Игра всех звезд

"Красная Армия" непобедимая

В воскресение, 25 января, в Коламбусе, штат Огайо, в шестидесятый раз пройдет “All Star Game” - Матч всех звезд Национальной хоккейной лиги. 

"Красная Армия" непобедимая

Официально первый матч “All Star game” был сыгран в сезоне 1947-1948 гг., но и у этой даты есть своя предыстория.

А начиналось все так...

Самый первый матч такого характера состоялся в Монреале в 1908 году – тогда играли “Монреаль Уондерерз” и команда звезд любительской лиги Восточной Канады. Это была благотворительная игра, посвященная игроку “Монреаля” Ходу Стюарту, который утонул спустя всего три месяца после завоевания Кубка Стэнли. Матч собрал весьма приличную для того времени сумму – более 2000 долларов, которые были переданы семье Стюарта. В предвоенные годы еще три раза - в 1933-м, 1937-м и 1939-м годах - Лига организовывала благотворительные матчи, весь сбор от которых шёл семьям погибших игроков.

Чемпионы против остальных

Но после войны менеджмент НХЛ принял решение об организации специальной рекламной акции, которая, с их точки зрения, привлекла бы повышенное внимание публики. Для этого в начале каждого сезона начали проводить специальную игру, которая получила название “All Star game”– “Матч всех звезд”.

В первом матче, который прошел 13 октября 1947 года в Торонто, на стадионе “Мэйпл Лифс Гарденс”, сошлись хозяева поля и сборная, состоящая из игроков остальных пяти команд Лиги. Победу одержала сборная команда - 4:3, и с этого года, за редким исключением, “All Star game” проходили по одному и тому же сценарию: обладатель Кубка Стэнли играл со сборной командой остальной Лиги.

Временами формат игры пытались менять – например, в 1950-51 годах в одной команде были собраны игроки “Торонто” и “Монреаля”, а в другой – игроки четырых американских команд НХЛ. Однако большого интереса эти игры не вызвали, и было принято решение вернуться к старому формату, который просуществовал до сезона 1967– 1968 гг.

Восток – Запад

В 1967 году в НХЛ были приняты еще шесть команд, и для раскрутки новичков было решено проводить матч не в начале сезона, а в середине. А в 1969-м появился и вовсе новый формат игры – сборная Восточного дивизиона против сборной Западного, что не намного повысило интерес к матчам со стороны публики.

Этот формат просуществовал всего восемь лет – в 1975 году НХЛ расширилась до 18 команд, которые были разделены на 4 дивизиона и две конференции. В итоге, теперь в “All Star game” играли команды двух конференций: Кларенса Кэмпбела и Принца Уэльского. И все равно большого интереса со стороны публики и прессы не наблюдалось, и в 1979 году вместо “Матча всех звезд” был организован “Кубок вызова”, в котором “Cборная всех звезд НХЛ” играла три матча со сборной СССР.

Итог этого уик-энда был весьма печален для НХЛ: поражение в третьем матче – 0:6, что еще больше оттолкнуло от звездных матчей не только публику, но и привело к тому, что многие игроки Лиги начали придумывать себе травмы, чтобы не попасть на матч в состав сборной звезд.

Лига лихорадочно начала искать выход из сложившегося положения, и в 1985 году, подсмотрев это у НБА, сделала предложение болельщикам, чтобы те выбирали первые пятерки игроков. Предложение было воспринято с воодушевлением – эпоха интернета еще не наступила, и штаб-квартиры в Торонто и Нью-Йорке оказались заваленными тысячами писем.

Однако менеджеры Лиги решили не останавливаться на достигнутом и сделали предложение, от которого хоккейный мир ахнул – они предложили отменить эти матчи, а вместо них раз в два года проводить игры между сборной НХЛ и сборной СССР. Первый такой поединок, а точнее сразу два, состоялись в феврале 1987 года, и носило это мероприятие название “Рандеву-87”.

Интересно, что во время одной из пресс-конференций этого “Рандеву” президент НХЛ Джон Зиглер заявил, что советские хоккеисты никогда не будут играть в НХЛ, а игроки Лиги никогда не будут играть за свои национальные сборные на Зимних Олимпийских играх. Первое высказывание было опровергнуто через два года, когда в НХЛ появился Александр Могильный, а вот участия энхаэловцев в Олимпиаде пришлось ждать аж 11 лет.

Во время “Рандеву” канадские и российские игроки принимали участие в детских соревнованиях, после чего ряд конкурсов для детей перекочевал в программу “Матча всех звезд”. Дабы не мешать одно с другим, конкурсы – “Skills Competition” – с 1990 года были выделены в отдельный день, который многие болельщики любят даже больше, чем саму игру, потому что именно в конкурсах хоккей представлен в наиболее ярком и привлекательном виде.

С середины 90-х был окончательно упорядочен выбор игроков на Матч звезд – стартовые пятёрки команд определялись голосованием болельщиков, а остальных игроков матча выбирал Отдел по хоккейным операциям Лиги, стараясь не особо нарушать принцип “по игроку – из каждого клуба”. Изменился и принцип выбора тренеров: начиная с 1996 года тренеры команд – это тренеры двух лучших команд в каждой конференции (а до этого были финалисты Кубка Стэнли).

Америка – Европа

С начала 90-х годов европейцы буквально толпами хлынули в Лигу и начали играть там весьма серьезную роль. Глядя на то, как “звездят” в НХЛ представители старушки-Европы, а также наблюдая, какой эффект во всем мире вызвало появление баскетболистов из НБА на Олимпиадах в Барселоне-92 и Атланте-96, руководство Лиги взяло свои слова обратно и дало согласие на участие игроков в составе своих национальных сборных на Олимпиаде-98 в Нагано.

Для рекламы этого события Лига приняла решение вновь изменить формат, и разделив игроков по географическому признаку, организовала матч “сборной Северной Америки”, куда вошли канадцы и американцы, и “сборной остального мира”. И хотя все понимали, что “сборная остального мира” – это сборная Европы, политкорректность здесь была соблюдена на все 100 процентов.

Этот формат просуществовал до 2003 года, матчи эти вызывали определенный интерес, но постоянно критиковались и журналистами, и болельщиками. Во-первых, то, что организовывалось и подходило для рекламной акции к Олимпиаде в Нагано-98, явно противоречило принципам НХЛ – команды не должны комплектоваться по национальному или географическому признаку.

А во-вторых, категорически против такой комплектации, да и названия команд, выступали канадцы, которым было обидно видеть команду, на 75 процентов состоявшую из канадских хоккеистов, но при этом названную “сборной Северной Америки”. В итоге, прошло всего 5 таких Матчей звезд, из которых североамериканцы выиграли три поединка, а “остальному миру”, то бишь Европе, досталось две победы. После чего все вернулось на круги своя: Восток против Запада.

Два капитана – 2

Несмотря на всевозможные ухищрения и изменения, интерес к звездному уик-энду продолжал падать, и в 2010 году Лига в очередной раз решилась на кардинальные изменения.

Теперь команды будут смешанными. Болельщикам предоставили право выбирать только шесть хоккеистов, которые автоматически станут участниками “Матча всех звёзд”. Ещё 36 игроков называет Департамент хоккейных операций НХЛ. После этого игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, устраивают так называемый драфт и выбирают игроков к себе в команду.

Нельзя сказать точно, пришелся ли ко двору новый формат, но какая-то интрига в этом явно присутствует, и не раз бывало так, что игроки из одной команды, попавшие на звездный уик-энд, в итоге должны играть друг против друга.

RED ARMY

В последние годы организаторы “All Star game” все чаще стараются разнообразить спортивную составляющую культурной программой. Поэтому во время уик-энда проходят показы кинофильмов на хоккейную тематику, выставки и даже концерты рок-групп, в составе которых играют бывшие или даже действующие игроки НХЛ.

23 января в Америке, а затем и в Канаде, в прокатный эфир выходит документальный фильм “RED ARMY” («Красная армия»), посвященный самой успешной команде в истории мирового спорта – хоккейной сборной СССР, основу которой долгие годы составляли игроки Центрального спортивного клуба армии – ЦСКА. Так как в Северной Америке эта аббревиатура не очень понятна, то здесь эту команду называют просто – Red Army.

Действие этой документальной ленты разворачивается в Советском Союзе в самый разгар холодной войны, в 70-80-е годы прошлого века, и повествует об истории советской сборной, знаменитой хоккейной «Красной машины», о ее отце-основателе, великом Анатолии Владимировиче Тарасове, о продолжателе дела Тарасова, не менее великом Викторе Васильевиче Тихонове, и обо всем том, что тогда происходило вокруг сборной и внутри ее.

В центре истории – легендарный капитан ЦСКА и сборной СССР восьмидесятых Вячеслав (“Slava”) Фетисов. Истории, которые рассказывает Фетисов и которые происходили с ним как на ледовой арене, так и в жизни, позволяют зрителям, особенно тем, кто не знаком с советской действительностью, заглянуть за «железный занавес» 70-х и 80-х годов и хоть немного понять, как жили тогда советские люди и какое политическое значение для страны имели спортивные достижения во времена Советского Союза.

Надо отметить, что автор фильма, американский режиссер Гейб Польски, с восторгом относится к своим героям – легендарной пятерке Фетисов-Касатонов-Макаров-Ларионов-Крутов: «Уровень мастерства этих парней был поразителен. Они вознесли хоккей до одной из форм искусства. Эти игроки войдут в историю в качестве самых великих. Я старался снять не просто обыкновенный документальный фильм о спорте или документальный фильм о политике.

Я четко понимаю, что спорт всегда связан с патриотизмом. Именно поэтому за Олимпийскими играми всегда так интересно наблюдать. Однако здесь обстоятельства были особенными, потому что герои “Красной машины” были фактически заложниками - рабами своего дела, так как по 11 месяцев в году без роздыху пахали на хоккейных плантациях».

В своем фильме Польски все время пытается обратить внимание на личности: он ставит рядом высказывания Рональда Рейгана о том, как важно победить советскую машину на спортивной площадке, и Владимира Познера, утверждающего, что хоккей в СССР служил пропаганде социалистического образа жизни.

Вдохновенному тактическому гению Анатолия Тарасова, который привносил в хоккей что-то от балета, а что-то от шахмат, противопоставлен Виктор Тихонов - жесткий тренер, при котором команда весь год не вылезала с тренировочной базы, но и тоже давала результат.

Кстати, Тихонов давать интервью для фильма отказался, и этим, похоже, здорово обидел режиссера, который, рассказав о том, какой жесткий был Тихонов-тренер и жестокий Тихонов-человек, не сказал ни слова о том, какими были позже отношения между великими игроками и великим тренером (легендарный тренер скончался 24 ноября 2014 года в Москве, на 85-м году жизни).

Кстати, об отношениях. Безусловно, лучшим моментом фильма является тема взаимоотношениий между Вячеславом Фетисовым и Алексеем Касатоновым, которые сначала были партнерами по команде, затем стали закадычными друзьями и называли друг друга братьями, а потом стали заклятыми врагами.

Теперь оба великих хоккеиста - опять друзья, но этот момент фильма надолго остается в памяти, и, похоже, даже перевешивает те исторические неточности и ошибки, которые присутствуют в этом фильме.

По крайней мере, после демонстрации фильма на Московском международном кинофестивале в российских хоккейных кругах о нем говорили только хорошие слова, в то же время понимая, что автору, который хоть и имеет советские корни (родители – эмигранты с Украины), но не жил в СССР, очень трудно до конца понять все грани и стороны советской жизни. 

Новости региона

Все новости