Сейчас на дворе уже сентябрь, и о бедности снова – как и было до январского «юбилея» – перестали вспоминать, хотя она никуда не девалась. В стране и в мире происходит столько горячих событий, что тут не до вечных, непреходящих тем. А ведь они гораздо важнее, чем одноразовые сенсации.
На продолжение темы бедности, о которой я писал в январе, меня натолкнула информация о том, как магазины «всё за доллар» умножают свои прибыли, опережая торговые сети, рассчитанные на более состоятельных покупателей.
При этом, правда, американская пресса рассказывает о «долларовых магазинах» не в контексте бедности, а лишь потому, что три крупнейшие компании – Dollar Tree, Family Dollar Stores и Dollar General – ведут борьбу за «консолидацию», т.е. перекупку друг друга. Как сообщает информагентство Reuters, корпорации Dollar Tree и Dollar General хотят купить меньшую по объему операций Family Dollar Stores («всего-то» 8200 магазинов в разных штатах США), предлагая за нее соответственно $8,5 млрд. и $9 млрд. «Оба соперника, – отмечает Reuters, – делают ставку не только на здоровье «глубоко уцененного» сектора розничной торговли, но и на неподатливость нищеты в Америке».
Позади нас – только турки с мексиканцами...
Можно, конечно, смазывать остроту проблемы, употребляя эвфемизмы типа «неподатливость». Именно этим, а также замалчиванием проблемы как таковой, занимаются сменяющие друг друга правительства и президенты США – в ежегодных президентских посланиях к Конгрессу и нации «О состоянии страны» слово «бедность» фигурирует не более двух раз, в то время как Джонсон в 1964 году использовал его в своей программной речи девять раз.
Это при том, что бедность в США не сокращается, а неуклонно растет: ежегодно ряды неимущих пополняются на 2,5 – 3 млн. человек; сегодня людей, живущих за чертой бедности, насчитывается в Америке 46,5 млн. Если в 2000 году неимущие составляли 11,3% населения США, то в прошлом году – уже более 15%. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ставит Америку по уровню нищеты впереди 16 развитых стран – позади только Мексика и Турция. Нелестный рейтинг...
Собственно, американскую нищету можно видеть и без статистики – она буквально бросается в глаза – и в афроамериканских сельскохозяйственных районах американского Юга, и в индейских резервациях Запада, и в городских гетто Детройта, Нью-Йорка, Чикаго и других крупных городов.
Такой вопиющей нищеты по соседству с вызывающим богатством нет ни в одной развитой стране – это подтверждает не только статистика ОЭСР, но и элементарные наблюдения каждого из нас, кто живет в Америке и бывает в Европе.
На окраинах Амстердама живут в основном малоимущие иммигранты – турки и марокканцы, но их среда обитания на два порядка лучше, чем условия жизни обитателей районов типа Южного Бронкса, бруклинского Ист-Нью-Йорка или Южного Лос-Анджелеса.
(Последний раньше назывался South Central LA, но был переименован в South Los Angeles по той причине, что старое название вызывало у людей устрашающие ассоциации с разгулом уличного бандитизма и засильем наркомафии). Таких районов в Европе нет. Почему? Наверное, потому, что в Европе гораздо более щедрая система социальной помощи – за счет более высоких, чем в США, налогов.
Вам не нравится платить налоги, делиться с бедными («паразитами»)? Окей, но помните: скупой платит дважды, сегодня недодали денег на пособия – завтра будете давать деньги на борьбу с преступностью, разрухой и антисанитарией. Гуманитарная организация «Врачи без границ» ездит работать в городские гетто Америки по тем же программам, которые она использует в Нигерии, Камеруне и тому подобных странах. Это нормально?
В средний класс попадают немногие... да и зачем?
Вот из таких малоприятных реалий вырастают многомиллиардные прибыли «долларовых магазинов», причем растут они очень споро: по данным базирующейся в Лондоне аналитической фирмы Euromonitor International, за пять лет, с 2008 по 2013 год, доходы этого сектора американской розничной торговли увеличились почти на 47%. Вот бы вся экономика такими темпами росла – тогда бы у нас бедных не было, все бы стали средним классом! Но увы: средний класс сокращается на глазах, миллионы людей выпадают из него в нищету, и лишь небольшая горстка топ-менеджеров и биржевых спекулянтов умножает свои миллиарды.
Остальных кормят мифом под названием «Американская мечта», о котором благотворительная организация Poverty Program пишет так: «Миф: Америка – страна возможностей, надо только упорно работать, и к вам придет успех, вы двинетесь наверх по социальной лестнице. Правда: лишь 35 % детей из бедных семей, став взрослыми, пополнят средний класс».
А вот еще один любопытный момент: треть американцев, согласно свежему опросу, вообще не откладывает денег на старость. Почему?! Да полно, все мы знаем, почему: даже если вы выбьетесь в этот самый средний класс и удержитесь в нем, вы никогда не накопите (если только не зарабатываете хотя бы полмиллиона в год) на безбедную старость. Высокие налоги на недвижимость, запредельно дорогое образование и медицинское обслуживание повышибают из вас все сбережения, и на старости лет не из чего будет платить налог на недвижимость за дом, ради которого вы всю жизнь лезли из кожи вон, выплачивая моргидж. В хороших пригородах Нью-Йорка property tax достигает 15 – 20 тысяч долларов в год, а то и больше: могут пенсионеры платить такие деньги?
Нет, поэтому дом очень часто продают и переезжают в квартиру. Но квартиры в благополучных пригородах нынче тоже недешевы – за скромное жилье с одной спальней с вас попросят $1200 – $1500, а супруги-пенсионеры, возможно, вдвоем столько получают.
Да даже если в два раза больше – все равно с такими расходами на жилье не разгуляешься, по белу свету не разъездишься. Всё больше людей осознаёт бесперспективность жизни на пенсии в качестве пенсионера «из среднего класса»: звучит гордо, а живется кисло. Куда выгоднее скатиться в нищету, на пособия – Медикейд в дополнение к Медикэру (который один не всё покрывает), «восьмую программу», фудстэмпы и т.д.
В Киргизии нет Южного Бронкса
Чтобы достичь статуса «уважаемого нищего», необходимо пройти процедуру «элегантного обнищания» – эти термины я не сам придумал, а позаимствовал у одного известного юриста, чья фирма консультирует людей на предмет путей приобщения к «сладкой халяве».
(Недаром звучит почти как «сладкая халва», отметил уважаемый адвокат). К выходу на пенсию «денежки – тю-тю» – абсолютно легально производится так называемый «spend down», после которого можно показать государству пустые счета и попросить помощи. Есть и менее легальные пути получения «сладкой халявы» – в крупных городах народ массово «дуркует», получая пособия на основе якобы имеющегося психического заболевания.
Наши соотечественники широко всем этим пользуются, но при этом в своем большинстве поддерживают консервативные, правореспубликанские установки на сокращение «халявы». Как одно совмещается с другим – не знаю. Видимо, диалектическим материализмом наших людей перекормили: «единство и борьба противоположностей», «отрицание отрицания»... А по-простому можно сказать, что рубят сук, на котором сидят.
Но речь все-таки не об этом. Нищета, конечно, не должна быть привлекательной, но в первую очередь нужно, чтобы не было нищеты. Для этого у Америки есть все предпосылки: США – богатая страна. В среднем, на круг, так сказать.
В рейтинге стран по ВВП на душу населения, который можно найти в международном справочнике ЦРУ – CIA World Factbook, – Америка занимает 12-е место: на каждого американца в год приходится $49 000. Это же не Бурунди ($600 на душу в год), не Эритрея ($700) и даже не Кыргызстан ($2400)! Но даже в Кыргызстане нет, насколько мне известно, подобия Ист-Нью-Йорка. Срамота, да и только...