Кристофер Фрум - новый, старый король великой “Петли”

Kороли “Большой петли

В минувший уик-энд на Елисейских полях, что в центре Парижа, завершилась “Tour de France” - самая престижная велогонка в мире.

Kороли “Большой петли
Кристофер Фрум

“Tour de France”, или как ее еще называют “Большая петля”, была придумана в 1902 году редактором газеты “L’Auto” Анри Дегранжем и журналистом Жео Лефевром как рекламный проект и должна была составить конкуренцию таким уже хорошо известным во Франции гонкам, как Париж - Брест - Париж и Париж - Бордо. Проект тут же получил популярность - уже во время первой “Петли” в 1903 году тиражи газеты за две недели гонки выросли в два раза - с 25 000 до 50 000, в 1908 году число подписчиков газеты перевалило за 250 тысяч, а во время “Тур де Франс” 1923 года продавалось до 500 тысяч экземпляров газеты в день. Рекордный тираж газеты был достигнут в течение “Тур де Франс” 1933 года - 854 тысячи экземпляров в день.

Кстати, привычный сегодня желтый цвет лидерской майки тоже имеет отношение к газете. Дело в том, что первыми призами гонщиков-победителей была подписка на газету “L’Auto”, которая издавалась на бумаге желтого цвета, и кому-то из журналистов пришло в голову вручать на финише гонки не только подарочный бланк газеты, но и майку под главный газетный цвет. Идея была признана блестящей, и с 1919 года победитель получал желтую майку. А так как рекламная мысль продолжала биться и двигать идею гонки и дальше, то так же было принято решение, чтобы желтая майка вручалась не только победителю всей гонки в последний день “Петли”, но и лидеру всей гонки.

Праздник на несколько минут и на всю жизнь

Вот уже долгие годы “Большая петля” представляет из себя не просто одну, пусть хоть и крупную велогонку. Это давно уже национальный праздник, причем организаторам не приходится прикладывать для этого максимум усилий.

С высоты птичьего полета видно, что на километры вокруг трассы очередного этапа “Tour de France” жизнь просто замирает. Поля пусты, во дворах окрестных ферм ни души, в городках закрыты все конторы, магазины и кафе, кроме тех, разумеется, что расположены у самой трассы, - здесь столики под открытым небом пользуются повышенным спросом. Если по окрестным дорогам и движется какая машина, то ее пассажиры наверняка торопятся пополнить толпы желающих посмотреть на гонку.

Большинство зрителей выходят к трассе задолго до того, как будет дан старт, они, как подсчитали дотошные организаторы, проводят на обочине в среднем около шести часов. А ведь велосипедисты проносятся мимо них за считанные минуты. Лишь на самых сложных горных этапах последние спортсмены приходят к финишу спустя пару-тройку часов после победителей. Впрочем, для большинства французов (а они составляют свыше 80% от тех 12–15 миллионов человек, что каждый год съезжаются посмотреть на гонку) “Тур де Франс” не столько спортивное состязание, сколько один из главных национальных праздников. Многие зрители вовсе не являются поклонниками велоспорта и могут назвать несколько имен гонщиков лишь потому, что услышали их накануне по телевизору. Не за тем, чтобы поболеть за любимого спортсмена, они бросают все дела и едут за сотни километров от дома. Побывать на “Тур де Франс” для француза - практически обязательный религиозный обряд. И многочасовое ожидание - практически неприменная составляющая ритуала.

Эта велогонка давно превратилась в своего рода карнавал - особенно это чувствуется во время проезда рекламного каравана, предваряющего старт каждого этапа. Как показали исследования, почти половина зрителей приходят на трассу посмотреть именно это красочное шоу, в котором участвует более полутора сотен оригинальных транспортных средств.

Фантазии дизайнеров, которые превращают обычные автомобили в подвижные кровати, бутылки и булки, чтобы ярче разрекламировать спонсоров, здесь не имеют границ. Кроме того, этот рекламный караван на своем пути одаривает всех, кто пришел на трассу, множеством сувениров: фирменными майками и кепками, брелоками для ключей и велосипедами, персональной продукцией от спонсоров и специальными выпусками газет. Так, только минеральной воды “Vittel” за три недели соревнований раздается гостям “Петли” более полумиллиона бутылок, и так далее...

Такое отношение сформировалось не сразу: мало ли во Франции проводится соревнований? Переломным стал 1947 год. Страна тяжело восстанавливалась после войны, и возобновление “Тур де Франс” тогда было воспринято как символ национального подъема. Энтузиазм французов подстегнуло еще и то, что первые три места разыграли между собой их соотечественники.

Финал гонки традиционно проходит на Елисейских полях в Париже. Но так было не всегда - ведь на протяжении многих лет менялся маршрут самой гонки, менялось и место финиша. В первый раз, в 1903 году “Тур де Франс” финишировала в парижском пригороде Виль-д`Авре. С 1904 года по 1967 финиш гонки принимал знаменитый стадион “Пард-де-Пренс”. Несколько лет гонка финишировала на велодроме “Венсен”, построенном для Олимпийских игр 1900 года. И лишь с 1975 года последний этап и награждение участников стали проходить на Елисейских полях.

Герои...

Естественно, что у “Большой петли” есть свои герои: по пять раз ее выигрывали такие великие гонщики как испанец Мигель Индурайн, бельгиец Эдди Меркс, французы Бернард Ино и Жак Анкетиль. Причем испанец единственный, кто выигрывал “Петлю” пять раз подряд - с 1991 по 1995 годы. “Тур де Франс”-2017 выиграл британец Кристофер Фрум. Эта победа стала четвертой для гонщика в карьере. До этого Фрум выигрывал “Большую петлю” в 2013, 2015 и 2016 годах. Таким образом, Фрум четыре раза выиграл “Тур де Франс” за последние пять лет. Увы, на “Туре-2014” спортсмен сошел с гонки после 4-го этапа из-за падения. Также стоит отметить, что Фрум стал первым с 2006 года гонщиком, которому удалось выиграть “Тур” без единой победы на этапах.

Правила и ... неправила...

Есть у гонки и свои правила - как писаные, так и неписаные. И если про официальные можно прочитать в специальном красочном сборнике, который ежегодно издается к гонке, то неписаные передаются в “Тур де Франс” гонщиками друг другу от поколения к поколению. Так, этикет предписывает не атаковать во время перерывов на туалет, прием пищи и во время поломки велосипеда у лидера гонки. Так же пелетон обычно снижает скорость, если он проезжает мимо родных кого-нибудь из гонщиков, дабы те могли поприветствовать своих близких. И наконец, если на финише этапа соревнуются всего два гонщика и один из них гарантированно лидирует в общем зачете, то он просто обязан позволить сопернику выиграть этот этап и вписать свое имя в историю гонки.

Иногда выполнение таких неписаных законов становится легендарным и попадает в историю “Петли”: в 1983 году француз Паскаль Симон захватил желтую майку, и его преимущество над соперниками составляло более четырех с половиной минут. Но когда он упал на одном из следующих этапов и сломал себе лопатку (!), то его шансы на победу были потеряны. Но тем не менее он отказался сойти с гонки и с трудом катил в гонке, несмотря ни на что. В течение следующих пяти дней гонка больше напоминала похоронную процессию, потому что его соперники, которые легко могли уйти от него в отрыв, отказывались атаковать травмированного лидера, а Симон изо всех сил пытался просто держаться в пелотоне. Но наконец до Симона дошло, что из-за этой ситуации просто нарушается спортивный принцип, и хорошенько подумав и поблагодарив коллег, француз сдался и сошел с гонки. Но в сердцах миллионов фанатов “Петли” этот случай навсегда остался примером веры в справедливость, дружбу и товарищество.

Go, USA!

Американцы начали кататься в “Петле” с середины 70-х, а первые победы пришли лет десять спустя. В 1989 году первая в истории "Тура" американская команда “7-Eleven team” просто потрясающе начала свой первый “Тур де Франс”, когда канадец Алекс Стиеда захватил желтую майку после затяжного отрыва на первом этапе. И хотя его поймали незадолго до финиша, он набрал достаточно бонусных секунд, чтобы стать первым гонщиком из Северной Америки, который облачился в желтую майку. Тот год оказался счастливым для северо-американцев: несмотря на то, что команда не смогла удержать лидерство, Грег Лемонд стал первым американцем, выигравшим "Тур де Франс". На следующих год он вновь выиграл “Большую петлю” еще раз, причем так, что тут же попал в историю и остается там до сих пор.

В преддверии гонки, даже несмотря на его чемпионский титул, его никто не рассматривал как фаворита: ведь за несколько месяцев до “Тур де Франс” его чуть было не убили на охоте, до которой Лемонд был большой охотник. Но американец сумел подготовиться к гонке и особенно хорошо выступил на своих коронных этапах: в стартовой гонке-разделке и горных этапах. Перед заключительной разделкой он уступал лидеру, французу Лорану Финьону в пределах минуты. Финьон - тоже хороший раздельщик, и чтобы победить его, американцу необходимо было показать скорость, которую никто никогда не показывал. Учитывая, что разделка тянется всего 24 км, никто не сомневался в том, что Лемонд финиширует вторым, что учитывая все события, происходившие с ним, тоже было бы фантастическим достижением. Но Грег показал на трассе нечто запредельное и не только сумел отыграть у француза на этих 24 км эти 52 секунды, но и имел на финише перед ним почти минуту (!!!) преимущества. Сказать, что вся гонка была в шоке - значит не сказать ничего: ведь средняя скорость, которую Лемонд показал в разделке, была - 54,545 км/ч (!!!!) и сегодня остается высочайшей в истории велоспорта.

Есть в истории гонки еще один американец, который оставил в “Петле” свой след - Лэнс Армстронг. Но его имя стараются здесь не упоминать. Некогда великий Лэнс вляпался в историю с допингом и был лишен всех своих побед на “Тур де Франс”. У него сейчас довольно сложный период в жизни - уж слишком громкий был скандал, связанный с его дисквалификацией, хотя вроде бы жизнь опять немного налаживается: по сообщениям СМИ, Армстронг после многих лет отношений с Анной Хансен неделю назад решился сделать подруге предложение. Теперь у него пятеро детей, трое - от первой жены, двое от Хансен.

Новости региона

Все новости