирах "Большого шлема". И это тоже рекорд мужского тенниса. Интересно, что великий швейцарец второй год подряд победил своего соперника в пятисетовом финале: в этом году хорвата Марина Чилича - 6–2, 6–7(5–7), 6–3, 3–6, 6–1, а в прошлом — испанца Рафаэля Надаля - 6–4, 3–6, 6–1, 3–6, 6–3.
И, естественно, на пресс-конференции первый вопрос был о возрасте победителя - чемпиону уже исполнилось 36 лет 5 месяцев и 20 дней, и он второй по возрасту среди победителей турниров "Большого шлема". Старше него был только чемпион Australian Open-1972 Кен Роузуолл, которому на тот момент было 37 лет 2 месяца и 1 день.
- Вам 36 лет, вы играете с парнями, которые намного моложе вас. Сколько вы еще сможете играть на этом уровне?
– Без понятия. Честно, не знаю. Понятия не имею. Я выиграл три "Больших шлема" за 12 месяцев, и я сам не могу поверить. Но мне нужно играть по хорошему графику, оставаться голодным до побед, и тогда все может быть хорошо. И я не думаю, что возраст – это проблема. Это просто число. Но мне нужно внимательно подходить к планированию, заранее продумывать цели, расставлять приоритеты. Мне кажется, это определит то, насколько я буду успешен.
Остается только добавить, что по итогам Australian Open призовые Федерера за всю карьеру достигли почти 115 миллионов долларов. По этому показателю он самый успешный спортсмен планеты.
И в то же время, при всем величии Федерера, вопрос в мужском теннисе, что называется, стоит ребром: "Где та молодая шпана", что должна прийти на смену великим?
Борис Гребенщиков в этой своей знаменитой песне про "молодую шпану" отвечал, что "ее нет, нет, нет". Увы, Australian Open пока это подтвердил: вся молодежь, на которую делались ставки, вылетела на ранних раундах. И что будет дальше — пока абсолютно непонятно.