Такая торопливость была, возможно, спровоцирована самой прессой, где одно за другим появились сообщения о том, что двое самых вероятных и желанных претендентов на престижный пост - Манфред Хонек (Питтсбургский симфонический) и Эса-Пекка Салонен - не испытывают никакого желания этот пост занять.
Итак, наследником Василия Сафонова, Густава Малера, Виллема Менгельберга, Артуро Тосканини, а также Митропулоса, Бернстайна, Булеза, Меты, Мазура, Маазеля и непосредственным преемником Алана Гилберта станет Джаап ван Звиден, 55-летний главный дирижер Далласского симфонического оркестра, отец 4-х детей, скрипач, бывший концертмейстер оркестра «Концертгебау». Кстати, на пост концертмейстера его, 18-летнего (!) студента Джульярда, пригласил легендарный Бернард Хайтинк, в то время возглавлявший «Концертгебау». А вот за дирижерский пульт ван Звиден встал, когда ему было далеко за 30. По его собственным словам - по наущению самого Леонарда Бернстайна.
В музыкальном мире назначение не вызвало единодушного восторга. Ван Звиден - не звезда из «поколения гигантов», вроде Риккардо Мути (Чикагский симфонический), и не поп-фигура вроде Густаво Дудамеля (у него - Лос-Анджелес), и не сравнительно молодая, но сенсационно талантливая личность, как Янник Неже-Сеган (глава Филадельфийского симфонического) или Андрис Нельсонс (Бостон). Ван Звидена вообще мало знают.
В Далласе он работает с 2008 года и потихоньку превращает этот оркестр в один из перворазрядных в Америке. Вероятно, за это и получил приз «Музыкальной Америки» как дирижер года (2012). Но с оркестром Нью-Йоркской филармонии пока что выступал всего с 4 программами, получив неоднозначные оценки критики. И хотя концертмейстер Далласа Эммануил Борок с уважением и похвалами отзывается о музыкальных качествах ван Звидена, другие оркестранты жаловались на то, что дирижер с ними резок, черезмерно требователен и даже использует «тактику устрашения». Вряд ли оркестрантам Нью-Йоркской филармонии такое понравится. Если судить по недавно опубликованным газетой «Нью-Йорк таймс» высказываниям дирижера на репетиции, они довольно заурядны, ни к эрудиции, ни к воображению музыкантов не взывают. Зато лаконичны. Зато, как говорят, он наладил хороший контакт со спонсорами, что для дирижеров американских оркестров очень важно.
Он невысок, коренаст и обладает довольно интенсивным взглядом. Интерпретации его, как правило, тоже отличаются интенсивностью, напором, «повышенной температурой». У него хорошая репутации в исполнении монументальных симфоний Малера, Брукнера, Шостаковича, Брамса. Он много дирижирует новинками современной музыки. Но все интерпретаторские достоинства и недостатки могут поблекнуть по сравнению с массивными организационно-финансовыми проблемами, которые ожидают в ближайшие годы Оркестр Нью-Йоркской филармонии и, естественно, его руководителя. Вскоре после того, как закончится «правление» Алана Гилберта (его последний сезон – 2017-2018, и в это время ван Звиден уже будет более активно работать с новым для себя коллективом), зал Дэвида Геффена закроется на продолжительную перестройку. Где будет оркестр выступать в эти два (по меньшей мере) года, пока неизвестно. Сумеет ли сохранить публику? Ответы получим нескоро.