Тормоза придумали трусы?

К сожалению, мировой автоспорт продолжают потрясать трагедии. Не успели высохнуть слезы после ухода из жизни гонщика “Формулы-1” француза Жюля Бьянки, и в минувший уик-энд новая фамилия была внесена в список погибших за рулем. 

Тормоза придумали трусы?

К уже довольно большой колонне, двигающейся по небесам, присоединился американец Джастин Уилсон.

Трагедия произошла в воскресенье вечером во время предпоследнего этапа серии “Индикар” в Поконо, когда обломок от машины попал в шлем Джастина. Гонщик мгновенно потерял сознание, его неуправляемый автомобиль сошёл с траектории и врезался во внутренний отбойник трассы. В критическом состоянии пилот немедленно был доставлен в госпиталь. Всё это время Уилсон находился в коме. Врачи сражались за его жизнь, но поздним вечером 24 августа сердце пилота остановилось.

Он выступал в американских гонках с 2004 года, перейдя туда после сезона в “Формуле-1”, и завоевал репутацию очень быстрого, и что самое приятное и уважительное, честного гонщика, настоящего джентльмена быстрых колес. Он побеждал в “Чампкаре” и “Индикаре”, выигрывал “24 часа Дайтоны”, гонялся на лучших трассах мира - от “Индианаполиса” до “Сёрферз-Парадайза”, и везде его принимали не только как мастера своего дела, но и как настоящего друга, к которому можно прийти за советом и помощью. В безжалостном мире профессионального автоспорта это было очень необычно и неожиданно.

Он был авторитетом для всех нас

После его гибели гоночные интернет-сайты были переполнены словами соболезнований.

"Я здесь от имени всех гонщиков серии “Индикар”. Такие дни чрезвычайно трудны для всех нас. Мы хотим выразить наши искренние соболезнования семье Джастина, его родителям, Джулии, его супруге, его брату Стефану и дочерям Джейн и Джесс. Джастин был выдающимся профессионалом и невероятно хорош в своём ремесле. Кроме этого, он был отличным парнем. Он был одним из нескольких, если не единственным, который был настоящим другом для всех в паддоке, соперники уважали его за то, как он себя вёл".

"Бороться изо всех сил, как он боролся сегодня и вчера, это то, что он любил делать больше всего, это то, что мы любим делать больше всего, и именно поэтому совсем скоро мы вернёмся на трассу и продолжим бороться в его честь", - Эд Карпентер, сам в прошлом гонщик экстра-класса, а ныне владелец команды “Индикар", прошедший в мире автогонок через огонь, воду и медные трубы, свои слова о друге из семи предложений произносил почти десять минут - говорить мешали слезы.

 

Путь чемпиона

В США Джастин Уилсон начал побеждать уже во второй свой сезон и каждый год боролся за чемпионский титул, но тогда в “Чампкаре” безраздельно властвовал Себастьен Бурде. В 2006-м британец сломал руку в квалификации в "Сёрферс-Парадайзе", но уже через три недели вернулся за руль, чтобы выступить в Мексике.

Перейдя в “Индикар”, Уилсон одержал победу уже в дебютном сезоне, хотя в отличие от ветеранов первенства должен был с нуля знакомиться с техникой. В этой серии Джастин почти всю карьеру провёл в составе команды “Дэйл Койн Рэйсинг” и принёс ей первую победу. Коллектив не обладал большим бюджетом или звёздным составом и в основном обитал в середине пелотона, но Уилсон приучил команду побеждать и работать по-чемпионски.

Позже в составе “Дэйл Койн Рэйсинг” и другие пилоты, используя наработки Уилсона, выигрывали свои гонки. Он никогда не сдавался, и его многолетняя работа в “Дэйл Койн Рэйсинг” является хорошим тому подтверждением, но в то же время за гонщиком также закрепилась репутация открытого и отзывчивого человека. Он всегда был готов помочь партнёрам по команде и помог брату подписать контракт с командой “Индикар” - в 2013 году Джастин и Стефан проехали Гран-при Балтимора в составе одной команды.

На сезон 2015 года Уилсон заключил контракт с одной из топ-команд - “Андретти Автоспорт”, но лишь на несколько гонок. На этапе в Мид-Огайо, за три недели до рокового заезда в Поконо, Джастин завоевал первый подиум в новой команде.

У Уилсона всегда была искренняя, хотя и немного грустная улыбка, и что бы ни произошло на трассе - он неизменно сохранял присутствие духа. Каждый раз, выходя на старт, он знал, что независимо от результата на финише вернётся к своей семье - любимой супруге и двум маленьким дочкам. Они часто приходили на гонки и болели за папу, и настроение в паддоке становилось лучше.

Немногие знали, что в жизни Джастин страдал дислексией (проблемой с чтением и письмом), и каждый раз, приходя на благотворительные встречи в школах и больницах, подбадривал других. “Я считаю, что это мне даже помогло, ведь болезнь заставляла меня работать ещё усерднее”, - говорил он.

О других Уилсон думал больше, чем о себе. Он был скромным - и даже кротким - человеком. При этом на трассе Джастин выкладывался изо всех сил, но никогда не переходил определённой черты. Именно поэтому ироничным прозвищем гонщика стало “Задира” - самому пилоту оно нравилось.

Как спасти пилотов?

Гибель Уилсона встала в один ряд с трагедиями Жюля Бьянки, скончавшегося во Франции лишь несколько недель назад, и страшной аварией, унесшей жизнь Дэна Уэлдона в финале сезона “Индикар” 2011 года. Все эти случаи объединяет одно - закрытый кокпит мог бы спасти жизнь пилота и сделать травмы менее опасными.

Трагедия в Поконо спровоцировала новую волну обсуждений по кардинальной реформе гонок с открытыми колёсами. Эти разговоры пошли после инцидента в Венгрии в 2009 году, когда обломок подвески попал в шлем Фелипе Массы. Ещё с большей силой они разгорелись после гибели Генри Сертиза - ему в шлем попало оторвавшееся колесо от машины соперника.

В следующем месяце ФИА собирается провести тесты защиты кокпита, однако о какой именно конфигурации идёт речь, пока неясно. В то же время многие критикуют саму идею закрытых кокпитов, поскольку наличие каких-либо приспособлений над капсулой безопасности пилота затруднит его эвакуацию в случае возгорания. Кроме того, если каркас разрушится при ударе, последствия аварии могут стать гораздо серьёзнее. В то же время звучат мнения, утверждающие, что открытый кокпит - это традиция гонок с открытыми колёсами и каждый пилот, садящийся в такую машину, осознаёт риск.

Команда небесных чемпионов

 

История автоспорта знает немало трагедий, произошедших на разных автодромах мира. Одна из самых страшных аварий, с большим количеством жертв произошла в 1955 году во французском Ле-Мане, когда вылетевшая с трассы машина взорвалась, и ее осколки привели к гибели 83 человек. Именно после этой трагедии и было принято решение об увеличении финансирования систем безопастности на автогонках любых уровней. Но, увы, трагический список погибших продолжал пополняться.

В 1961 году на гонке в Монце Вольфганг фон Трип при выходе из поворота столкнулся на своем “Феррари” с машиной соперника. В результате его болид взмыл в воздух и влетел в зрительскую трибуну. Как печальный итог: 16 погибших и около сотни раненых. После этой трагедии на автодромах трубуны начали отделять от трассы металлическими сетками, что резко уменьшило травматичность поклонников автоспорта, но это не уменьшило количество аварий среди гонщиков.

Чемпионский титул 1970 года стал самой печальной наградой в истории “Формулы-1” - им посмертно был удостоен Йохен Риндт. Австрийский пилот был одним из самых смелых и быстрых гонщиков чемпионата мира, при этом ремни безопасности он не признавал - Йохен утверждал, что они сковывают движения и не позволяют атаковать на трассе на пределе. Сам по себе пилотаж Риндта мог напугать кого угодно, и больше всего его манеры гоняться боялась супруга.

Йохен Риндт понимал переживания близких, но не мог уйти из гонок без чемпионского титула. Пилот пообещал жене, что покинет автоспорт после того, как станет лучшим в “Формуле-1”. На Гран-при Италии в Монце Риндт стремился добиться от своего “Лотуса” той же скорости, которую развивали “Феррари”. Для этого Йохен решился выйти на трассу вообще без антикрыльев.

Пилота предупреждали, что так машина вообще ничем не сможет держаться за трассу при торможениях, но тот после пары попыток убедил коллег, что всё в порядке. Однако затем на входе в один из поворотов “Лотус” начал подозрительно вилять на трассе и врезался во внешний отбойник. Пилот скончался на месте, но пяти побед в девяти предыдущих гонках оказалось достаточно, чтобы через полтора месяца после гибели Риндт был признан чемпионом мира.

Потом в 80-е весь мир видел гибель Тома Прайса на трассе Гран-При в ЮАР и Жиля Вильнева в Бельгии, а в 1994 году Гран-при Сан-Марино в Имоле унёс жизни Роланда Ратценбергера и трёхкратного чемпиона мира Айртона Сенны.

В 1999 году череда трагедий докатилась и до Америки - сначала канадец Грег Мур вылетел в отстойник на трассе во Флориде. Удар произошёл на скорости свыше 320 км/ч. Медики не смогли спасти жизнь гонщика, но после его смерти устроители первенства начали работу над системой безопасности “HANS”, ныне применяющейся практически во всех гоночных чемпионатах.

В 2001 году на глазах у всей страны на первом этапе NASCAR Winston Cup “500 миль Дайтоны” погиб великий Дэйл Эрнхардт, по прозвищу “Устрашитель”. Его значение для автомобильной Америки выходит далеко за рамки гоночных трасс - он был примером того, как простой трудяга может добиться признания в чём-либо, если по-настоящему хорош и настойчив.

В 2011 году погиб Дэн Уэлдон - на этапе в Лас-Вегасе его автомобиль попал в завал, взлетел в воздух и упал на заградительную сетку. Спасти Уэлдона, которого в мире гонок прозвали Дэн “Львиное Сердце”, медикам, увы, не удалось.

И вот после почти четырех лет тишины - сразу новая трагедия, унесшая жизнь еще одного классного пилота и замечательного человека.

"Я не могу даже описать свою потерю. Он был моим Братом, моим лучшим другом, моей ролевой моделью и наставником. Он был моим чемпионом! Он никогда не переставал заботиться об окружающих и продолжает это делать даже сейчас. Он завещал после смерти передать его органы нуждающимся. Я постоянно говорил ему, что хочу стать хотя бы на половину таким, как он, и это уже сделает меня хорошим человеком", - Стефан Уилсон, брат Джастина, гонщик “Индикар” и “Инди Лайтс”. 

Новости региона

Все новости