Иск – есть, денег – нет
Михаил, которому в данный момент грозит судебный штраф огромных размеров, так описывает свою, довольно плачевную пока что, ситуацию: «К какому бы адвокату я ни обращался, все требуют денег. Одни - $300 за написание искового заявления и затем некоторую сумму за час работы, другие – сразу $3500, и только после этого соглашаются работать. По совету знакомой я позвонил на автоответчик организации NYLAG (New York Legal Assistance Group – авт.), там обещали вернуться к моему вопросу примерно через неделю – пока что не перезванивали. Прошло пять дней. Проблема в том, что адвокат мне необходим, а денег у меня нет – да и времени, чтобы подыскать адекватную помощь, уже нет тоже. Похоже, придется защищать себя самому».
Человек, находящийся по другую сторону баррикад от Михаила, студент юридического колледжа Шон Стивенс, утверждает, что в его образовательную программу входит неоплачиваемая юридическая практика. «Когда я наберусь опыта и знаний, я хотел бы поскорее влиться в одну из волонтерских организаций, помогающих малоимущему населению Америки иметь бесплатную и качественную защиту в суде; на данный момент я знаю две таких организации – NYLAG и New Sanctuary, у первой, кстати, есть довольно обширный опыт работы с русскоговорящими, а вторая более ориентирована именно на защиту от незаконной депортации, однако если поискать, наверняка можно найти больше таких организаций».
Волонтерство как условие получения профессии
Таня Гендельман, адвокат, практикующий по вопросам травм, медицинских ошибок и уголовной защиты, вот как описывает ту часть деятельности, которая так или иначе связана с бесплатной помощью: «Сейчас ситуация отличается даже от ситуации годичной давности: усложнились условия для нелегалов, и в качестве «ответа Чемберлена» на такие перемены город Нью-Йорк ввел довольно обширное количество опций для бесплатной помощи иммигрантам. Среди государственных организаций существует, в первую очередь, The Legal Aid Society – это защита в том числе и по уголовному праву, и, насколько мне известно, там сейчас открылись дополнительные сервисы для иммиграционной защиты, кроме того, существует Family Court, где есть служба защиты женщин от насилия в семье и отделы бесплатной помощи по другим вопросам. Также я знаю о том, что NY Landlord Tenant Court может защитить вас от произвола вашего лендлорда, если вас, например, несправедливо выселяют (у этого сервиса есть горячая линия – авт.).
Если честно, то когда я оканчивала колледж и получала адвокатскую лицензию, то такого еще не было, а теперь вот любой студент юридического ВУЗа должен отработать 50, по-моему, часов, чтобы приобрести необходимый опыт».
Эту цифру – 50 часов - я услышала также и от Гэри Сербина, адвоката по защите интеллектуальной собственности. Правда, в другом контексте: по его словам, штат Нью-Йорк несколько лет назад ввел специальную форму, которую адвокаты раз в два года заполняют при подтверждении своей лицензии. Штат рекомендует/просит адвокатов в течение года “жертвовать” 50 часов, делать работу pro bono.
«Это не обязательная, но желательная опция, - говорит мне Гэри, - если ты не отработал эти часы, то никакого штрафа или наказания не будет, однако ты должен задекларировать количество отработанных pro bono часов». Получается, что сервисы pro bono должны быть довольно-таки доступны. По словам Гэри, большинство крупных юридических фирм делают работу pro bono, в них существуют специальные отделы, которые получают заказы на бесплатную юридическую помощь от общественных организаций. Все адвокаты этих фирм обязаны предоставить определенное количество часов бесплатноего сервиса. В разных фирмах эта цифра разная – где-то 50, а где-то, может, и другое количество. Так что как начинающие юристы, так и опытные специалисты могут представлять ваше дело. Это хорошо для всех: для репутации фирмы, для клиентуры, и для начинающих адвокатов, несомненно.
На мой вопрос «Делаете ли вы как адвокат различия в своем отношении к клиенту, оплачивающему вашу работу по полной таксе, и к клиентам бесплатным?» Гэри отвечает: «Ни в коем случае. В нашей стране существуют этические правила: если ты уже взял клиента, то должен работать с ним по максимуму вне зависимости от его платежеспособности».
Платное и бесплатное
Таня тоже берется за pro bono услуги, однако редко: «Я частный и платный адвокат и предпочитаю работать за деньги, то есть получаю оплату по факту выигранного дела, однако если человек обращается и мне хочется ему помочь, я помогаю. Что я могу сказать о качестве бесплатной помощи в сравнении с платной? Здесь есть один нюанс: у бесплатных адвокатов огромная нагрузка. У них миллионы дел, и сделать миллионы дел в таком же качестве, как сделать десяток дел, физически невозможно. Нельзя также отрицать, что мы все-таки живем в капиталистической стране».
На самом деле ряд организаций, в которые вы можете пожаловаться, сотрудничают с крупными профессиональными фирмами, способными дать качественную защиту, невзирая на степень загруженности: это вопрос времени и опций самого кейса.
На мой чисто теоретический вопрос «Скажите, а сколько часов работы адвоката требует некий «средний» кейс?» (подспудно я имела в виду вопрос, хватит ли этих 50 рекомендованных волонтерских часов на обслуживание хотя бы одной судебной истории) ответа не последовало. «Все может быть очень по-разному, - сказал мне Гэри Сербин. - Иногда это всего одна или две консультации длительностью полчаса или час, а иногда это долгий процесс, длительностью сотни часов, так что точную цифру назвать невозможно».
Невозможно дозвониться!
Отчасти я согласна с Таней, и вот почему: я лично попыталась дозвониться в организацию NYLAG и получить бесплатную консультацию. Опыт первый: недостаток русскоговорящих операторов. Ни для кого не секрет, что не все наши соотечественники хорошо говорят по-английски, и часто они могут объяснить суть дела только на родном языке. В профессиональных кругах NYLAG считается организацией, имеющей опыт работы с русскоговорящими, кроме того, на автоответчике, принимающем сообщения, есть кнопки для испано- и русскоговорящих. Нажав «русскую» кнопку, я все равно поговорила по-английски, поскольку взявший трубку оператор владела только им.
Что же следует иметь в виду сугубо русскоязычному клиенту (ну, кроме того, что хорошо бы все-таки выучить английский)? Наличие отделов, занимающихся поиском бесплатных адвокатов, в общественных организациях. Именно им город Нью-Йорк в лице Билла де Блазио выделил $16,4 миллиона (по данным сайта politico.com). Правда, тут следует иметь в виду следующее: основным направлением таких услуг принято считать все-таки защиту иммиграционную, а эта сфера юриспруденции отличается от сферы защиты граждан и резидентов США в первую очередь целевой аудиторией. Споры о том, нужно или не нужно выделять деньги именно для помощи нелегалам, не утихают до сих пор – и разговор идет на самом деле не об этом, а о том, что есть две разные категории людей: люди, доказывающие свое право остаться в стране, и люди, которые в ней уже живут, однако не имеют денег на платного адвоката. Эти две категории сходятся в одном узком месте – в месте семейного насилия (разряд помощи женщинам-иммигранткам, у которых проблемы в семье), однако в целом категории довольно разные. В случае возникновения проблем с законом обратиться именно в общественную (нон-профит) организацию за советом или реальной помощью в любом случае можно. И если там увидят возможность вам помочь, вам предоставят бесплатного адвоката.
Однако Михаилу не повезло и здесь: его кейс не связан ни с насилием, ни с иммиграцией (в стране он находится законно уже 15 лет), а связан с иском об оскорблении и причинении ущерба бизнесу. Кейс сложный и дорогой, и в той нон-профит организации, куда он обратился, ему сказали, что именно в силу необычности дела ему вряд ли смогут помочь.
То есть, город Нью-Йорк бросает максимум сил на обработку тех случаев, которые наиболее, к сожалению, часты и приносят наибольший ущерб населению, а это, очевидно, насилие с одной стороны и незаконная (иногда) депортация с другой.
Кто же все-таки поможет?
Грубо посчитать на пальцах обеих рук все те организации страны и штата, которые занимаются услугами pro bono, у меня не получилось: их оказалось больше, чем я могла предположить, и это хорошая новость. Плохая новость в том, что почти каждая такая организация имеет нечеловеческую нагрузку и физически не способна своевременно обслужить всех страждущих. Кого я могла бы упомянуть, кроме New York Legal Assistance Group (NYLAG)), The Legal Aid Society, New Sanctuary, Landlord Tenants Court Hotline, Family Court?
Ресурсы, сотрудничающие с крупными юридическими фирмами
Разумеется, есть сервисы глобальные: например, probono.net, которую официально спонсирует Practicing Law Institute. Также в эту категорию входит NYC Bar association, созданная в 1870 году именно как волонтерская ассоциация для юристов и юристов-студентов (www.nycbar.org). Правда, по иронии судьбы дозвониться мне не удалось и туда тоже: человек, призванный решать «мои» вопросы, в тот день отсутствовал на рабочем месте и перенаправил меня в другой отдел, откуда мне тоже поначалу не отвечали.
К этой же категории можно отнести и sanctuaryforfamilies.org (Sanctuary for Families): организация, защищающая жертв семейного насилия, секс-трафика и всех форм гендерного насилия, способна вас выслушать и осуществить посредничество в поиске юриста в вашем случае. Также с крупными юридическими фирмами сотрудничает организация Cair Coalition (снова для иммигрантов).
Проекты с широкой сферой деятельности
Сайт «parentsformeganslaw.org» (Suffolk County Crime Victims Center) занимается самым разнообразным спектром поддержки жертв криминала: там есть горячая линия для жертв как насилия, так и преступлений ненависти (написано, что работает на 170 языках), информационно-образовательный центр, то есть они не ограничиваются чисто юридической поддержкой – это, скорее, частная ветвь их деятельности.
Это далеко не конец списка: по поиску pro bono, attorney’s volunteer service и т.д. в Google находятся десятки сервисов, однако о качестве их работы ничего пока сказать нельзя.
Хорошие новости
Хорошая новость номер один: буквально за час до сдачи этого текста редколлегии я все же получила долгожданный ответ непосредственно от директора организации NYC Bar association, в которой для получения полного списка бесплатных адвокатов мне советуют обратиться на сайт www.LawHelpNY.org (служба полностью покрывает территорию штата) и нажать кнопку «find a lawyer» в центре страницы. Также там можно задать поиск pro bono сервисов на вашей территории, и по моему общему запросу Brooklyn Kings County/Criminal records/Criminal Issues and Family (например) – выпало три результата, два из которых не имеют права представительства в суде, то есть нашелся всего один действующий вариант, и каждый раз количество найденных вариантов колеблется в зависимости от запроса. Например, если изменить запрос на Brooklyn Kings County/Workers Right/Disability and Employment rights, то найденных результатов будет уже 14, из которых права представительства в суде не имеют только двое.
Хорошая новость номер два: людям с «нетипичными», то есть не связанными с насилием или депортацией, запросами тоже, оказывается, есть куда обращаться. Это как минимум два правительственных ресурса: State Consumer Protection (www.usa.gov/state-consumer) и Bureau of Consumer Protection (www.ftc.gov/about-ftc/bureaus-offices/bureau-consumer-protection). Если же задать поиск именно по consumer protection – таких ресурсов выпадет более 20.
И, наконец, третья новость: анонимный комментарий женщины, пострадавшей от семейного вербального насилия и обратившейся в организацию Suffolk County Crime Victims Center. «Да, процесс, защищающий мои интересы, эта организация действительно провела, и меня защитили достаточно оперативно: уже через неделю после жалобы состоялся суд, а спустя сутки с момента ее подачи ко мне наведались правоохранители, чтобы проверить, есть ли в доме оружие, и превентивно изъять его. Более того, суд закончился совершенно неожиданным для меня образом: меня не только признали пострадавшей от насилия, но и оставили жить в том доме, где все это происходило, а мужа «попросили». Я не рассчитывала на такой исход и думала, что останусь без жилья, но обо мне позаботились. Я не заплатила ничего. Моя защита была полностью оплачена государством».
Что сделать, чтобы вас защитили?
Что нужно для того, чтобы все-таки получить бесплатного адвоката? Оперативность, хорошая реакция и крепкая нервная система, очевидно, не помешают: дозвониться очень сложно, и это объяснимо. Наличие определенного времени до суда, то есть включаться в поиск адвоката за неделю до процесса довольно опрометчиво. Идти в ближайшие нон-профит со своей проблемой можно, они для того и существуют, однако нет гарантии того, что вам там помогут именно в вашем случае (в противоречиях с законом может быть миллион вариантов).
Однако главная тенденция определяется довольно четко: опция бесплатной юридической помощи, идеальна она или нет, не только существует, но и расширяется в последнее время. Что причиной тому – ужесточение иммиграционных правил или что-то другое – не столь важно. Главное, она есть. Так что учите английский, друзья. Говорить с оператором горячей линии придется, скорее всего, на нем.