ММА возвращается в Нью-Йорк!

Смешанные единоборства добились своего

Минувшая неделя, кроме удовольствий от просмотра Чемпионата мира по фигурному катанию, принесла еще и весьма приятную новость для любителей бойцовских поединков - во вторник Ассамблея штата Нью-Йорк проголосовала за легализацию смешанных единоборств.

Смешанные единоборства добились своего

“За” отдали свой голос 113 членов Ассамблеи, “против” - 25. Теперь законопроект должен лечь на стол губернатору штата Эндрю Куомо, который уже заявил о намерении его подписать. После этого у Атлетической комиссии штата Нью-Йорк в распоряжении будет 120 дней на то, чтобы всё узаконить.

Запрет ММА в Нью-Йорке был принят в 1997 году в разгар истерии в средствах массовой информации против этого вида спорта, когда смешанные единоборства (MMA) только-только начинали набирать популярность. Если всё пройдёт по плану, то “Ultimate Fighting Championship” (UFC) - ведущая организация в мире, занимающаяся боями по смешанным правилам, намерена дебютировать в Нью-Йорке в ноябре месяце крупным бойцовским шоу, причем не где-нибудь, а в самом Madison Square Garden, и дать возможность фанатам этого вида спорта воочию наблюдать за своими кумирами на самой знаменитой арене мира.

С тебя 2500 баксов!

Естественно, что после этого известия рейтинги UFC и MMA вновь полезли вверх, и опять пристальное внимание было обращено на главную фигуру UFC Дэйну Уайта. Уайт - одна из самых желанных фигур для средств массовой информации. Во-первых, он умеет говорить. Во-вторых, когда он что-то говорит, то это не просто какие-то мысли, а чаще всего настоящие информационные “бомбы”, за которые пресса и мать родную готова продать. И наконец, в-третьих, в биографии Уайта есть немало “белых” пятен, до которых та же пресса все время мечтает докопаться.

Дэйна Фредерик Уайт родился в штате Коннектикут 28 июля 1969 года. Семья позже перебралась в Неваду, где осела в Лас-Вегасе. Потом был Техас, Мэйн, Массачусетс, где Уайт учился в колледже и работал швейцаром в отеле. Потом в своих разговорах с биографами он рассказывал, что именно стоя у дверей отеля, он принял решение круто поменять свою жизнь: “Я стою в лобби и думаю: “Что, черт возьми, я тут делаю?”. Здесь мне платят, но я несчастлив. И я просто взял и ушел. Со мной был еще один парень, я сказал ему, что ухожу делать деньги в единоборствах. Так и вышло”.

Из швейцаров Уайт подался в инструкторы по аэробике, а заодно организовал и секцию бокса для детей из бедных кварталов Бостона. Кроме того, сам тренировался и даже, как он сам говорит, участвовал в боях. Правда, информации о результатах Уайта нигде нет. Когда же его спрашивали, сколько у него побед и поражений, он всегда отвечал: “Что-то вроде 13-2”.

Однако школу вскоре пришлось бросить - на Уайта “наехали” парни из банды “Winter Hill” под руководством знаменитого Уайти Балджера - ирландца, державшего под контролем весь город. О Балджере и его делах очень подробно рассказывает фильм “Черная месса”, где его блестяще сыграл Джонни Депп. А что касается Дэйна, то в той же беседе с биографами он рассказал, что однажды ему позвонили и сказали: “Ты должен в месяц платить 2500 баксов Уайти”. И хотя деньги у Дэйна были, но сам фактор “наезда” вызвал у него нежелание работать в Бостоне - он бросил все и улетел в Лас-Вегас.

Аэробика, бокс или ММА?

В 1992 году Уайт организовал компанию “Дэйна Уайт Энтерпрайзез”, которая занималась проведением аэробических классов и боксерскими тренировками в трех разных спортзалах, и, кроме того, начал работать менеджером бойцов ММА, сотрудничая в этом качестве с такими звездами, как Тито Ортис и Чак Лидделлом.

Почти восемь лет Дэйна разрывался между аэробикой, боксом и ММА, пока в 2001 году не сделал окончательный выбор в пользу смешанных единоборств, у которых, честно говоря, в тот момент были большие неприятности. Успешный период середины 90-х остался позади, у компании возникли проблемы с организацией боев и их платных трансляций. Смешанные единоборства на тот момент имели репутацию побоища, где отморозки избивали друг друга без ограничений и правил. Будущий кандидат в президенты, сенатор Джон Маккейн сравнил MMA с петушиными боями. Он обратился к губернаторам всех 50 штатов с просьбой запретить “UFC”, и 36 губернаторов с его предложением согласились. Все это привело к тому, что к началу нулевых “UFC” оказалась на грани банкротства. Уайт знал о всех этих проблемах, но тем не менее решил рискнуть - он увидел возможность купить дешево то, на чем в будущем можно будет сделать большие деньги.

Всего за 2 миллиона...

Сейчас Дэйна очень любит хвастаться тем, как он удачно выбрал момент для сделки. Денег на покупку “UFC” у Уайта не было, но тут ему помогли друзья детства, братья Лоренцо и Фрэнк Фертитта. Один из братьев был менеджером сети казино, а в свое время работал комиссионером Атлетической комиссии штата Невада. Уговаривать братьев особенно долго не пришлось, и летом 1992 года Фертитта купили “UFC” за 2 миллиона долларов и назначили Уайта президентом компании, выделив ему сразу и 10%.

В прошлом году оборот компании “Zuffa”, которой принадлежит “UFC”, достиг 600 миллионов долларов. Сегодня братья Фертитта говорят, что им страшно повезло с Уайтом. “Если бы мы тогда наняли какого-нибудь парня с дипломом Гарварда, то уже были бы банкротами”, - говорит Фрэнк. В истории этой покупки, которая сейчас выглядит, как легенда, есть еще одна интересная страница - Уайт был абсолютно уверен, что рано или поздно “UFC” будут приносить деньги и чтобы братья не поссорились, он вписал в контракт пункт, который говорит, что если какой-то конфликт между братьями и возникнет, то решать они его должны будут в поединке по правилам джиу-джитсу, а Дэйна Уайт будет рефери.

За время деятельности на этом посту президента Уайт сыграл ключевую роль в развитии и популяризации ММА как в США, и так и во всем мире. Сделано это было благодаря значительным усилиям в изменении правил спорта, сделавших его более ограниченным во времени и правилах (в частности, были наложены запреты на ранее разрешенные удары в пах, удары ногами в голову лежащего соперника и т. п.), что сделало спорт более “удобоваримым” для широких масс. Кроме того, сменилась маркетинговая кампания: “UFC” стала сотрудничать со многими компаниями и получила доступ к телевидению: началось с кабельного канала “SpikeTV”, а затем смешанные единоборства начали появляться на общенациональных и даже на платных каналах.

Сейчас в UFC он главный по финансам и рупор компании. Он любит контролировать все: про него говорят, что раньше он даже карандаши в офисе компании точил сам. Уайт хорошо понимает, что его главная задача - отбирать и отбирать зрителей у бокса. Он говорит, что бокс - спорт, застрявший в прошлом, спорт, который существует, чтобы набивать карманы промоутеров, а не давать зрителям то, что они хотят. После боя Мэйвезера и Пакьяо Уайт сказал: “Знаете, кто настоящий победитель? Мы - “UFC”. А знаете, где я просчитался? Когда купил восемь билетов на этот бой”.

Еще он понимает, как важно напоминать людям, что бои UFC безопасны. Эта тема стала особенно актуальна после скандалов, которые прогремели в главной спортивной лиге СШ - НФЛ. Уайт постоянно напоминает: в его Лиге еще никто никогда не погибал. Уайт подчеркивает: его бойцы пропускают гораздо меньше ударов в голову, чем боксеры. Уайт рассказывает, что компания тратит большие деньги на лучших врачей, и это работает: “UFC” сумела убедить мир, что ее бойцам ничего не угрожает. Наконец, он просто знает, как людей завораживает уверенность успешного человека в себе. Она действует даже на поклонников бокса - спорта, который ММА изо всех сил толкает на обочину. На боксерских форумах Уайт многих раздражает, но люди признают, что боксу не хватает человека, который раскручивал бы его так, как Уайт раскручивает “UFC”.

Что позволено Юпитеру...

Успешный человек с длинным языком - у таких всегда много врагов. Но сейчас, в золотое время UFC, Уайту, кажется, сходит с рук вообще все. В 2009-м в Интернете появилось видео, где Уайт называет журналистку Лоретту Хант, написавшую негативный текст о “UFC”, “fucking тупой сучкой”. В этом же видео Уайт оскорбляет и представителей секс-меньшинств. Правда, через некоторое время он извинился перед геями, сказав, что его неправильно поняли, а вот Лоретта извинений не дождалась. В 2011-м, когда никто не знал имя Ронды Роузи, он говорил, что в “UFC” никогда не будет женщин, так как бойцы из них никакие, и для привлечения зрителей они пусть лучше ходят голыми по рингу.

В 2015-м “UFC” заключила эксклюзивный контракт с “Reebok” на 70 миллионов долларов, по которому бойцы больше не могли носить экипировку других компаний накануне боя и во время боя, а значит, лишились значительной части дохода. После всех этих случаев (а их было довольно много), любого другого журналисты просто бы смешали с грязью, однако здесь все проходит спокойно - Уайт все еще президент “UFC”. Просто он лучше всех знает: людей мало волнует правда, когда им по-настоящему красиво врут. Работал ли он швейцаром в отеле, связывался ли с бостонской мафией, сколько часов в день он спит, ограбил ли он бойцов, подписав соглашение с “Reebok” - людям, в общем-то, все равно, где здесь правда, если эти истории правильно поданы успешным человеком.

Когда Уайта спрашивают, все ли он сделал в “UFC” чего хотел, то в ответ он обычно разводит руками, намекая на то, что мол, вы сами все видите. Однако все отлично знают, что один из проектов Уайту так и не удался - он не смог привлечь в “UFC” знаменитого российского бойца Федора Емельяненко. Чья в этом вина? Тогда, лет семь назад обе стороны, не стесняясь, обвиняли друг друга. Потом эмоции утихли, Федор вроде бы закончил карьеру, потом вернулся, и теперь миллионы поклонников “ММА” надеются, что самый знаменитый менеджер Дэйна Уайт и самый знаменитый боец смешанных единоборств все-таки между собой договорятся. Тем более, что биться теперь можно и в Madison Square Garden.

P.S. Дэйна Уайт однажды сказал: “UFC” безопаснее, чем бадминтон, у нас не было ни серьезных травм, ни смертей”. У него тут же спросили: а где вы видели погибшего бадминтониста? “Без понятия, - ответил Уайт. - Я просто подумал, что это круто звучит”.

Новости региона

Все новости