Хорошо известно, что из звездной турнирной четверки “Большого шлема” - "Уимблдона", Открытых чемпионатов Австралии, Франции и США - турнир на кортах Лондона стоит отдельно от своих собратьев. Он играется на траве, его называют не Открытый чемпионат Англии, а просто - Чемпионат (The Championships), только на "Уимблдоне" Центральный корт не носит имя какого-нибудь великого игрока и только на нем одном действует дресс-код.
Не такой, как все...
Лондонцы, да и вся Англия очень гордятся тем, что турнир является самым старым теннисным турниром в мире - первый состоялся в 1877 году. Также уникальностью является и то, что на протяжении всей своей истории "Уимблдон" проходил и проходит во Всеанглийском клубе лаун-тенниса и крокета (AELTC), который хоть и сменил адрес в далеком 1922 году, но как был, так и остается в лондонском пригороде Уимблдон. И только на "Уимблдоне" реклама на кортах запрещена: корты и весь клуб оформлены в фирменных зеленом и фиолетовом цветах.
Цвет - белый, белый...
Цвета - это вообще отдельная песня лондонского турнира. Правило о “преимущественно белой форме” для участников турнира было введено в 1963-м. В 1995-м оно было модифицировано до “практически целиком белой” одежды, а в 2014-м еще ужесточено: не допускаются ни кремовый, ни другие вариации белого, а полоска цвета на форме не может быть шире 1 см.
Фирмы, одевающие игроков, заранее предоставляют свою форму во Всеанглийский клуб для утверждения. Решение о том, соответствует ли одежда игрока правилам в отдельный соревновательный день, остается на усмотрение турнирного рефери. Игроков, привыкших к форме любых цветов, такие строгие правила, конечно, немного нервируют, но в то же время все отмечают, что это требование придает турниру некую торжественность.
Нынешний "Уимблдон" особо не отличался от предыдущих, и поэтому события, которые начали происходить в минувший понедельник, оказались неприятными для всего турнира.
Этот безумный понедельник...
Несмотря на то, что "Уимблдон" длится ровно две недели, в воскресенье матчи проводятся только однажды - в финале. Седьмой день соревнований, первое воскресенье - “Middle Sunday” - по традиции является выходным. Зато следующий день, на турнире именуемый как “Безумный понедельник” (Manic Monday), в течение которого должны были быть сыграны все 16 матчей 4-го круга (1/8 финала) одиночного разряда - по 8 у мужчин и женщин.
Вот тут-то и разразился скандал.
Чем женщины хуже?
“Единственная причина, по которой на Корте №1 должен играть Джокович, а не женские пары: Кербер - Мугуруса, Остапенко - Свитолина или Азаренко - Халеп, это уимблдонская традиция нелюбви к женщинам, да?” - так журналист “New York Times” Бен Ротенберг отреагировал на события дня в своей заметке в одной из социальных сетей. И нельзя сказать, что он был неправ. Вопрос о том, что на турнире к мужчинам и женщинам относятся по-разному, обсуждается уже не первый год. Так, например, -"Уимблдон" был последним турниром из четверки "Больших шлемов", которые сделали мужчинам и женщинам равные призовые. Есть еще масса тонкостей, но на этот раз поклонников женского тенниса возмутило то, что мужские матчи проводились на главных кортах, а женские - на второстепенных.
На "Уимблдоне" действительно есть патриархальные традиции. У турнира два крупных корта - Центральный и Корт №1. На них матчи всегда начинаются на полтора часа позже, чем на остальных, и проводят там по три игры, а не по четыре. Причем традиционно по два матча на этих кортах отдают мужчинам, по одному - женщинам. Но экс-первая ракетка мира американка Крис Эверт, которая не раз играла на турнире, трижды его выигрывала и хорошо знает все правила, вдруг решила подлить масла в огонь: “Теперь у нас равные призовые, но почему нет равного участия на Центральном корте и Корте №1? Думаю, все женщины хотели бы увидеть не только равные призовые, но и по три мужских и женских матча на центральных кортах”.
Руководство же "Уимблдона" оправдывалось, что тут дело не в сексизме, а в привлекательности матчей для зрителя. “Мы очень долго думали о том, можно ли поставить Новака Джоковича или Рафу Надаля на Корт №2, и в итоге не смогли найти этому оправданий. Мы знаем, каким спросом пользуются матчи этих игроков, мы знаем спрос на билеты, на услуги. Параметров очень много, и перевес нельзя назвать незначительным. Он очень серьезный, и это не критика в адрес женского тенниса. Это отражение того, что сейчас мы переживаем золотой век мужского тенниса”, - сказал глава Всеанглийского клуба Ричард Льюис. Плюс он добавил, что в прошлом году матчи на Центральном корте и Корте №1 распределялись поровну, но тогда у женщин играли и Мария Шарапова, и Серена Уильямс. Сейчас их в сетке нет, и это явно снижает интерес к женскому теннису. А вот у мужчин в полном порядке и расцвете вся “Большая четверка” - Мюррей, Надаль, Федерер и Джокович, и было бы странным их ставить на второстепенные корты.
В итоге четыре мужских матча, которые были запланированы на центральные корты - это не просто матчи “Большой четверки”, это матчи теннисистов, которые выигрывали “Уимблдон”. Единственная оставшаяся в сетке теннисистка, которая выигрывала “Уимблдон” - пятикратная чемпионка Винус Уильямс - тоже играла на Центральном корте. Плюс на Корте №1 играла последняя англичанка в сетке - Йоханна Конта, на которую сейчас молится вся Британия. Сначала Конта стала первой британкой с 1984 года, которая вышла в четвертьфинал, а потом Йоханна и вовсе сотворила настоящую сенсацию, обыграв там не кого-нибудь, а саму Симону Халеп, вторую ракетку мира, и вышла в полуфинал.
Главный конкурент Мюррея?
Понятно, что организаторы турнира попытаются создать для своей землячки какие-нибудь привилегированные условия, хотя создавать уже особенно нечего - англичанка в полуфинале будет играть с Винус Уильямс, которая, похоже, обрела даже не второе, а третье дыхание. Из Флориды, где она проживает, пришла более чем приятная новость - полиция и прокуратура выяснили, что Винус не виновата в аварии, в результате которой погиб человек.
Серб Новак Джокович - вторая ракетка мира и главный конкурент Мюррея. Но сыграть в понедельник согласно расписанию ему не удалось - он должен был играть на Корте №1, предыдущие матчи так затянулись, что Новак вряд ли бы успел завершить свой поединок до контрольного времени - 11 вечера. И вот тут происходит самое странное, что вызвало у всех удивление и негодование, а на белом цвете турнира появилось темное пятно.
Организоторы могли перенести поединок на уже свободный Центральный корт, но не сделали этого, заявив, что это произошло по соображениям безопастности. На территории турнира в тот момент находилось около 30 000 человек, и перенос матча мог спровоцировать неконтролируемое движение масс. Вероятно, под этим подразумевалось то, что в надежде посмотреть матч все рванут на Центральный корт, где мест больше, чем на Корте №1, и куда влезут не только те, кто купил билеты. Это могло привести к давке и другим опасным вещам. Но с трудом верится, что такой турнир как “Уимблдон” не мог бы решить подобную проблему. Решение по матчу Джоковича принималось очень долго, и мотивировка отмены оказалась довольно спорной.
В общем, из-за этого хода организаторов Новаку пришлось бы играть два матча (1/8 и в случае победы и 1/4 финала) в один день. Но тут к нему на помощь пришли небеса, и английская погода отменила четвертьфинальные матчи у мужчин, перенеся их на среду. Но осадок, и серьезный осадок от произошедшего, как говорится, остался. Тут же возникла теория заговора против сербского теннисиста, особенно после того, как вылетел из турнира Рафаэль Надаль. Правда, еще есть Роджер Федерер, но согласно сетке Мюррей до финала не будет играть ни с тем, ни с другим. И поэтому организаторы якобы постарались нагрузить серба, что бы тот до финала выложился по максимуму.
Конечно, это все теоретические раскладки, и многое из того, что пишет пресса, притянуто за уши, но ясно одно - и в ситуации с женщинами, и в ситуации с Джоковичем “Уимблдон”, грубо говоря, облажался и выставил себя явно в невыгодном свете.
Go, USA, go!!!!
В четверг на турнире будут играться два женских полуфинала: несеянная словачка Магдалена Рыбарикова будет играть против испанки Гарбинье Мугуруза, посеянной под четырнадцатым номером, которая сумела в одной восьмой финала обыграть первую ракетку мира немку Анджелику Кербер. Во второй паре сойдутся британка Йоханна Конта, шестой номер рейтинга, и американка Винус Уильямс, посеянная под десятым номером.
У мужчин из-за погоды четвертьфиналы игрались в среду: любимец публики и женщин Энди Мюррей столкнулся с упорным сопротивлением американца Сэма Куэрри. В последние годы звездно-полосатые игроки на этом уровне в мужском разряде - это как снег в пустыне Сахара. Но Куэрри, посеянный под далеким 24-м номером, видимо, решил поломать эту неприятную для американцев традицию. Тридцатилетний калифорниец выдал лучший матч в своей карьере и обыграл первую ракетку мира - 3:6, 6:4, 6:7, 6:1, 6:1.
За 12 лет участия в турнирах “Большого шлема” Куэрри ранее лишь однажды добирался до четвертьфинала - на "Уимблдоне-2016". “Я немного шокирован до сих пор. Я начал не слишком здорово, но продолжал бороться. А после четвёртого сета всё пошло удачно для меня. Полуфинал “Большого шлема“ - это то, о чём я всегда мечтал. А то, что это произошло на "Уимблдоне", делает это событие ещё более особенным”, - сказал Куэрри после матча.
Теперь в полуфинале американец встретится хорватом Марином Чиличем, который в пятисетовой битве обыграл Жиля Мюллера из Люксембурга - 3:6, 7:6, 7:5, 5:7, 6:1.
Два других поединка: канадец Милош Раонич против великого швейцарца Роджера Федерера и чех Томаш Бердих против серба Новака Джоковича завершились уже после того, как материал “ушел” в типографию.