Уроженцу Винницы Митнику принадлежит крупная компания грузоперевозок TRT International с офисом в Ньюарке, штат Нью-Джерси, а отец родившейся в Израиле Ронит 67-летний Анатолий Потик тоже уроженец Украины и тоже весьма успешный американский бизнесмен. Дело о разводе его дочери с Митником зазвучало с необычной силой осенью 2015 года, когда Митник заявил в ФБР, будто Потик заказал его убийство за 100 тыс. долларов, чтобы Ронит получила 8 млн долларов страховки за смерть мужа и несколько миллионов своей доли за два их дома. Олег Митник и Ронит Потик познакомились и поженились 20 лет назад, и у них 16-летняя дочь, которая живет с матерью, и 17-летний сын, который живет с отцом. Явившись в ФБР, Митник назвал предполагаемых киллера и посредника, его оснастили потайным диктофоном, и в рамках гражданского дела о разводе было возбуждено "civil criminal case" - уголовное дело о заказном убийстве.
В результате были арестованы предполагаемый киллер Борис Найфельд, известный в русскоязычном криминальном мире как Биба; предполагаемый посредник Борис Котлярский, тоже известный в криминальном мире, и предполагаемый заказчик убийства зятя Анатолий Потик. Дальнейшее расследование установило, что бывший киевлянин Котлярский сообщил Митнику, будто Анатолий Потик решил убить его, чтобы Ронит выиграла бракоразводный процесс, и для этого за 100 тыс. долларов нанял профессионального киллера Бибу Найфельда, иммигранта из Гомеля. Однако, якобы сказал Котлярский, он знаком с Бибой и может отговорить его, если предложить ему не 100, а 125 тысяч долларов. Эту тему Митник, Котлярский и Найфельд обсуждали на нескольких встречах, которые аккуратно записывались Митником и наружкой ФБР. В итоге 14 января этого года Митник вручил Найфельду 50 тысяч долларов задатка за отказ от убийства, и Бибу с Котлярским арестовали в тот же день, а через неделю арестовали Анатолия Потика.
То, что Потик заказывал убийство Митника, доказано не было. В деле Найфельда и Котлярского есть показания, что когда Биба был в России, Котлярский связался с Митником и сообщил, что его жизнь в опасности, причем убить его заказали грозному Бибе, которого Котлярский хорошо знает и может отговорить. Получалось, что убивать зятя Анатолий Потик не собирался, никакого заказа не было, а Биба с Котлярским провели аферу под блатным названием "постановка", чтобы получить с Митника 125 тыс. долларов. Однако оставалось фактом, что Олег Митник обратился в ФБР с заявлением, что тесть решил его убить и нанял киллера. Получалось, что либо он это придумал, чтобы выиграть бракоразводный процесс, либо ему про это сообщили, чтобы запугать и получить деньги. Первое опровергалось записанными разговорами Митника с "посредником" и "киллером", но дело о заказном убийстве развалилось.
В итоге Котлярский и Найфельд признали себя виновными не в подготовке заказного убийства, а в вымогательстве денег у Митника, причем Найфельд согласился сотрудничать с прокуратурой и дать показания против Котлярского, которого недавно приговорили к 41 месяцу тюрьмы. Предъявленное обвинение грозило 69-летнему Котлярскому лишением свободы сроком до 20 лет, но признание вины сделало свое дело. Помимо лишения свободы судья Льюис Каплан приговорил его к 3 годам административного надзора после освобождения. Приговор был вынесен в присутствии подсудимого, его адвокатов Дэнниса Ринга и Алвина Энтина, обвинителя Марка Томаса и помогавшего ему агента ФБР Люка Хардисона. Судья Каплан также обязал Котлярского пройти за решеткой одобренный Федеральным бюро пробации курс борьбы с наркозависимостью, в чем для Котлярского, с которым я знаком лет двадцать, не было никакой необходимости. Признав это, судья в приговоре отметил, что после освобождения Котлярский будет обязан в течение 72 часов явиться к ближайшему инспектору по надзору, но проходить там обязательную проверку на наркотики ему не нужно, поскольку у Котлярского "суд находит низкий уровень токсикомании".
Биба Найфельд ждет снисходительного приговора, а дело о заказном убийстве в отношении Анатолия Потика 7 июня прошлого года закрыли, но через несколько месяцев его обвинили в сговоре с целью вымогательства своих денег у должника. Это обвинение тоже изменили, и 13 апреля этого года Потик признал себя виновным в том, что не сообщил властям об известной ему попытке вымогательства. Новое обвинение (Superseding Information), подписанное ВРИО манхэттенского федерального прокурора Чжуном Кимом, заняло 9 строчек и звучит более чем туманно. "Летом 2015 года в Восточном округе штата Нью-Йорк и других местах, - написано там, - обвиняемый Анатолий Потик, сознавая, что совершает уголовное преступление (felony), предусмотренное судом Соединенных Штатов, а именно, сговор с целью путем вымогательства получить и пытаться получить продление кредита.., сознательно скрыл это и как можно быстрее не довел до сведения судьи или иного лица в системе гражданской или военной власти Соединенных Штатов".
30 мая адвокат Роберт Стал направил судье-магистрату Эндрю Пеку письмо, кое-как разъясняющее эту муть текстом признания вины самого Анатолия Потика. "Летом 2015 года в Южном и Восточном округах штата Нью-Йорк, - передал адвокат слова своего клиента, - мне стало известно о лице, которое пытается получить долг путем вымогательства. Это был долг третьего лица мне в сумме 20 тыс. долларов за деловую операцию в прошлом. Тот, кто пытался получить этот долг, делал это, узнав о долге от меня, но без моей просьбы предпринимать какие-либо действия. Он позвал меня на встречу в последнюю минуту. Хотя он действовал на свое усмотрение, я не сообщил об этом властям как можно быстрее. К тому же пострадавший прислал мне текстовое сообщение с вопросом, кто этот парень, который пытается получить с него деньги. Пытаясь скрыть преступление, я уничтожил этот текст, чтобы данных о нем не существовало". От себя адвокат Стал написал судье Пеку, что Потик "не только знал о преступлении, но подтвердил его, уничтожив текст подразумеваемой жертвы в попытке скрыть от правоохранительных органов возможную улику. Мы почтительно признаем, что акт уничтожения этого текста подтверждает нарушение закона". Адвокат считает это "недооценкой уголовного преступления".
Приговор Потику, которому грозит от 4 до 10 месяцев лишения свободы, был назначен на 4 августа, но федеральный манхэттенский судья Алвин Хеллерстин перенес эту дату без уточнения, пояснив, что получил от Олега Митника письмо, в котором тот утверждает, будто Федеральная прокуратура чересчур благоволит Анатолию Потику за его сотрудничество с ФБР. Адвокат Роберт Стал категорически отрицает такое сотрудничество своего клиента. "Я живу в страхе за свою жизнь из-за Потика, человека с криминальным прошлым, которое насчитывает десятилетия, а также из-за других членов русской организованной преступности, которые участвовали в сговоре с целью убить меня,- написал судье Олег Митник. - Я не могу спать. Я меняю маршруты по пути на работу и с работы, мои личные и семейные отношения пострадали". Тут Олег погорячился, поскольку оба "члена русской организованной преступности" сидят в тюрьме, хотя, конечно, ему могут быть известны другие. Так или иначе, 12 июля судья Алвин Хеллерстин упомянул про это письмо, назвав признание Потиком вины "юридически недостаточным", и назначил на 21 августа заседание, на котором Анатолий Потик должен будет подробнее объяснить, в чем именно состояло преступление, в котором он признал себя виновным.
5 июля адвокат Стал написал судье Хеллерстину, что после освобождения его клиента в январе 2016 года из манхэттенской федеральной тюрьмы, где он провел две недели, под залог в 20 млн долларов, Потик "находился в очень строгих условиях освобождения без малейших поблажек", что лишало его возможности деловых поездок, а следовательно, заработка на жизнь, поскольку его бизнес "требует международных встреч". Анатолию Потику запрещено покидать континент Соединенных Штатов, но он может просить разрешения на такой полет. Поскольку Анатолий Потик признал себя виновным в "недооценке преступления", то есть в сущем пустяке, он и его адвокат просят разрешить ему слетать с женой на 3 дня в Берлин к ее тяжело больному отцу, которому 93 года, а также провести давно назначенные деловые встречи в Киеве и Москве.
Потик пояснил, что в Киеве должен встретиться с "тремя лицами в секторе альтернативного источника энергии для обсуждения проектов и технологии гидро-ветроэлектростанций для Северной Америки и стран Азии". Он и его адвокат написали, что 19 июля Анатолий Потик вылетит из Нью-Йорка в Берлин, оттуда 24 июля в Киев и 27 июля вернется в Нью-Йорк, а Москва не упоминалась. На их прошении судья Хеллерстин 6 июля написал: "Отказано с правом вторичного прошения, где: 1. Указать позиции Пробационной службы и Федеральной прокуратуры. 2. Уточнить и детализировать расписание и конкретную причину каждого перелета". Похоже, что Его федеральная честь Алвин Хеллерстин пока пребывает в недоумении, кем считать подсудимого и вообще в чем его обвиняют.