Влюбленные в фигурное катание

24 июня 1979 года в Москве состоялось выступление Ленинградского балета на льду. Несмотря на то, что в составе труппы было много знаменитых в прошлом спортсменов, в календаре спортивных событий это мероприятие никак не было отмечено. И поэтому народа посмотреть на эти выступления пришло не так много. А зря... 

Ровно через три месяца, 24 сентября того же 1979 года, самая титулованная пара труппы, двукратные олимпийские чемпионы Люмила Белоусова и Олег Протопопов, находясь вместе с Ленинградским балетом на льду на гастролях в Швейцарии, попросили у руководства этой страны политического убежища и отказались возвращаться в СССР.

Разразился грандиозный скандал: пара была очень хорошо известна в мире фигурного катания и спорта, и их поступок вызвал огромный резонанс. Белоусова и Протопопов свой шаг объяснили тем, что в родной стране паре не давали развиваться дальше, они же не хотели бросать спорт и верили, что за границей их талант будут ценить больше.

Несчастный Немцанов

Советская сторона предприняла всевозможные ходы, чтобы Швейцария отказала в просьбе спортсменов и вернула их на Родину. Удачный опыт в таких переговорах у Советов уже был - в 1976 году на Олимпиаде в Монреале прыгун в воду Сергей Немцанов решил не возвращаться домой, и сначала Канада радостно приняла в свои объятия “выбравшего свободу” спортсмена.

Однако советские представители сразу пошли с козырей: или канадцы отдают Немцанова назад, или сборная СССР по хоккею не приезжает осенью на Кубок Канады. Хоккей для Канады - нечто больше, чем просто вид спорта, и поэтому судьба семнадцатилетнего мальчишки в этом самом свободном мире уже никого не волновала. Ничего личного, только бизнес, и Немцанова отправили назад в СССР.

С фигуристами было сложнее - со Швейцарией у СССР не было никаких плотных спортивных контактов, да и пример Виктора Корчного, тремя годами ранее также попросившего политубежище в стране сыра, часов и банков, говорил о том, что Швейцария канадским путем не пойдет.

В результате Людмила и Олег остались жить в новой стране, а на Родине их предали проклятиям: спортсменов лишили званий заслуженных мастеров спорта, их имена вычеркнули из всех советских справочников, рассказывающих об олимпийских достижениях СССР, а книги о них, например “Золотые коньки с бриллиантами”, были немедленно исключены из продаж и библиотек, тут же став желанным подарком для настоящих библиофилов.

Первая встреча

С восхищением рассказывая об этой великой паре, многие любители фигурного катания на вполне серьезных основаниях утверждают, что сама судьба и потусторонние силы сделали все, чтобы свести этих в общем-то разных людей вместе.

Олег Протопопов родился в 1932 году в Ленинграде. Ребенком пережил блокаду. Его мать, профессиональная балерина, с детства прививала сыну любовь к музыке. В пятнадцать лет Олег отправился во Дворец пионеров, чтобы поступить в музыкальный кружок по классу рояля. Но его почему-то не взяли. Чувствуя себя совершенно несчастным после этой неудачи, на обратном пути домой он случайно забрел в сад при Дворце пионеров, где катались фигуристы. И попросился к ним в кружок.

Людмила Белоусова родилась в Ульяновске в 1935 году. А потом семья переехала в Москву, и скоро недалеко от дома открыли первый в СССР искусственный каток, куда шестнадцатилетняя Белоусова и пришла заниматься фигурным катанием. Ее талант был виден невооруженным глазом, и уже через пару лет параллельно с собственными занятиями ей поручили тренировать детей.

В 1954 году в Москве проходил тренерский семинар, куда будущие чемпионы приехали набираться знаний. Так уж получилось, что из всех участников семинара только Людмила и Олег прилично владели коньками. И их попросили встать в пару для показа разных спортивных элементов.

Тогда они впервые встали в пару, но сразу поехали так хорошо и слаженно, как будто давно уже тренировались сообща. Это сразу заметили окружающие, это почувствовали они самиѕ И мысль о том, что им надо кататься вместе, начала пробивать все преграды.

Моряк и железнодорожница

Олег в то время был военным моряком. Служил в Ленинграде и переехать в Москву не мог. Людмила же была более свободной - она училась в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. В Ленинграде был аналогичный институт, и она перевелась туда. И вот в декабре 1954 года их пара наконец воссоединилась и начала тренироваться на льду ленинградского катка.

Им пришлось учиться в рекордно короткие сроки. Технический арсенал новой пары оставлял желать лучшего, однако пара работала и днем, и ночью, и они смогли догнать и перегнать соперников в технике. А в артистизме и выразительности им не было равных уже тогда. Та сила любви, которая была у пары, просто не могла не отразиться на стиле катания - их по праву называли художниками на льду.

В 1962 году, с девятой (!) попытки они выигрывают Чемпионат Союза, становятся призерами Чемпионатов мира и Европы. Их выступления производили такое впечатление, какого мир фигурного катания тогда еще не знал. Их спортивные композиции поднимались до уровня настоящего искусства, а образы, ими созданные, были подобны фрагментам классического балета. Лиризм, пластичность, музыкальность, продуманность поз, жестов, удивительная синхронность - все эти компоненты раздвигали узкие рамки спорта. Невероятное впечатление от катания усиливала и их собственная скульптурная красота.

Впервые в истории фигурного катания в ледовых дворцах спорта зазвучала музыка Бетховена и Рахманинова, Листа и Чайковского. Фигуристы стали относиться к музыке не потребительски, как к фону, а творчески, как к душе программы. Они сознательно отказались от автоматизированного спорта, от бездумного, бездушного, бессмысленного выполнения зазубренных движений, жестов, улыбок.

В итоге их стиль нашел мировое признание и у зрителей, и у судей. И зимой 1964 года они по праву выигрывают золото на Олимпиаде в Инсбруке, став первыми советским чемпионами в фигурном катании. Затем были четыре года побед на Чемпионах мира и Европы и второе золото на Олимпиаде, на этот раз в Гренобле-1968. Причем за год до Игр пара отказалась от услуг тренеров и решила тренировать самих себя.

Эта победа сделал их не просто звездами. Весь Ленинград был буквально на них помешан. В художественных салонах рядом с репродукциями картин висели в рамочках их фотографии, с их тодесами и ласточками... Слава Белоусовой и Протопопова была огромной, космической. Во многом благодаря их влиянию фигурное катание в СССР приобрело тогда столь массовый характер. И именно благодаря победам питерской пары было принято решение о строительстве ленинградского Дворца спорта.

Пенсионеры? На выход!

Казалось, вот оно - счастья полные карманы, и теперь можно спокойно уходить на пенсию, тем более, что уже возраст, и Федерация обещала торжественные проводы, а за спиной выросли молодые соперники, которые готовы были подхватить знамя побед. Но Людмила и Олег опять всех удивили - они решили продолжить карьеру. Спортивные чиновники с этим не согласились, и паре стали сначало мягко намекать баллами, что пора бы дать дорогу молодым, а потом намёки и вовсе стали жёсткими.

И когда на Чемпионате страны в Риге в 1970 году дуэт впервые за долгое время остался без наград, а как следствие - без главных турниров, Протопопов не выдержал и сказал, что их пару целенаправленно задвигают, потому что в фигурном катании стал делаться акцент на силовое катание, а об искусстве на льду забыли.

Это был вызов, и если на льду у пары была возможность защищаться и доказывать свою правоту, то за пределами льда они были почти беззащитны. Они не хотели расставаться с фигурным катанием - ведь выход на лед был для них, как глоток воздуха. И этот воздух начали у них забирать - на пару начали давить, над ними смеялись, их травили, выживали, не пускали на каток. Их заставляли стать такими, как все. Но они упорно сопротивлялись навязываемым стандартам, отстаивая свою самобытность.

Безусловно, эта великая пара, на которую долгие годы буквально молился весь Союз и которая была настоящим символом эпохи и живым доказательством того, что советский строй - самый правильный в мире, потому что способствует рождению таких талантов, на все происходящее с ними и вокруг них серьезно обиделась. Обида эта копилась почти десять лет и дала выход в сентябре 1979 года.

Швейцария, где все так не просто

Конечно, первое время, Людмила и Олег были главными фигурантами новостей, но дальше в мире начали происходить такие события, что о Белоусовой и Протопопове начали забывать. Но пару это не особо волновало - у них была свобода. Свобода творить, не оглядываясь ни на кого, свобода делать программы, как раньше - только для двоих. Пара стала желанным гостем многочисленных ледовых ревью и шоу, но и здесь они старались играть по своим правилам, так как хорошо знали себе цену.

Когда представители программы “An Evening With Champions” пригласили их на свое шоу в Бостоне, то предложили им за выступление 10 000 долларов. Пара отказалась, сумма гонорара была тут же увеличена вдвое, а американцы с удивлением заявили, что все советские катаются за меньшие деньги и с большим удовольствием.

Они и там оставались не похожими ни на кого - в Швейцарии, гражданами которой Белоусова и Протопопов стали в 1995 году, у них до сих пор нет собственного дома. Есть небольшая арендуемая квартирка в деревушке Гриндельвальде - небольшом горном курорте.

Иногда они выезжают кататься в шоу или в качестве почётных гостей на турниры. Жить друг для друга - их девиз. Их любовь остаётся чарующей и волшебной, но ни детей, ни учеников у них нет. Людмила Белоусова в одном из интервью сказала: “Разве мы смогли бы кататься так долго, если б хотели завести детей?”. Они и сейчас выходят на лёд, полностью отдаваясь чувствам.

Олег Протопопов: “Знаете, когда мы были в расцвете сил, с нами вместе выступали очень хорошие немецкие фигуристы Хайдемари Штайнер и Хайнц Вальтер. И однажды Хайдемари подошла ко мне и сказала: “Олег, ты должен очень любить Милу. Пока вы любите друг друга, вы непобедимы”. 

Новости региона

Все новости