Проблемы с допингом у сборной России по многим видам спорта существовали уже давно. Но за последний год они резко перешли с уровня разговоров на уровень принятия решения. Причем решение о борьбе с допингом в российских сборных уже принимали не руководители российского спорта, как это должно было быть, а международные структуры.
После скандальных многосерийных фильмов и интервью отдельных персонажей, которые рассказывали о порочности всей системы российской легкой атлетики, Всемирное антидопинговое агентство (WADA) создало специальную комиссию, итогом работы которой стала рекомендация: дисквалифицировать всю Федерацию легкой атлетики России и не пустить российских легкоатлетов на Олимпиаду в Рио. Причем, как тех, кто попался на использовании допинга, так и «чистых» спортсменов.
Российское спортивное руководство отбивалось от претензий и обвинений как могло, но в том бардаке, в коем сейчас пребывает российский спорт, никому не было понятно, как это надо было грамотно делать. А давление со стороны WADA с новыми претензиями, обвинениями и угрозами все ширилось и ширилось, и даже перешло на новый уровень. Помощь им начал оказывать бывший руководитель Российской антидопинговой лаборатории (РУСАДА) Григорий Родченков, который сбежал из Москвы в Штаты и здесь начал рассказывать прессе о том, что он творил на своем рабочем месте в течение последних десяти лет.
Мимо такого подарка WADA пройти не могла и тут же организовала вторую комиссию, которая рассматривала теперь уже Олимпиаду в Сочи. И как итог, в этот понедельник WADA опубликовало отчет о действиях той самой комиссии во главе с Ричардом Маклареном о допинге в Сочи-2014.
Согласно документу, в антидопинговой лаборатории в Москве предпринимались действия для подмены положительных допинг-проб Олимпиады-2014. А в лаборатории в Сочи была организована уникальная система по подмене проб спортсменов, участвующих в Играх. В отчете комиссии указывается, что данный процесс контролировало Министерство спорта России при участии ФСБ, Центра спортивной подготовки, а также двух вышеуказанных лабораторий.
Сам глава этой комиссии канадец Ричард Макларен сообщил, что допинговая программа в российском спорте была разработана после провального выступления российской сборной на Олимпиаде в Ванкувере-2010: «Эта система позволила добиться подмены положительных результатов на отрицательные под надзором заместителя министра спорта. А также при непосредственном участии и других высших чиновников Министерства спорта России, Российского антидопингового агентства (РУСАДА) и ФСБ.
Система работала хорошо, но для Сочи русские придумали другую методологию. Была применена методология замены проб. Взлом бутылок осуществлялся при содействии агентов ФСБ, которые были оформлены водопроводчиками (!) и имели свободный доступ (!) в антидопинговые лаборатории. Анализ ДНК подтвердил наличие трех образцов, в которых ДНК не совпадала с ДНК спортсмена. Образцы в контейнерах, хранившиеся в Московской лаборатории в период с 10 сентября по 10 декабря 2014 года, были подделаны путем подмены мочи. Метод исчезающих положительных проб был разработан и использовался в период с конца 2011 до августа 2015 года».
Бомба или имитация?
Сказать, что это была бомба – значит не сказать ничего. И за более мелкие преступления Национальные олимпийские комитеты ряда стран наказывались жестоко и беспощадно. Но в то же самое время комиссия, объявив об этих преступлениях в российском спорте, заявила, что вина Российского олимпийского комитета не доказана (!) и претензий к этой организации нет.
Дальше – больше. Швейцарская компания Berlinger, которая является эксклюзивным производителем тех самых флаконов для допинг-контроля, выступила со своим заявлением в связи с публикацией этого доклада и подвергла сомнению тот факт, что в России был придуман способ, позволяющий вскрывать флаконы.
- Наша компания регулярно проводит проверку флаконов, они также тестируются рядом независимых институтов. Ни в наших тестах, ни в других было невозможно открыть запечатанные пробы, в том числе модель флакона, который работал на Олимпиаде в Сочи-2014. Мы изучим доклад в ближайшие дни и обсудим информацию с нашими специалистами. Мы также имеем право обратиться в суд для подтверждения репутации нашей фирмы и ее товаров.
Что больше: 3 или 13?
Еще один парадокс, вызванный выводами комиссии: в отчете много говорится о том, как российская лаборатория мухлевала и подменяла пробы, но там не была названа ни одна (!) фамилия российских спортсменов, чьи пробы были якобы подменены.
И вообще, почему никто не задал лежащий на поверхности вопрос: а как допинг помог российским спортсменам в Сочи? Казалось бы, ответ здесь очень простой: в Ванкувере-2010 у россиян было всего три золота, а в Сочи-2014 – уже тринадцать. Вот он, вроде бы тот самый рывок, основой которого является допинг. Но на самом же деле, если все посмотреть внимательно и персонально, то никакого особого рывка у россиян в Сочи не было. Они просто выиграли те медали, которые и должны были выиграть.
Давайте считать: в Ванкувере было добыто 3 золота – два в биатлоне и одно в лыжных гонках. Кстати, именно в этих видах чаще всего и ловили россиян на предыдущих Играх. По логике комиссии, именно в этих видах спорта при поддержке допинга и должен быть наибольший рывок по числу медалей. Однако в Сочи лыжники и биатлонисты выиграли всего две золотых медали. Так что, никакого рывка здесь нет. Далее идут совсем неожиданные пять золотых медалей: три золота в шорт-треке, которые принес получивший перед Олимпиадой российское гражданство кореец, и два золота в сноуборде, которые выиграл еще один иностранец, на этот раз американец, который переехал в Россию к своей жене-россиянке.
В материалах, которые были опубликованы в New York Times, упоминаются ряд членов сборной России, которые якобы использовали допинг в Сочи. Но, естественно, ни корейца, ни американца там нет. Считаем дальше.
Три золотых медали выиграли фигуристы – спортивные пары, женская одиночка и командный турнир. Неожиданность? Сенсация? Допинг? А вот это – вряд ли! Начиная с 1992 года, до Сочи прошло шесть Олимпиад. На четырех из них российские фигуристы тоже выигрывали по три золота, и лишь на одной – две золотые медали и еще три серебра. Исключением являлась Олимпиада в Ванкувере, где золотых медалей не было. И основной причиной поражений была резкая смена поколений: ветераны ушли в ледовый шоу-бизнес, а молодежь не сумела набраться опыта. А вот когда молодежь набралась этого опыта, то начала громить всех налево и направо. Особенно это видно было в парном катании и женском одиночном. У парников - великие славные традиции: за двенадцать олимпиад, с 1964-ого по 2006-й годы, золото доставалось только представителям СССР и России. Провалив Ванкувер, российское парное катание сделало шаг назад, а потом рвануло вперед со скоростью пули. Медали на чемпионатах мира и Европы посыпались, как из рога изобилия.
У женщин такого яркого доминирования в минувшие годы не было, но уже за год до Игр в Сочи Россия предъявила миру целое созвездие своих юных красавиц, которые начали брать медали на мире и Евроти продолжают, кстати, делать это до сих пор. А командный турнир Россия выиграла очень легко, уверенно и предсказуемо – ни у кого из соперников не было такой ровной команды во всех четырех видах фигурных соревнований.
А теперь математика: три золота бывшего корейца плюс два бывшего американца плюс два от лыжников и биатлонистов и плюс три от фигуристов. Итого – десять. От тринадцати отнять десять получается ТРИ!!!! Точно так же, как и в Ванкувере! Где же здесь рывок, основанный на допинге? Тем более, что и эти три золотые медали были вполне прогнозируемые: две выиграли бобслеисты во главе с Александром Зубковым и одну скелетонист Александр Третьяков, которые уже имели медали с предыдущих Олимпиад, а здесь просто наизусть выучили родные трассы санно-бобслейного комплекса.
Бахнет или не бахнет?
После опубликования доклада WADA президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах отреагировал очень резко и пообещал принять самые жёсткие меры в отношении виновных в применении допинга в России.
МОК тут же провел внеочередную телефонную конференцию, по итогам которой опубликовал следующие решения:
– Сотрудники Министерства спорта России, упомянутые в докладе независимой комиссии WADA, не получат аккредитации на Олимпиаду в Рио (уже получил отказ министр спорта Мутко).
– МОК проведет повторную проверку проб и полное расследование касательно всех российских спортсменов, принимавших участие в Олимпиаде в Сочи, и их тренеров, официальных лиц и обслуживающий персонал. Для этих целей будет создана еще одна специальная дисциплинарная комиссия. Исходя из доклада этой комиссии, исполком МОК примет соответствующие меры.
– Исполком МОК поддержал предложение об отмене презумпции невиновности российских спортсменов в отношении допинга.
– МОК просит Международные федерации по всем зимним видам спорта заморозить подготовку ко всем крупным турнирам в России – чемпионатам мира, этапам Кубка мира и другим и активно поискать других организаторов.
Естественно, тут же возник вопрос об этапе Кубка мира по фигурному катанию и хоккейном Евротуре, которые должны пройти в Москве, но пока МОК не дал никакой конкретики. Особым вопросом, конечно, значился и чемпионат мира по футболу-2018, но и здесь все заинтересованные фигуры пока хранят молчание.
А вот вопрос, который МОКу придется решать чуть ли не здесь и сейчас – вопрос об участии всей российской сборной на Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро. Пока этот вопрос отложен до 26 июля, дня, когда МОК должен опубликовать список всех спортсменов, которые примут участие в Играх в Рио.
Откладывание этого вопроса связано еще и с судебным иском, который Олимпийский комитет России предъявил к Международной ассоциации легкоатлетических федераций. IAAF не пускает российских легкоатлетов в Рио, и россияне подали иск в Спортивный арбитражный суд. Решение по этому вопросу будет принято в Лозанне не позднее 21 июля, и вот тогда-то у МОК и будут развязаны руки для принятия решения.