Открытый чемпионат Австралии по теннису - это первый из четырех турниров “Большого шлема”, который уже долгие годы стоит как бы неким особняком от своих звездных собратьев. Во-первых, это - первый турнир такого ранга в новом году, удачное выступление на котором может заложить неплохую базу на весь теннисный год.
Во-вторых, Австралия с ее удаленностью от остальных частей света, с ее климатом, летней жарой в январе-феврале месяцах и всевозможной спецификой и особенностями довольно здорово влияет на все, что происходит на турнире. И поэтому не случайно, что в теннисном мире “Australian Open” считается самым специфическим турниром из себе подобных.
Без особых сенсаций
Каждый год теннисные болельщики мечтают о появлении новой звезды, которая могла бы сотворить настоящую сенсацию и, победив хорошо всем знакомые фамилии, в итоге подняла над своей головой главный приз этого турнира. Увы, в этом году такой сенсации не получилось: как и предполагалось, в женском финале сошлись американка Серена Уильямс и россиянка Мария Шарапова, первая и вторая ракетки мира.
А у мужчин все ставили на то, что битву за победу будет вести пара из звездной четверки: серб Новак Джокович, швейцарец Роджер Федерер, испанец Рафаэль Надаль и британец Энди Мюррей, которые на четверых выиграли 33 из 36 последних турниров “Большого шлема”. В итоге, в финале оказались серб и британец.
Пять из пяти!
То, что австралийский турнир - это чуть ли не дом родной для сербского теннисиста, ни для кого не было секретом. Четыре раза - в 2008, 2011, 2012 и 2013 годах Джокович выходил в финал и все четыре раза одерживал там победу.
А вот для его соперника Энди Мюррея корты Мельбурна были, как говорят в таких случаях, заколдованными и несчастливыми: трижды - в 2010, 2011 и 2013 годах шотландец играл в финале, и все три раза главный приз доставался его сопернику. Так что очередная четвертая встреча в австралийском финале старых друзей-соперников - а они дружат уже давно, еще с юниорских соревнований, должна была дать новую пищу для размышлений прежде всего статистикам - сможет ли Мюррей прервать череду неудач или мельбурнский корт вновь станет счастливым для Джоковича.
Каждый из первых двух сетов длился более часа, и в каждом из них дело дошло до тай-брейков. Первый остался за сербом - 7:5, во втором шотландец отыгрался - 7:4. Второй сет, кстати, ознаменовался неприятным моментом - с трибун на корт выскочили неизвестные люди.
Охрана среагировала довольно быстро и профессионально - возле каждого из теннисистов тут же оказалось по три охранника, которые были готовы даже ценой своей жизни не подпустить неизвестных к спортсменам. Те, правда, и не пытались приблизиться к теннисистам, а вовсю вертелись перед телекамерами, выкрикивая лозунги и демонстрируя плакаты с требованиями ослабления эмиграционных правил.
Сложно сказать, кому пошел на пользу этот 5-7-минутный перерыв, но третий, и особенно четвертый сет Джокович провел блестяще - 6:3, 6:0! В итоге серб выиграл свой пятый турнир в Мельбурне и возглавил список победителей “Australian Open” за всю Открытую историю этого турнира. Кстати, эта победа на кортах Зеленого континента стала его восьмой в финалах турниров “Большого шлема”, после которой он догнал великих американцев Андре Агасси, Джимми Коннорса и чеха Ивана Лендла.
Что касается его соперника, то для Мюррея финал - огромное достижение. Шотландец только-только вернулся на высокий уровень после тяжелой травмы и в принципе оказал очень серьезное сопротивление лучшему теннисисту мира. Хотя, конечно, четвертое поражение в четырех мельбурнских финалах - это сильный удар по психологии, и теперь британцу в пору обращаться к магам и колдунам для снятия австралийской порчи. Ну, или хотя бы для начала поцеловать кенгуру.
Шесть из шести!
А вот что делать Марии Шараповой, для того чтобы обыграть Серену Уильямс, не знает никто. Летом 2004 года мало кому известная россиянка неожиданно выиграла у шестикратной победительницы турниров “Большого шлема” финал турнира в Уимблдоне, потом выиграла решающий матч Итогового чемпионата того же года, а потом как отрезало. С тех пор минуло уже более 10 лет, но Шарапова больше ни разу не смогла одержать победу над младшей из сестер Уильямс.
С той поры “Australian Open”, как и “US Open”, сменил цвет кортов с зелёного на синий, Шарапова выигрывала турниры “Большого шлема” в Нью-Йорке (2006), Мельбурне (2008) и два раза в Париже (2012 и 2014), собрав таким образом “Большой карьерный шлем”, однако Серене она неизменно проигрывала. Американка, которая то уходила, то возвращалась в тур, выиграла за минувшее десятилетие еще 12 (!) турниров “Большого шлема” и при этом ни разу не проиграла россиянке, взяв верх в 15 поединках подряд.
На этот раз, в преддверии финала, специалисты были немного осторожны - Шарапова была в отличной форме, а Серена была не совсем здорова. Но, тем не менее, Уильямс считалась фавориткой, и букмекеры принимали коэффициенты в среднем на 1,45 к 2,90 в пользу американки, для которой это был шестой австралийский финал. Пять предыдущих Серена выиграла, в том числе и в 2007 году у Марии, для которой это был четвертый финальный поединок.
Многие считали, что очень важным в этом финале будет его начало: если Мария отпустит Серену, то догнать ее будет очень трудно.
Так оно и произошло: первый сет американская теннисистка выиграла довольно уверенно - 6:3. А вот во втором началась настоящая рубка, и дело дошло до тай-брейка, в котором чуть удачливее оказалась Серена - 7:5, которая выиграла свой шестой титул на “Australian Open”. В Открытой эре, то есть с 1969 года никто, кроме Серены, не побеждал больше четырёх раз.
И теперь в копилке Серены девятнадцать (!) побед на главных теннисных турнирах мира (по шесть в Нью-Йорке и Мельбурне, пять - Лондоне и две - в Париже), и это на одну больше, чем у ее великих предшественниц Крис Эверт и Мартины Навратиловой. До еще одной великой теннисистки, немки Штеффи Граф, осталось всего три победы.
Опыт - вещь великая!
Американский футбол - вид спорта в стране № 1, а Супербоул - поединок, в котором встречаются две лучшие команды чемпионата, и вовсе событие нечто запредельное. Страна начинает готовиться к нему недельки этак за две, а то и ранее. А в день матча все спортивные, политические и музыкальные каналы стараются завершить свои программы где-нибудь к обеду, так как потом, что бы на экране не происходило, все равно процентов под 90 американских телезрителей будут смотреть трансляцию Супербоула.
Ведь Супербоул - это не просто поединок двух команд, выясняющих, кто же лучше из них играет в американский футбол. Этот матч в США уже давно превратился в настоящий национальный праздник с концертами, авиационными и наземными шоу и дорогущей рекламой.
И даже если ты не очень точно знаешь разницу между квотербеком и ресивером или же сама игра будет не очень интересна - все равно это не очень большая проблема, так как телезрителям будет предложена целая серия великолепно сделанных рекламных видеороликов, а в перерыве матча их слух и зрение будет услаждать какая-нибудь звезда, чье шоу может быть намного интереснее самой игры, как, например, это было в прошлом году.
За и против
В этом году 49-й розыгрыш Супербоула ожидался бо-лельщиками как с надеждой, так и с опасениями. С опасениями - так все боялись повторения прошлогоднего финала, в котором все было ясно уже минут так через 20 после начала матча. А если учесть, что в финале опять оказались “Морские ястребы” из Сиэттла, которые своей железобетонной суперзащитой могут похоронить любое нападение соперника, то опасения фанатов имели под собой почву.
В отличие от финала прошлого года, когда “Ястребы” легко и просто “заклевали” “Диких лошадок” из Денвера, на этот раз противостоять команде из Сиэттла выпало самой культовой и звездной дружине нового века - “Нью-Инглэнд пэтриотс”. Команде, которую больше всех ненавидят в Америке за их элит-ность, высокомерие и непохожесть, за провокационное поведение на поле и за его пределами, за спортивные и неспортивные подлости, и конечно, за то, что это одна из самых дорогих команд Лиги. Но с другой стороны - “Патриоты” за последние 14 лет пять раз играли в Супербоуле и одержали там три победы. Так что сила этой команды была хорошо известна, и футбольные болельщики надеялись, что если уж “Морские ястребы” и выиграют, то победа им достанется с кровью и потом.
Интересно, что обе команды могли и не дойти до Супербоула. Первыми чуть было не споткнулись бостонцы - в дивизионном финале они с трудом одолели чемпиона 2013 года “Baltimore Ravens” - 35:31. “Патриоты” проигрывали почти весь матч - 0:14, 14:28, 28:31, но в концовке сумели дожать своего соперника.
Команда из Сиэттла в финале конференции против чемпиона-2011 “Green Bay Packer” оказалась в еще более тяжелой ситуации - 0:16 после первой половины матча и 7:19 - за две с половиной минуты до конца 4-й четверти. Комментаторы уже начали обсуждать шансы “Packer” в Супербоуле против “Пэтриотс”, как вдруг госпожа-удача повернулась к “Ястребам” лицом: две молниеносные результативные атаки, и “Сиэттл” уже впереди - 22:19. Правда, за 14 секунд до финального свистка “Packer” счет сравняли, но в овертайме “Seahawks” свалившееся на них счастье из рук уже не выпустили - 28:22.
Опыт или молодость?
Естественно, что в преддверии Супербоула не было недостатка в прогнозах. Все знали, что у “Сиэттла” - лучшая оборона, а у “Нью-Инглэнд” - лучшее нападение. И все-таки ряд специалистов очень осторожно отдавали некое предпочтение “Патриотам”. Во-первых, в команде есть топовая фигура: квотербек Том Брэди, который играет уже 15 лет и который имеет огромнейший опыт таких матчей.
Так для него это уже шестой финал, и который, как говорится в таких случаях, “целую стаю собак съел”. Для квотербека “Морских ястребов” Рассела Уилсона это всего третий сезон в Лиге, но уже второй финал, и чего греха таить - из-за легкой победы в прошлом году ни ему, ни команде, похоже, не удалось оценить весь секрет Супербоула. А во-вторых, никто особенно не хотел спорить со статистикой: ни одной команде за последние 10 лет не удавалось выигрывать Супербоул два года подряд - последними в 2005-2006 были как раз “Нью-Инглэнд”.
Эти последние 26 секунд...
С первой до последней минуты на поле шла упорная борьба, и преимущество постоянно переходило от одной команды к другой - 7:0 и 14:7 в пользу “Патриотов”, а потом 17:14 и 24:14 уже в пользу “Ястребов”. Казалось, что “Сиэттл” своей су-перобороной сможет удержать победный счет, но у “Нью-Инглэнд” есть великий Брэди, который двумя точными пасами нашел своих партнеров, и за две минуты до конца матча уже впереди были “Патриоты” - 28:24. “Ястребы” полетели в атаку, и казалось, что судьба опять повернулась к ним лицом: за двадцать шесть секунд до конца 4-й четверти они получили право на атаку, причем до зачетной зоны соперника, куда надо занести мяч, было меньше (!) одного метра.
Поверить в то, что “Сиэттл” не сможет это сделать, было просто невозможно, и поэтому в глазах игроков из Бостона и их болельщиков - боль и разочарование, а игроки “Ястребов” и фанаты команды начали поздравлять друг друга.
Но ведь как известно: “Поспешишь - людей насмешишь!” И квотербек “Ястребов” Рассел Уилсон, имея три (!) попытки на эту атаку и еще один тайм-аут, вдруг решил сыграть череcчур красиво и рискованно, вместо того, чтобы сыграть очень просто и надежно.
В итоге, “Патриоты” мяч перехватили, и через пару минут и они сами, и их болельщики бились в экстазе от восторга. А сиэттловцы смотрели друг на друга, и не понимали, как победа в Супербоуле, которая была практически у них в кармане, вдруг резко оттуда упорхнула.
Лучшим игроком финала - MVP был признан квотербек “Патриотов” Том Брэди, который стал четырехкратным чемпионом и получил приз MVP в третий раз в своей блистательной карьере. И это, наверное, правильно - ведь в таких матчах, особенно на последних секундах, все решает опыт. И именно этого и не хватило его визави из “Сиэттла” Расселу Уилсону. Но ведь известно: за одного битого двух небитых дают...