Позолоченый флюгер на макушке со словом "Свобода", а под ним - звездно-полосатый флаг. У него есть имя: "Столб Свободы", а его возникновение и существование тесно связаны с Американской революцией. Перед Днем Независимости 4 июля самое время напомнить историю этого уникального флагштока.
За оградой парка на земле большая каменная плита с надписью:
"Здесь, в старинном городском общественном месте, еще до нашей Независимости были последовательно установлены пять Столбов Свободы.
Этот флагшток 1921 года поставлен как благодарная память о тех, любивших нашу страну, кто умер, чтобы свобода, победившая на этих берегах, стала достоянием всего мира".
Оскорбление налогом
История Столба Свободы началась 22 марта 1765 года, когда английский парламент принял закон, так называемый «Гербовый Акт» (или «Акт о гербовом сборе»), вызвавший взрыв возмущения в колониях.
В 1763 году закончилась война между Францией и Англией за владение Американским континентом. Англичане победили, но война буквально опустошила национальный карман, а десятитысячная британская армия в Америке продолжала требовать деньги на свое существование. Для изыскания денег британской премьер-министр Джордж Гренвилл предложил ввести в Американских колониях «Гербовый Акт».
Суть его заключалась в том, чтобы взимать налоги с колонистов за "любой кусок кожи, материи или пергамента или листа бумаги, на которых предполагается начертать, написать или напечатать..." и далее в 54-х параграфах ничто не было упущено, будь то газета или книга, рекламный листок или политический памфлет, торговый договор или судебное решение. Размер сбора определялся важностью документа.
Американских колонистов возмутил не размер налога, а тот факт, что закон был принят без их участия и без их согласия. Тем самым нарушались исконные права англичан, а колонисты, как подданные британской короны, считали себя таковыми. Согласиться с этими налогами значило открыть дверь для всякого рода непредсказуемых поборов в будущем.
Когда о парламентском решении узнали в Нью-Йорке, большая группа патриотов, называвших себя "Сыновьями Свободы", публично сожгла копию закона и чучело вице-губернатора. Более серьезные акции предприняли нью-йоркские купцы: они решили полностью бойкотировать английский импорт в колонии. И это решение было поддержано на всем Восточном побережье.
Против Акта резко выступили многие ведущие государственные деятели Америки, и на следующий год усилиями нового английского премьера Вильяма Питта Старшего Акт был отменен. Вильям Питт сразу же стал очень популярен в Америке. Его именем называли улицы, графства и города. (Например, Питтсбург в Пенсильвании).
20 мая 1766 года новость об отмене Акта достигла Нью-Йорка. Торжеству американцев не было предела, и в этот момент их преданность английской короне достигла своего апогея. 4 июня, в день рождения короля, нью-йоркцы отправились на Коммонс (общественное место, где горожане собирались на митинги, гулянья и парады) и водрузили столб с надписью «Король, Питт и Свобода». Это был первый Столб Свободы и вокруг него развернулись события, ставшие прелюдией к Американской революции.
Столб Свободы стоял недалеко от казарм 28 полка британской армии и раздражал англичан, как бельмо на глазу. Взаимоотношения между нью-йоркцами и солдатами были тяжелыми, если не просто враждебными. Англичане не любили и презирали колонистов и не пропускали случая, чтобы досадить им. Колонисты, со своей стороны, платили им той же монетой. Особенно непримиримы были «Сыновья Свободы».
Стенка на стенку
Далее события развивались так: 10 августа 1766 года, то есть приблизительно через два месяца после его сооружения, Столб Свободы был спилен английскими солдатами. Взбешенные горожане на следующий же день притащили новую мачту, но англичане встретили их штыками. В завязавшейся стычке несколько «Сыновей Свободы» были тяжело ранены. Все жалобы горожан армейское начальство классифицировало как клевету на британскую армию и отказалось наказывать виновных. Второй столб восстановили на том же месте, но 23 сентября солдаты спилили и его. Через два дня третий столб был водружен, и по приказу английского губернатора его на какое-то время оставили в покое.
18 марта следующего года, в годовщину отмены "Гербового Акта", нью-йоркцы собрались на Коммонс возле своего столба, чтобы отпраздновать это событие. «Красные мундиры» ждали только повода, и третий столб был тут же спилен, как и два предыдущих. На следующий день "Сыновья Свободы" водрузили новый, более мощный столб, защищенный внизу железными обручами. Две ночи подряд солдаты безрезультатно атаковывали его и даже пытались взорвать, но им это не удалось. «Сыновья Свободы» установили сильную вооруженную охрану, и все последующие попытки англичан были отбиты. Категорический приказ губернатора остановил солдат от дальнейших нападений, и четвертый столб стоял непотревоженным три следующих года.
Эти три года не были спокойными для Америки, и противоречия между колонистами и Англией обострялись с каждым днем. Это уже не были просто стычки между «красными мундирами» и горожанами. Раскол произошел внутри колоний: в то время как одна часть населения – наиболее богатая и аристократическая – твердо стояла на стороне Англии, другая стремилась добиться большей свободы в политике и экономике.
А экономически Нью-Йорк в это время находился в тяжелом состоянии. Город продолжал бойкот английских товаров. Английский парламент не разрешал колониям печатать свои деньги, но зато продолжал взимать налоги на свои нужды.
Лидер нью-йоркской ассамблеи Деланси предложил добиться выпуска денег с тем, чтобы половина из них пошла на содержание английской армии. Пробританская ассамблея проголосовала «за». У населения эта идея восторга не вызвала.
Темницы рухнут...
16 декабря 1769 года на улицах появился памфлет, озаглавленный «К жителям города и колонии Нью-Йорк, которых предали» и подписанный анонимно «Сын Свободы». Памфлет пламенно осуждал ассамблею за предательство интересов колонистов и призывал всех нью-йоркцев немедленно собраться и обсудить ситуацию. На следующий день около полутора тысяч горожан пришли к Столбу Свободы и единогласно приняли петицию к Ассамблее с требованием отмены позорного решения.
13 января 1770 года английские солдаты вновь пытались взорвать Столб Свободы. Когда попытка не удалась, они атаковали и разгромили штаб-квартиру «Сыновей Свободы». В последующие ночи солдаты несколько раз нападали на столб и, в конце концов, 16 января свалили его на землю, распилили на куски и разбросали их перед домом «Сыновей Свободы». Это было оскорбление и откровенный вызов. На следующий день в городе появились прокламации с призывом ко всем жителям прийти на Коммонс и выразить протест. Откликнулось примерно три тысячи человек. Нью-йоркцы хотели поставить новый столб, но проанглийский городской совет противился этому, и пока он тянул с окончательным решением, группа патриотов купила на Коммонсе небольшой участок земли и 6 февраля 1770 года под приветственные крики и звуки музыки водрузила пятый Столб, закованный в железо на две трети своей высоты и заглубленный в землю на четыре метра. Надпись на нем гласила «Свобода и Собственность» и уже совсем не носила верноподданический характер.
Англичане предприняли еще одну попытку уничтожить этот Столб. Солдаты 16 полка готовились к передислокации во Флориду и поклялись забрать столб с собой в качестве трофея. 29 марта, когда они пытались срезать верхнюю часть мачты, патриоты подняли тревогу, народ сбежался, и солдат загнали в бараки. Патриоты установили вокруг столба сильную охрану и держали ее до 3 мая, пока армия не покинула Нью-Йорк.
Пятый Столб Свободы просуществовал до 1775 года. Вернувшиеся в Нью-Йорк англичане своим первым актом уничтожили Столб, а на его месте соорудили тюрьму для американских пленных. За восемь лет английской оккупации Нью-Йорка в тюрьме умерли от голода, холода и издевательств тысячи людей. Место, где была тюрьма, отмечено в парке; часть тюремной стены с окном сохранили и поместили в мемориал на площади перед городским полицейским управлением.
В 1921 году по инициативе нью-йоркского Исторического общества и общества Сыновей Революции Столб Свободы был восстановлен на своем старом месте. Это двадцатиметровая мачта, составленная из двух кусков дерева. Нижние 12 метров выполнены из орегонской пихты, а верхняя часть сосновая, из штата Мэн. Мачта защищена снизу железными обручами.
И вот уже девяносто пять лет, как она стоит в Сити-Холл парке, олицетворяя поистине неостановимую тягу американского народа к свободе.