Среди всех четырех турниров “Большого шлема” (Australian Open, Roland Garros и US Open) “Уимблдон” действительно стоит особняком: первый Уимблдонский турнир состоялся в далеком 1877 году на кортах Всеанглийского клуба по лаун-теннису и крокету, что автоматически делает его старейшим теннисным турниром на свете.
Центральный корт, королева и цвет
Англичане гордятся тем, что только на “Уимблдоне” из всей четверки до сих пор играют на траве. Далее - более: гордые англичане приучили всех называть турнир не просто “Open”, а ни много, ни мало - Чемпионат (“The Championships”), и в то же время, при всем уважении к легендам тенниса, Центральный корт так и называется - “Центральный корт”, а не носит имя знаменитого в прошлом игрока, как это существует в Австралии, Франции и США.
Кстати, каждый раз, когда игроки выходят на главный корт "Уимблдона", из динамиков навстречу им несется кусочек знаменитого стихотворения “Если”, которое было написано Редьярдом Киплингом в 1910 году: “И должен ты быть тверд в удаче и в несчастье, которым, в сущности, цена одна”.
Долгие годы на Центральном корте существовала еще одна традиция: перед началом матча и по его окончании игроки должны были сделать поклон в адрес Королевской ложи, где по обыкновению сидели представители королевской семьи. В 2003 году эта традиция была отменена, и теперь игроки кланяются в том случае, если в ложе сидит сама английская королева Елизавета II, которая является патроном Всеанглийского клуба, или же ее сын Чарльз, принц Уэльский.
Еще одна уимблдонская традиция - после матчей на Центральном корте победитель и проигравший покидают корт вместе. Трудно сказать, с чем это связано, и еще труднее избавиться от неловкости при виде расстроенного теннисиста, который явно нервничает в ожидании своего радостного соперника, но нарушать этот порядок никто не рискует.
Еще одной особенностью турнира является обязательный дресс-код для всех спортсменов. Впервые официально правило белой формы было введено в 1963 году. Причем тогда наличие полосок другого цвета на форме особо не возбранялось. Но с каждым десятилетием по решению организаторов форма “все белела и белела”, а в прошлом году правила и совсем ужесточились: теперь в форме не допускаются ни кремовый, ни другие вариации белого, а полоска другого цвета на форме не может быть шире 1 см, что, естественно, вызвало недовольство спонсоров, чьи эмблемы пестрят на майках и трусах теннисистов.
И теперь, чтобы форма соответствовала регламенту, фирмы, которые одевают игроков, должны заранее предоставлять свою форму во Всеанглийский клуб для утверждения. А решение о том, соответствует ли одежда игрока правилам в отдельный соревновательный день, остается только на усмотрение турнирного рефери. Вся эта некая старомодность придает турниру определенное состояние торжественности, но тем не менее и игроки, и производители формы, ограниченные в цвете, все-таки пытаются как-то выделиться.
Так, компания “Nike” в разные годы одевала Марию Шарапову в смокинг, Серену Уильямс - в тренч, а Роджера Федерера - даже в кардиган. Самое удивительное, что при всех этих жестких мерах по поводу одежды, фирменными цветами турнира является не белый цвет, а зеленый и пурпурный.
“Очередь” и клубника со сливками
Интересно, что Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета, который и организовывает “Уимблдон”, продолжает существовать как частный спортивный клуб. В нем 375 постоянных членов, 100 временных, имеющих право играть на кортах клуба, а также некоторое количество почетных. Чтобы стать членом клуба, нужно либо пройти весьма сложную процедуру, либо выиграть “Уимблдон” в одиночном разряде. Причем только победители турнира могут готовиться к турниру на кортах клуба, а все остальные теннисисты отправляются тренироваться на корты павильона Аоранги, расположенного неподалеку.
“Уимблдон” всегда длится ровно две недели, но в то же время первое воскресенье турнира - Middle Sunday - по традиции является выходным днем. Правда, если в течение недели будет плохая погода, то организаторы примут решение проводить матчи и в это воскресенье, которое в таких случая переименовывается в “Народное воскресенье” - “People’s Sunday”, причем билеты в этот день стоят намного дешевле.
Кстати, покупка билетов на турнир - это тоже весьма специфическая вещь и присуща только "Уимблдону". Основная масса билетов поступает в продажу еще до Нового года и, как правило, расходится в считанные часы. Но организаторы специально оставляют в запасе по 500 билетов на каждый день на Центральный корт и корт №1. И стать обладателем заветного квитка может любой желающий, с одним лишь условием - ему нужно отстоять знаменитую “Очередь” (The Queue).
Для этого надо приехать на "Уимблдон" в районе 5-6 часов вечера, поставить палатку на специально выделенном месте, и при этом волонтеры турнира выдадут талон с указанием номера в "Очереди". В 22.00 те же волонтеры вежливо попросят всех пойти спать, в 6 утра всю очередь начинают будить, и уже в 9.30 открываются кассы.
В итоге, первые пятьсот фанатов тенниса попадают на два главных корта, а остальным выдадут пропуска на территорию клуба, где можно будет просто ходить и заглядывать на все остальные площадки.
Как и на любом спортивном мероприятии мирового уровня, на “Уимблдоне” можно попробовать продукцию практически всех кухонь мира. Фирменные напитки турнира - шампанское и лимонадные коктейли на основе ликера “Pimm’s”, а главное лакомство - конечно, клубника со сливками.
Ягоды, собранные накануне в графстве Кент, доставляются в клуб в 5.30 утра, проверяются, чистятся и раскладываются в прозрачные коробочки, минимум по десять ягод в одной. Одна порция стоит 2,5 фунта, а всего за турнир съедается порядка 28 тонн клубники и 7 000 литров сливок.
Герои "Уимблдона"
И конечно же рекорды - ими турнир полон, как никто другой. Достаточно сказать, что в 2010 году на “Уимблдоне” был сыгран самый длинный матч в истории тенниса. Американец Джон Изнер и француз Николя Маю провели на корте 11 часов и 5 минут. Три дня ошеломленные зрители наблюдали за этим поединком, который завершился победой американца со счетом 70:68 (!) в решающей, пятой партии.
В этом году матчей такой продолжительности не было, но скучать зрителям не приходилось. У женщин уже в самом начале турнира проиграли все те, кто блистал в прошлом году, но к восторгу публики в финале оказались великая Серена Уильямс, для которой это был восьмой (!) титульный поединок на “Уимблдоне”.
Ее соперницей оказалась испанка Гарбинье Мугуруса, которая всего в третий раз участвовала на турнире в Лондоне. Несмотря на то, что болельщики любят сенсации, основная масса публики все-таки болела за Уильямс, которая обыграв Мугурусу - 6:4, 6:4, в шестой раз выиграла “Уимблдон” и довела число своих побед на турнирах “Большого шлема” до 21-й.
На пресс-конференции пресса буквально засыпала победительницу вопросами о возможном календарном “Шлеме”, то есть о ситуации, когда одна теннисистка выигрывает все четыре турнира в одном сезоне. На счету Серены в этом году победы в Австралии, Франции, и вот в Лондоне, и теперь она находится всего в одной победе от исторического достижения.
В Открытой эре (с 1968 года) всего двум теннисисткам удавалось выиграть календарный “Шлем”: австралийке Маргарет Корт в 1970 и немке Штеффи Граф в 1988. Через два месяца у Серены на турнире в Нью-Йорке будет шанс добиться того, что на протяжении всей теннисной истории считается самым ценным из всех возможных достижений. И кроме того, она теперь всего на один “Шлем” отстаёт от все той же Штеффи Граф, у которой их 22.
У мужчин в финале, как и в прошлом году, сошлись швейцарец Роджер Федерер, для которого это был 10-й финал, и серб Новак Джокович, который в четвертый раз спорил за лондонский титул. Не в обиду будет сказано сербу, но процентов 85 публики, а может даже и больше, болели за его соперника.
Во-первых, у Роджера в коллекции уже есть 7 уимблдонских титулов (как и у американца Пита Сампраса), и если бы он выигрывал в восьмой раз, то становился на турнире единоличным и абсолютным обладателем наибольшего количества побед. А во-вторых, Федерер должен был выиграть уже в прошлом году, но тогда в пятом сете ему банально не хватило сил.
На этот раз многие специалисты отдавали предпочтение именно щвейцарцу. И прежде всего из-за великолепной первой подачи, которую на протяжении всех матчей демонстрировал Роджер. Джокович тоже достойно играл в первых шести матчах, но ничего особенного не показывал.
Сам Федерер перед стартом чемпионата говорил, что впервые за карьеру так хорошо подготовился к турниру, и первые шесть матчей показали, что швейцарец действительно в отличной форме, но в итоге выяснилось, что его соперник по финалу избрал верную тактику и просто не позволил швейцарцу сыграть в свой любимый теннис.
7:6 (7:1), 6:7 (10:12), 6:4, 6:3 - и в третий раз в своей карьере Джокович выиграл "Уимблдон". А Роджеру отстается только посочувствовать - победа и рекорд были очень близки.
P.S. Кстати, в последний день турнира для всех победителей и членов их команд проводится закрытый торжественный прием - “Champions’ Ball”. Прессу туда пускают в ограниченном количестве, и поэтому на пресс-конференциях, особенно после женского финала, в адрес чемпионки всегда звучит один и тот же вопрос: “А что вы наденете на бал?”