Видимо, стартующий в Нью-Йорке очередной открытый чемпионат США будет самым непредсказуемым из всех теннисных турниров этого года. Впрочем, US Open уже давно во многом отличается от своих собратьев, и организаторы постоянно придумывают всякие новшества, стараясь удивить и участников, и гостей турнира.
А началось все...
US Open появился на свет в августе 1881 года. Тогда в городе Ньюпорте, штат Род-Айленд, прошел первый турнир под названием “Национальный чемпионат США среди мужчин”. В турнире могли участвовать только клубы - члены Национальной Ассоциации лаун-тенниса США. Женский одиночный турнир “Национальный чемпионат США среди женщин” был впервые проведён в 1887 году в Филадельфии.
Затем турниры попутешествовали по кортам Америки, пока в 1968 году все турниры, как мужские, так и женские, парные и смешанные, не были объединены в один общий турнир под названием “Открытый чемпионат США” (US Open), который проводился в теннисном клубе “Уэст Сайд” в Форест Хиллс. Турнир 1968 года был также впервые открыт для теннисистов-профессионалов, которым до этого не позволялось выступать на турнирах такого ранга. В том году в соревнованиях участвовало 96 мужчин и 63 женщины, а призовой фонд составил 100 000 долларов. В 1978 году место проведения турнира было перенесено из района Форест Хиллс во Флашинг Медоус, где он проходит каждый год и по нынешний день.
День сегодняшний...
Нынешний призовой фонд турнира составляет 50,4 млн долларов. И это означает, что впервые в истории тенниса суммарный призовой фонд превысит 50 миллионов. Победители в мужском и женском одиночных разрядах заработают по 3,7 млн долларов, финалисты – по 1,825 млн долларов, а полуфиналисты – по 920 тысяч. В парном разряде победители получат по 675 тысяч на дуэт, а финалисты – по 340 тысяч.
А вот кто их получит – это, естетственно, главный вопрос турнира. И если в прошлые годы список фаворитов был довольно ограничен, то в этом году присутствует настоящее раздолье для букмекеров и любителей всевозможных предсказаний.
Особенно ничего не понятно в женском турнире. Дело в том, что из трех теннисных королев, которые в последние годы заправляли теннисными делами, две не участвуют в турнире, а третья хоть и заявлена, но непонятно, в каком она состоянии и выйдет ли на корт вообще. А если и выйдет, то как будет играть.
Королевы – это серьезно...
Те, кто не будут играть, – это Серена Уильямс и Виктория Азаренко. И у обеих теннисисток одна и та же причина – дети. Американка еще ждет ребенка, а белоруска своего уже воспитывает.
Причем Серена не стесняясь демонстрирует себя во всей своей красе на обложках многих журналов и дает весьма смелые интервью. Одно из них выйдет в сентябрьском номере журнала Vogue:
- Трудно представить себе, как ты завершишь карьеру. Я раньше думала, что, как только смогу, заведу семью и стану мамой. Но нет. Я обязательно вернусь. Если на то пошло, эта беременность сделала меня сильнее. Но план вернуться через три месяца после родов, конечно, безумный. Я от него не отказываюсь – просто говорю, что это будет непросто. Если я пару раз проиграю, меня сразу спишут со счетов. Учитывая особенно, что мне уже не 20. Но я скажу только одно: побеждать меньше я не буду. Или я буду выигрывать, или не буду играть вообще.
- Допинг? Меня же постоянно проверяют. Я свой организм ничем не травлю. И если я не могу победить сама, я не стану ради победы жульничать. Конец истории.
- Мне кажется, многие думают, что я злая. Такая по-уличному задиристая. Но если вы спросите девочек в раздевалке, они вам скажут, что на самом деле я очень приветливая. А вот Шарапова, которая в раздевалке ни с кем не разговаривает, широкой публикой воспринимается как более открытый и доброжелательный человек. Почему так? Потому что я черная? В таком вот обществе мы живем. Но что поделать. Говорят, что афроамериканцам нужно быть вдвое лучше, чтобы достичь того же, что остальные, а женщинам – особенно. Но у меня нет проблемы с тем, чтобы быть вдвое лучше.
- Больше всего я волнуюсь из-за того, что я не особо умею обращаться с детьми. Пока что. Я не умею сюсюкать. И над этим мне еще предстоит поработать.
Ставшая мамой в декабре 2016 года Виктория Азаренко вернулась на корт летом этого года и дала понять, что вновь собирается возглавить мировой рейтинг. И любимый турнир в Нью-Йорке – лучшее место для возвращения в элиту мирового тенниса. Однако настоящим шоком для всех стало сообщение о том, что она не сможет принять участие в US Open-2017. Причина отказа - судебное разбирательство Виктории с отцом ее 8-месячного ребенка Билли Маккейгом. Суд постановил, что спортсменка не может вывезти сына за пределы Лос-Анджелеса. А Азаренко не хочет оставлять его на две недели, чтобы поехать в Нью-Йорк:
- С грустью сообщаю, что я не смогу выступить на US Open в этом году из-за моей семейной ситуации. Хотя я буду очень скучать в Нью-Йорке и играть на одном из моих любимых турниров, где я наслаждалась некоторыми из лучших моментов.
Ситуация более чем неприятная. Развод – это всегда большой стресс. Тем более, если дело касается еще и родного ребенка. Но калифорнийские журналисты раскопали, что в этом вопросе замешаны еще и деньги. Причем большие. По мнению прессы, теперь уже бывший любимый мужчина белорусской теннисистки крайне неудачно распорядился ее деньгами. И сделал это без ее разрешения и согласия. В итоге Виктория потеряла почти 10 миллионов долларов.
И теперь ее ждут не соперницы на корте, а рассмотрение дела об опеке, которое может растянуться надолго. А это, скорее всего, означает, что в сезоне-2017 Азаренко может больше и не сыграть.
Ах, как были рады все поклонники тенниса, и нью-йоркские прежде всего, когда стало известно, что экс-первая ракетка мира россиянка Мария Шарапова получила “wild card” в основную сетку Открытого чемпионата США. US Open должен стать первым турниром “Большого шлема”, на котором россиянка выступит в этом сезоне. Australian Open она пропускала из-за дисквалификации, на “Ролан Гаррос” не попала по рейтингу, а с ”Уимблдона” снялась из-за травмы. И именно травмы могут стать препятствием для появления Марии на кортах в Нью-Йорке. Ведь она уже пропустила турниры в Стэнфорде, Торонто и Цинциннати из-за травмы левого предплечья. Так что как будет играть Шарапова и будет ли играть вообще – это, пожалуй, первая главная загадка женского турнира. Вторая – кто возьмет на себя роль новой королевы: чешка Каролина Плишкова или румынка Симона Халеп, испанка Гарбинье Мугуруса или украинка Элина Свитолина, датчанка Каролин Возняцки или немка Анжелик Гербер? А может, сенсация нынешнего сезона, победительница Rolland Garros латышка Елена Остапенко?
В общем, вопросов здесь больше, чем ответов, что только добавляет интриги в турнир женского противостояния.
Где та молодая шпана?
Почти аналогичная ситуация и у мужчин. И здесь тоже нет явных фаворитов. Но в то же время у сильного пола, с одной стороны, все выглядит немного грустнее. Грустнее, потому что на сей день в первой пятерке мирового рейтинга, который вновь возглавил великий испанец Рафаэль Надаль, увы, нет ни одного теннисиста моложе 30 лет: Рафе – 31 год, Энди Мюррею – 30, вечно великому Роджеру Федереру – 36 (!), Станиславу Варвинке - 32 и, наконец, Новаку Джоковичу – 30 лет. Причем Варвинка и Джокович из-за травм на турнире в Нью-Йорке не выступят. И в итоге первая тройка героев-ветеранов остается главными фаворитами турнира.
Безусловно, очень многие просто мечтают, чтобы двое из этой тройки – Рафа и Роджер - сошлись между собой в финале. Если учитывать бешеную популярность у публики одного и другого, такой финал был бы настоящим украшение турнира.
Но тут, как пел в начале 80-х Борис Гребенщиков (“Где та молодая шпана...”), в разборку двух великих может действительно вмешаться молодая поросль. И прежде всего болгарин Григор Димитров и немец Александр Зверев. Правда, болгарину уже 26 лет, и под молодого он проходит не очень сильно. А вот 20-летний немец с советскими корнями вписывается в роль той самой гребенщиковской молодой шпаны идеально.
Александр Зверев-младший родился в Гамбурге в семье советских эмигрантов. И отец, и мама весьма прилично играли в теннис, и оба выступали за сборную СССР. Потом, в начале 90-х, была эмиграция в Германию. Понятно, что путь на корт для младшего Александра был что называется проложен с пеленок, и юный Зверев начал восхождение наверх. Победы на юношеских и юниорских турнирах, и настоящий рывок в этом году – шесть (!) взрослых финалов и пять (!) побед, включая победы на двух турнирах уровня “Мастерс” (в Риме и Монреале). Причем поверженными оказались не кто-нибудь, а два великих - Новак Джокович и Роджер Федерер.
После этих побед Зверев оказался на высочайшем седьмом месте в мировом рейтинге, и подходит к US Open в статусе пусть не главного, но одного из фаворитов. Симпатичный молодой человек – ему только 20 лет (пиво в магазинах Нью-Йорка ему еще не продадут), высокий – 198 см, и понятно, что даже на фоне хорошо известных грандов Надаля и Федерера (Мюррей в Нью-Йорке не котируется) публике будет весьма интересно понаблюдать за “темной лошадкой”, которая на этом турнире вполне может вписать новую страницу в историю мирового тенниса. Как, например, в 2000 году это сделал 20-летний россиянин Марат Сафин, совершенно неожиданно выигравший турнир в Нью-Йорке.