Наследие Таубмана

“Сотби” продает коллекцию бывшего босса

Традиционные осенние аукционы в Нью-Йорк начались продажей, на которую аукционный дом «Сотби» возлагал большие надежды и ради которой пошел на риск: гарантировал продающей стороне (в данном случае наследникам) полмиллиарда долларов, независимо от результата.

“Сотби” продает коллекцию бывшего босса

Речь идет о коллекции Альфреда Таубмана, скончавшегося нынешней весной в возрасте 91 года. Он был миллиардером, коллекционером, купил в 1983 году «Сотби» и, возглавив его, превратил аукционный бизнес в то элегантное, волнующее, интересное и богатым клиентам, и широкой публике, приносящее гигантские доходы и освещаемое на первых полосах газет явление, какое мы знаем сейчас.

Многие, однако, помнят имя Таубмана по громкому судебному делу: в 2001 году он был обвинен в заговоре с целью фиксации цен и отсидел несколько месяцев в тюрьме, хотя его партнеры по преступлению, участники сговора из аукциона «Кристи», отделались легким испугом. А сейчас чуть не заполучили коллекцию Таубмана для своих торгов.

Те, кто накануне аукциона успел посмотреть представленную к продаже часть коллекции (а народу в штаб-квартиру «Сотби» на Верхнем Ист-сайде приходила тьма), могли убедиться в ее неординарности. Таубман покупал то, что ему нравилось, и начав, пока его доходы были сравнительно скромны, с современников, вскоре перешел к старым мастерам, импрессионистам и звездам 20-го века. Феноменальные женские портреты кисти Модильяни и Пикассо, уникальные «Танцовщицы» Дега, два полотна Марка Ротко, Де Кунинг, Тулуз-Лотрек, Матисс, Джакометти, Дали, группа рисунков Эгона Шиле... Некоторые из этих произведений появлялись на музейных выставках, но большую часть времени украшали стены домов и квартир Таубмана: в Мичигане, в Палм Бич, в Саутхэмптоне, на Пятой авеню...      

Он был младшим из четверых детей Фанни и Филиппа Таубманов, немецких евреев, эмигрировавших в начале 20-го века в Штаты, не зная ни слова по-английски. Альфред заикался, страдал дислексией, учился неважно, в 9 лет пошел работать, с 11 лет продавал после школьных уроков обувь в универмаге «Симс». В своих мемуарах, опубликованных в 2007 году, он пишет, что ему помогали любовь и вера в Б-га. И того, и другого в его семье хватало с избытком. Потом были военная служба на Тихом океане, Хиросима после атомной бомбежки, Токио и после демобилизации – Мичиганский университет в Энн Харбор, где он начал изучать искусство и архитектуру: он обладал трехмерным видением и с детства прекрасно рисовал (до конца жизни он славился своими карикатурами, занимался живописью и скульптурой).

Он женился на Риве Колодны, с которой встретился в колледже, работал архитектором и начал собственное дело, да с таким успехом, что его компания по дизайну и строительству магазинов в первый же год принесла доход в 150 тысяч долларов. Было ему в то время 26 лет. Скоро Таубман стал главным строителем торговых центров в Мичигане и начал экспансию на запад страны. Один за другим родились дочь и два сына (сыновья возглавляют сейчас Taubman Company, а дочь – Taubman Foundation), был куплен большой дом и началось серьезное коллекционирование, которое сопровождалось знакомством и дружбой с галеристами и художниками. «Я чувствовал, что надо покупать работы живых художников, - напишет он. - Тем, кто умер, мои деньги уже не помогут». И покупал: от Раушенберга до Бэкона. 

Между тем бизнес процветал, торговые центры превратились в гигантские молы, и Таубман, если и не изобрел само это явление, то во всяком случае, довел его до совершенства (в частности, добавил «food courts» и произведения искусства – для оживления среды), следуя своему точному пониманию человеческой психологии и реалий американской жизни, а также артистическому чутью. Он покупал ресторанные компании,магазинные сети, финансировал футбол...

Его первая жена умерла, он женился во второй раз – на бывшей «мисс Израиль» Джудит Руник, 20-ю годами моложе его. Они проводили время в квартире в самом роскошном лондонском районе Mayfair и выстроили новый дом в Мичигане, куда более просторный, чем тот, в котором он жил в 1950-е. Кстати, у детей с новой женой почти сразу началась война, которая продолжается по сей день, хотя обе стороны присутствовали на аукционе «Сотби». 

Что отличало его художественные покупки, так это идеальный провенанс: это были вещи, купленные им самим у художников либо купленные у знаменитых художников знаменитыми дилерами или коллекционерами и, как правило, почти не менявшие владельцев. Именно поэтому лучшие музеи так часто включали его собственность в свои выставки, что, в свою очередь, еще больше повышало ее ценность.

Тем не менее, первый из четырех аукционов по продаже коллекции Таубмана, состоявшийся на прошлой неделе, принес всего 377 млн долларов, у нижней планки эстимейта. Продано было 90 процентов лотов, что неплохо: аналитики считают 20 процентов непроданного нормой.

Портрет Паулетт Жарден работы Модильяни, оцененный в 25 млн, ушел за 42.8. Но картины Балтуса (очередная девочка-подросток), Джаспера Джонса и еще почти десять лотов продать не удалось. Но впереди еще три аукциона, на которых будут продаваться еще 400 произведений.

Новости региона

Все новости