Королева тенниса по фамилии Кинг

21 августа в Нью-Йорке, в Национальном теннисном центре имени Билли Джин Кинг, состоялась жеребьевка очередного Открытого чемпионата США по теннису. 

Королева тенниса по фамилии Кинг
Билли Джин Кинг

Как и положено, на этом торжественном мероприятии присутствовала целая команда звезд мирового тенниса, но особое, почтительное и даже восхищенное отношение из этой славной кагорты было обращено на невысокую и чуть полноватую женщину, чье имя и носит этот Теннисный центр.

67 побед в одиночном разряде, включая все турниры Большого Шлема, и 101 победа в паре. В 1966 - 1968 и в 1972 году была сильнейшей теннисисткой мира и получала приз игрока года. Она является самым возрастным профессиональным игроком, выигравшим одиночный турнир высшего ранга.

В 1983 году Кинг выиграла турнир в Бирмингеме в возрасте 39 лет, 7 месяцев и 23 дней. В 1987 году была принята в Международный зал теннисной славы. В 1990 году вошла в число 100 самых влиятельных американцев ХХ века, а в 2009 году награждена Президентской медалью Свободы, высшим гражданским знаком отличия в США.

...А папа - простой пожарный...

И это далеко не полный список того, чего добилась эта великая женщина, чьим именем назван самый знаменитый Теннисный центр Америки. А начиналась жизнь будущей теннисной суперзвезды и главного теннисного реформатора, как у простой американской девочки. Отец - пожарный, мама занималась детьми, а брат профессионально играл в бейсбол.

Билли Джин тоже хотела играть в бейсбол, как и брат, но тогда женской команды рядом с домом не было, и девочку, чтобы она не плакала, отвели на ближайший бесплатный корт поиграть в теннис. Почти восемь лет будущая звезда играла на бесплатных кортах старыми ракетками, пока родителям и всем окружающим не стало ясно, что из девочки может получиться что-то приличное.

Переход во взрослый теннис прошел практически безболезненно, но проблемы были абсолютно не спортивные и сопровождались большим количеством девичьих слез: когда Билли Джин было шестнадцать лет, её теннисный тренер Фрэнк Бреннан посмотрел на короткую стрижку и очки с толстыми линзами и сказал: “Ты станешь очень хорошей спортсменкой, Билли Джин, потому что ты очень некрасива”.

После этих слов девушка была просто безутешна: “Он вот так просто и сказал. Даже не подумал о том, как это будет звучать для меня. А ведь мог просто поделиться наблюдением, ну, сказать, например: “Ты станешь достойным игроком, потому что у тебя хороший бэкхенд, Билли Джин”.

"Уимблдон", и все, все, все...

Первые юные девичьи разочарования и бесконечная игра на бесплатных кортах привели к тому, что девушка научилась играть совсем не в женский теннис: увидев, как играют мужчины, юная Кинг, тогда еще Билли Джин Моффитт, решила, что будет играть точно так же, то есть постоянно выходя к сетке, принимая мяч слета.

До эпохи Кинг женский теннис - это спокойная игра на задней линии с редкими выходами вперед. И так играли практически все участницы женских турниров. А тут появляется некая американка в очках, которая начинает играть, как мужчина. Плюс выясняется, что у нее - железный характер.

Узнав, что на свете есть "Уимблдон", 15-летняя Кинг заявила: "Я его выиграю, и очень скоро". И она действительно через два года выиграла парный Уимблдонский турнир. А потом "Уимблдон" и вовсе стал чуть ли не родным местом для Билли Джин, которая за свою карьеру двадцать раз выигрывала этот самый старый турнир Большого Шлема, став настоящей легендой этого турнира.

Женщина - тоже человек!

Просто играть в теннис, будучи человеком фантастической энергии, Кинг не могла, и поэтому начала заниматься вопросами теннисного менеджмента. Первые же знания привели ее в ужас: оказывается, сумма призовых денег на одних и тех же турнирах у женщин была раз в десять меньше, чем у мужчин. И Кинг решила с этим бороться.

Но когда она попыталась заручиться поддержкой игроков-мужчин в борьбе за лучшие условия для женщин, говоря о том, что, выступая единым фронтом, они смогут добиться большего, то наткнулась на мужское холодное молчание. В то время в теннисе происходили кардинальные изменения.

Начиная с 1968 года самые престижные теннисные турниры стали допускать к участию профессионалов наряду с любителями, большинство из которых долгие годы получали деньги “под столом”. Теперь, когда всё стало легально, игроки начали борьбу за лучшую оплату своего труда с организаторами соревнований. И неожиданно для себя Кинг вдруг осознала, что отношение к женскому теннису стало ещё хуже, чем раньше.

Артур Эш, чьим именем назван самый большой корт Национального теннисного центра имени Билли Джин Кинг, в те годы был первым президентом профсоюза игроков и был категорически против принятия в профсоюз женщин: “Мужчины теперь играют в теннис, чтобы заработать на жизнь. Они не хотят отдавать деньги девушкам просто на то, чтобы они приезжали играть в теннис... Почему мы должны с ними делиться?

И вообще, для теннисисток было бы лучше, если бы они угомонились, вышли замуж и завели семью. Жизнь в теннисе трудна и, откровенно говоря, это не для них. Они перестают быть женщинами. Становятся слишком независимыми и не могут ни к кому приспособиться, ни к какому мужчине. И потом, они хотят быть на ведущих ролях, не только на корте, но и дома”.

 

В 2006 году, на памятной пресс-конференции, посвященной присвоению Теннисному центру имени Кинг, сама Билли Джин с разочарованием вспоминала те далекие шестидесятые: “Я не могла в это поверить. Когда теннис стал открытым, теннисисты, мои лучшие друзья, между прочим, не захотели, чтобы мы стояли рядом, и это стало тогда для меня тяжелейшим ударом. А Артур Эш тогда был просто настоящим поросёнком.

Причем он относился к нам так неуважительно довольно долго, и не успокоился, пока не встретил свою жену - Джин Мутуссами, профессионального фотографа, которая сделала из него нормального человека. А до этого все годы он был законченным поросёнком”.

Слушая выступления великой теннисной королевы, корреспондент “ВНС” никак не мог отделаться от мысли, что присутствует на каком-то театральном мероприятии - ведь речь свою Билли Джин произносила, сидя в пресс-центре стадиона имени Артура Эша, который входит в состав Национального теннисного центра имени самой Кинг. Но увы, это все было правдой.

Нам нечего терять...

Получив отказ в помощи от сильной половины теннисного мира, летом 1970 года Кинг с подругами начали задумываться о создании собственной организации. Дело шло довольно медленно, но тут стало известно, что на Тихоокеанском турнире призовой фонд для женщин составил 7500 долларов, а для мужчин - 60 000. К тому же женщины, не вошедшие в число шестнадцати лучших, вообще не получали ни доллара.

В то время как игра мужчин оплачивалась на всех этапах турнира. Это было последней каплей, которая и привела сначала к созданию профессионального женского тура, а потом и самостоятельной женской федерации.

Кинг и еще одна знаменитая американская теннисистка Роза-Мари Касалс обратились с предложением к Глэдис Гельдман, издателю журнала "Уорлд теннис", которая через свои связи вышла на компанию “Филлип Моррис”, которая согласилась стать спонсором первого женского теннисного турнира.

Интересно, что сумма призовых была все та же - 7500 долларов, но деньги уже делились по-другому, плюс теннисисткам оплачивался проезд. Решение организовать собственный турнир вызвало настоящий скандал, и за неделю до начала турнира в Хьюстоне официальные представители Ассоциации тенниса США заявили, что игроки, которые примут участие в этом соревновании, будут дисквалифицированы на неопределённый срок, что означало запрет на участие в "Уимблдоне" и Открытом чемпионате США.

Неизвестно, читала ли Кинг в юности произведения Маркса и Энгельса, но как вспоминали потом все свидетели, на специальном собрании в преддверии турнира Кинг буквально цитировала классиков: “У нас ничего нет, и нам нечего терять, но зато мы сможем доказать всем, что мы есть, и я думаю, что надо попробовать!”.

В результате 23 сентября 1970 года фактически родилась вся современная индустрия женского спорта. Через год турнир проходил уже в семи городах Америки, а призовой фонд составлял 305 тысяч долларов. Через два года он вырос до 775 тысяч. Кинг, как и Гельдман, хорошо понимали, что одним теннисом зрителей на трибуны не заманишь, и тогда было принято решение одевать всех теннисисток в яркие красивые наряды, для чего был приглашен дизайнер одежды и теннисный энтузиаст Тед Тинлинг, тот самый, который в 1949 году на чопорном "Уимблдоне" провокационно одел, а точнее раздел, американскую теннисиcтку Гасси Моран.

Тинлинг с восторгом принял это предложение и начал одевать игроков как артисток, а не как атлетов. Участницы турнира так отчаянно желали успеха туру, что давали бесплатные теннисные уроки в день своих матчей, с энтузиазмом приветствовали спонсоров на вечеринках и даже в некоторых городах стояли перед стадионами, где должны были состояться игры, обвешанные плакатами, зазывающими зрителей.

Но никто из игроков не вложил в раскручивание тура столько труда, как Билли Джин Кинг. На организацию суверенного женского тенниса пошли энергия Кинг, ее знание рынка тенниса, ее огромные организаторские способности. Сквозь множество проблем и препятствий Кинг добилась, чтобы Международная федерация тенниса признала новый союз. Теперь этот союз - WTA (Ассоциация женского тенниса) не только защищает права спортсменок, но и сам способен платить за призы и организовывать турниры, и своему рождению обязан упорству и трудолюбию персонально Билли Джин Кинг.

Самый главный рекламный поступок в своей теннисной жизни, на который она пошла, для того чтобы поднять интерес и престиж женского тенниса, состоялся 20 сентября 1973 года, когда она вызвала на поединок чемпиона "Уимблдона" среди мужчин 1939 года Бобби Риггса, великого теннисиста, но яростного женоненавистника. 55-летний Риггс уже играл один матч с другой знаменитой теннисисткой, Маргарет Корт, и будучи неплохим психологом, подарил австралийке перед матчем соски и пеленки, давая понять, что заниматься ей надо не теннисом, а материнством, после чего Маргарет вообще не смогла с ним играть.

Кинг, как потом она рассказывала, вышла играть не только за себя, но и за Корт: “Я понимала, что вот сейчас все может и решиться. И знала, что я проиграю только в том случае, если меня унесут с корта мертвой”.

Матч, победителю которого доставалось 100 000 долларов, проходил в знаменитом Дворце спорта в Хьюстоне - в "Астродоме". Перед матчем Боб подарил ей букетик, она же ему вручила глиняную свинью.

За игрой, транслировавшейся в прямом эфире, следили более 50 миллионов телезрителей по всей Америке и тридцать тысяч на стадионе. 29-летняя Кинг одержала блистательную победу - 6 : 4, 6 : 3, 6 : 3. Она "пахала" на корте так, что, когда кончился матч, ее унесли на кресле, так как встать на ноги она не могла.

Именно с того момента, по мнению многих специалистов, теннис стал одним из самых популярных видов спорта у зрителей, почти национальной религией в США. А женский теннис - полноправным участником всех теннисных турниров. И когда Ассоциация тенниса США предложила присвоить нью-йоркскому Теннисному центру имя Билли Джин Кинг, этому никто не удивился.... 

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях